ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5 1.1. Сущность проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 5 1.2. Особенности нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 15 Выводы по главе I 24 Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25 2.1. Изучение уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 25 2.2. Комплекс коррекционных занятий по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 30 2.3. Проверка эффективности работы коррекционных занятий по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 35 Выводы по главе II 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Преодоление нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

дипломная работа
Педагогика
49 страниц
93% уникальность
2022 год
4 просмотров
Оболенцева Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5 1.1. Сущность проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 5 1.2. Особенности нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 15 Выводы по главе I 24 Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25 2.1. Изучение уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 25 2.2. Комплекс коррекционных занятий по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 30 2.3. Проверка эффективности работы коррекционных занятий по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 35 Выводы по главе II 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Читать дальше
Актуальность проблемы: Дети с задержкой психического развития требуют особого внимания людей, занимающихся их воспитанием, обучением и развитием. ЗПР – это не приговор, не диагноз на «всю жизнь». Важна ранняя диагностика данного заболевания и последующая профилактика и коррекция. Необходимо как можно раньше обнаружить и выявить проблемы в психическом развитие ребенка, провести диагностику, определить «точки» несоответствия. Значительное число ученых разрабатывали в своих исследованиях вопросы, касающихся детей с задержкой психического развития. Поднимались проблемы факторов возникновения данного заболевания, а также возможности для устранения симптомов заболевания. Исследователи пришли к единому мнению, что задержка психического развития при правильном подходе поддается коррекции. Низкий уровень навыка чтения у школьников начальных классов косвенно является показателем задержки психического развития. Повысить этот уровень возможно за счет систематической работы на уроках литературного чтения, внеклассных мероприятий, приобщения к тесному взаимодействию с книгой.


Если заказываете написание диплома на заказ , выбирайте надёжный сервис.


Необходимо развивать не только читательский интерес, но и общую мотивацию к учению, к процессу овладению знаниями. Здесь важно сотрудничество всех участников образовательного процесса. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанности темы обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования. Объект исследования: преодоление нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования: коррекционая программа по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования. Гипотеза: при проведении коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР уровень сформированности навыка чтения увеличивается. Цель исследования: составление коррекционной программы для преодоления нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2. Выявить уровень сформированности уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР; 3. Составить программу коррекционной работы, которая поспособствует увеличению сформированности уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР; 4. Экспериментально проверить эффективность созданной и реализованной программы, направленной на увеличение показателей сформированности уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР в начальных классах общеобразовательной школы. Важнейшие источники исследования: - литература по вопросам истории, теории и методики проблемы; - программа коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР; - рекомендации для учителей начальных классов и специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста с ЗПР; - текст методики для определения уровня сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Методы исследования: - Теоретические методы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. - Эмпирические методы: наблюдение, опрос, статистическо-математические методы, составление таблиц и диаграмм. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: составлен и апробирован комплекс коррекционных занятий по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Практическая значимость: разработанный комплекс коррекционных занятий может быть использован учителями начальных классов и другими специалистами, работающими с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Внедрение в практику: основные результаты работы, были использованы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №58» (ГБОУ «СОШ №58») Приморского района Санкт-Петербурга. Положения, выносимые на защиту: психолого-педагогическими условиями для увеличения сформированности уровня чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР являются: - проведение коррекционных мероприятий по формированию навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР; - работа всех специалистов с согласованным планом, контактирующих с детьми младшего школьного возраста с ЗПР; - обогащение знаний детей о различных художественных произведениях, увеличение их словарного запаса; - обучение детей беглому чтения, пониманию прочитанного текста. Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка изученной (29 источников) литературы. Объем – 52 страницы, работа содержит 3 таблицы и 2 схемы.

