Коммерческая деятельность - один из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях.
Коммерческая деятельность - древнейший вид человеческой деятельности. Эта деятельность возникла с самого начала разделения труда и первоначально выражалась в примитивных формах естественного обмена. Постепенно совершенствовались производственные методы и усложнялись формы коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность напрямую влияет на эффективность производства и влияет на различные показатели деятельности компании: объем реализации товаров, уровень коммерческих затрат, показатели товарооборота и ряд других. На современном этапе, в контексте становления рыночных отношений в России, это влияние особенно усиливается.
Торговля в сфере товарооборота - это совокупность торговых операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доставку товаров потребителям с ориентацией на спрос и реальную прибыль.
Термин «коммерция» (от лат. Sommegsiim - торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает торговую отрасль, в другом - торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением слова «коммерция».
Основная цель коммерческой деятельности - получение прибыли за счет удовлетворения потребительского спроса с высокой культурой коммерческого обслуживания. Эта цель одинаково важна для организаций и предприятий, а также для физических лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Сбытовая политика на исследуемом предприятии развита в целом не плохо, однако, в будущем перспективы её развития носят неблагоприятный характер, т.к. среди конкурентов имеются весьма успешные предприятия со стабильным сбытом не только в своем регионе, но и по стране.
Для организации наиболее эффективной сбытовой политики необходимо выполнение ряда рекомендаций:
- совершенствование контроля при планировании продаж;
- совершенствование контроля выполнения планов сбыта;
- присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита;
- формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков).
Все выше предложенные рекомендации, несомненно, позволят повысить объем реализации анализируемого предприятия, и тем самым увеличить прибыльность, так как данные рекомендации направлены на эффективную сбытовую политику и деятельность предприятия в целом.
Сложившиеся условия в национальной экономике определяют значимость комплексного анализа ассортимента выпускаемой продукции. Результаты комплексного анализа должны определять направления для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей, так и на повышения эффективности деятельности предприятия.
Анализ ассортимента продукции проводится для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой, маркетинговой и финансовой деятельностью с целью оптимизации товарного портфеля и совершенствования товарной политики, увеличения выпуска и реализации продукции.
По результатам анализа руководство предприятия получает информацию о том, какая продукция пользуется наибольшим спросом, какая приносит наибольшую прибыль, от какай товарной категории необходимо избавиться, чтобы повысить прибыль и не нести лишние производственные расходы.
Деятельность ООО «Лента» за период с 2017 по 2019 годы характеризуется положительной динамикой основных показателей объема реализации, рентабельности производства и продаж, фондоотдачи, ростом производительности труда.
Показатели, характеризующие ассортимент продукции ООО «Лента», свидетельствуют о его соответствии предъявляемым требованиям: насыщенности, рациональности, адаптивности.
Факторный анализ показал, что изменение структуры ассортимента продукции, привело к увеличению объема выпуска продукции.
Изменение объема производства увеличило себестоимость единицы изделия кухонной мебели, а себестоимость шкафов-купе уменьшили.
Изменение структуры ассортимента продукции ООО «Лента», привело к уменьшению себестоимости продукции.
Анализ влияния структуры ассортимента на уровень объема реализации, себестоимости и прибыли, свидетельствует о потенциальных возможностях улучшения финансовых показателей за счет совершенствования ассортимента продукции.
В результате анализа определены группы товаров не требующие изменения и «сомнительные» товарные категории, нуждающиеся в корректировке товарной политики предприятия. Несмотря на то, что портфель заказов ООО «Лента» достаточно сбалансирован, его существенным недостатком является отсутствие «знаков вопроса» - товаров в стадии выхода на рынок.
В результате проведенного комплексного анализа ассортимента продукции ООО «Лента» выявлены проблемные зоны деятельности предприятия:
- узкий ассортимент продукции;
- не достаточно развитый портфель заказов;
- низкая загрузка оборудования.
Предложено организовать производство офисной мебели, нового для ООО «Лента» продукта, как наиболее привлекательного с точки зрения соответствия целей и задач предприятия и возможностей производственных мощностей. Составлена проектная калькуляция производства офисной мебели, на основе затратного метода рассчитана возможная цена реализации.