Читать дальше
Многим известно, что в начальные классы общеобразовательных учреждений впервые приходят дети, умеющие читать и писать. Но бывает так, что многие не владеют такими навыками. Как правило, дети с ЗПР оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная многих букв, не владея элементарными фонематическими понятиями. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии. Для детей этой группы характерна значительная разнородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкая (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) степень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для получения и обработки сенсорной информации; в бедности, ограниченности, частичности знаний таких детей об окружающем мире; в препятствиях, при узнавании предметов, находящихся в необычном расположении, контурных и схематических иллюстраций. Однородные свойства предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Дети с ЗПР не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Многие исследователи занимались проблемами как причин возникновения данного заболевания, так и общего развития детей с ЗПР, в том числе вопросами преодоления нарушений навыка чтения у детей с задержкой психического развития. Ученые, также, как и проведенное нами эмпирическое исследование показывают, что большинство детей испытывают значительные трудности в овладении навыком чтения. У детей с ЗПР чаще присутствует внешняя мотивация для совершенствования данного навыка. Они не осознают, что чтение помогает развитию всех мыслительных процессов, развивает личностно-эмоциональную сферу. Для формирования внутренней мотивации овладения навыком чтения педагогам начальных классов необходимо проделать большую работу. В первую очередь это создание комфортной атмосферы для самих учеников. Затем важно наладить контакт со всеми специалистами, регулярно проводить занятия с логопедом и дефектологом, психологом и социальным педагогов. Не менее важна роль родителей в этом процессе. Учителю, работающему с детьми с ЗПР нужно не просто наладить контакт с родителями, а научить их совместно работать над преодолением нарушений навыка чтения у младших школьников. После составления программы работы учителю необходимо составить план проведения каждого урока. Это должны быть красочные, запоминающиеся уроки, так как большинство детей с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию. Учитель должен использовать всевозможные методы и приемы на уроках, обладать знаниями о психофизических возможностях учеников с ЗПР, уметь вовремя остановиться или переключиться на новое задание. Учителю важно не только формировать навык чтения у детей с ЗПР, но и развивать эго художественное, эмоциональное восприятие текста, воспитывать нравственные и морально-этические нормы. Нужно научить детей проявлять и описывать свои эмоции, пользоваться ими в жизни. В настоящее время существует значительное количество пособий и методических рекомендаций по работе с детьми с ЗПР. Однако, они составляют разрозненный материал и требуют внимательного изучения. Нами был систематизирован весь полученный материал по теме проблемы, проведено исследования сформированности навыка чтения, составлена программа коррекции исследованного навыка и проверена эффективность созданной программы. Можно сделать вывод о том, что цель данного исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Читать дальше
1. Александрова А.В. Роль дидактических игр в обучении школьников с ЗПР с специальной коррекционной школе // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. №22. С. 68-74. 2. Биркозова О.А. Использование специфических приемов на уроках с детьми с задержкой психического развития как средство повышения качества коррекционной работы // Всероссийский педагогический форум. Сборник статей IV Всероссийской научно-методической конференции. Петрозаводск, 26 апреля 2021. С. 193- 200. 3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: НЦ Энас, 2001. 13 c. 4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с. 5. Бунеева Е. В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности // Начальная школа. Плюс «до» и «после». 2012. №8. С. 10–14. 6. Быков С.А., Ладунова Ю.А. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения // Научный журнал. 2018. №5 (28). С. 113-116. 7. Быханова Т.П., Нырова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. 24-25 февраля 2017. С. 102-104. 8. Гребенева Н.А. К вопросу мониторинга речевого развития младших школьников с ЗПР в условиях их дифференцированного образования // Современные научные исследования и разработки. 2017. №2 (10). С. 290-291. 9. Денисова М.С. Снижение учебной мотивации как причина возникновения трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России. 31 мая – 01 июня 2017. С. 107-111. 10. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 263 с. 11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 12. Ивлева М.Г. Нарушения формирования просмотрового чтения у учащихся с задержкой психического развития // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3. С. 233-236. 13. Комиссарова А.Ю. Условия овладения младшими школьниками с ЗПР навыками чтения в общеобразовательной школе // Инновации. Наука. Образование. 2021. №41. С. 708-709. 14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003. — 330 с. 15. Корниенко М.Н., Курдюмова Г.В. Эффективные стратегии в организации коррекции речи младших школьников с ЗПР в условиях реализации ФГОС // Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях внедрения ФГОС. 24-25 апреля 2018. С. 25-43. 16. Куликова О.В. Формирование учебной мотивации в начальных классах у детей с задержкой психического развития (ЗПР) // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2017. №1. С. 246-250. 17. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина C.B. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2003. 303с. 18. Лосева С.М. Влияние коммуникативно-речевых умений на процесс социализации младших школьников // Специальное образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 25 апреля 2019. СПб. С. 168-172. 19. Масленникова Д.В. Специфические особенности развития у младших школьников с задержкой психического развития осознанного чтения // Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 26 мая 2021. Омск, С. 209-212. 20. Мищенко З.И. К вопросу о проектировании профессиональной готовности учителя начальных классов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования // Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию факультета. 2013. С. 49-53. 21. Попова Л.А., Енина Л.М. Повышение педагогической культуры родителей в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 30 марта 2019. С. 130- 132. 22. Савкова А.С. Сравнительное изучение сформированности навыков чтения в норме и у детей с задержкой психического развития // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. №3 (27). С. 27-31. 23. Терентьева М.П. Развитие речи у младших школьников с ЗПР // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2018. №1. С. 76-80. 24. Томарова А.Д. Методы формирования читательского интереса младших школьников с ЗПР // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. 19-20 октября 2018. С. 392-393. 25. Холобцева К.И. Условия коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения // Вестник современных исследований. 2019. №1.11 (28). С. 168-172. 26. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии / Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. М.: 1994. 122 с. 27. Чаркина Н.В. К вопросу о формировании мотивационной готовности к овладению чтением детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации. Материалы III Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2020. Орел. С. 219-222. 28. Чукальская В. И. Креативное развитие детей с задержкой психического развития в инклюзивной среде в парадигме комптентносного подхода // Специальное образование. 2020. №1 (57). С. 96-107. 29. Шамарина Е.В. Из опыта работы по организации коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками с задержкой психического развития на уроках чтения и русского языка в общеобразовательной школе // Ученые записки орловского государственного университета: Серия: гуманитарные и социальные науки. 2013. №4 (54). С. 405-408.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка проекта по совершенствованию инструментов снижения безработицы в г. Нижневартовске
Количество страниц:
45
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Понятия и особенности выкладки и размещения товаров в торговом зале
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Система административного права
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image