СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С ЦВЕТОВОЫМ КОМПОНЕНТОМ……..……………………………………………………..…..6 Содержания понятия «фразеологизм»…………….………………………..……6 Содержание понятия «идиома»…………………….……………………….……9 Фразеологизмы с использованием цветовых значений……………………….12 Символика цвета в русском язык……………………………………..………...13 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………..16 ГЛАВА 2 ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С ЦВЕТОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ……………………………………...…………….17 2.1 Лингвистический анализ идиом с использованием цветообозначений…17 2.2 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….…22 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...24

Идиомы или фразеологизмы с использованием цветовых обозначений и их значения

курсовая работа
Языкознание
25 страниц
62% уникальность
2022 год
7 просмотров
.
Эксперт по предмету «Лексикология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С ЦВЕТОВОЫМ КОМПОНЕНТОМ……..……………………………………………………..…..6 Содержания понятия «фразеологизм»…………….………………………..……6 Содержание понятия «идиома»…………………….……………………….……9 Фразеологизмы с использованием цветовых значений……………………….12 Символика цвета в русском язык……………………………………..………...13 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………..16 ГЛАВА 2 ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С ЦВЕТОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ……………………………………...…………….17 2.1 Лингвистический анализ идиом с использованием цветообозначений…17 2.2 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….…22 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...24
Читать дальше
Язык любого народа отражает специфику его миропонимания и мировоззрения. Значительную роль в этом процессе играет фразеология, а в особенности идиоматика, «...


Хотите узнать, где могут написать эссе онлайн , заходите на Work5.


конденсирующая весь сложный комплекс культуры и психологии данного народа, неповторимый способ его образного мышления»[4, 25]. Фразеологизм-идиома в русском языке обладает достаточно большим семантическим потенциалом, она способна не только на непосредственное отображение окружающей действительности (денотативный блок), но и на интерпретацию реального мира с позиции субъекта (коннотативный блок). Поэтому идиоматика русского языка может рассматриваться в качестве носителя национального менталитета, что, в свою очередь, выдвигает ее изучение на одно из ведущих мест как в русской фразеологии в целом, так и в лингвистик вчастности. Цвет играет большую роль в культуре различных этнических групп. Цвет фигурирует во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поэтому многоаспектность цветового феномена всегда находит свое отражение в лексике. Цветовая лексика меняется вслед за языком, не представляет собой статичную систему, в нем появляются как новые (арбузный, мятный, алюминиевый), так и устаревшие наименования (кумачевый, какао-шуа, шампань). Цвета имеют сложный и большой диапазон символических значений, потому что символ является одним из основных смыслов культуры, который является своеобразной единицей ментальности и обладает определенной значимостью для индивида и общества и также остается в речевом шифровании обозначения в виде отдельных лексических единиц. Актуальность исследования: русские идиоматические конструкции вызывают интерес ученых в последнее время. Сегодня много внимания уделяется проблеме цветообозначения в различных языках. Языковеды исследуют представления народов мира в области цвета с точки зрения различных аспектов: состава и семантической структуры, значения и построения семантических полей, стилистических функций. Представленные в языках мира цветообозначения изучаются в лингвистике: в плане состава и семантической структуры, значения и построения семантических полей, стилистических функций; выявляются национально-специфические особенности цветовой лексики. Это обусловлено тем, что лексика этой зоны обладает огромной значимостью для человека и представляет собой легко выделяемую лексико-семантическую группу, в которой отражается объективное разнообразие цветовой гаммы. В настоящее время существует множество подходов в исследовании цветообозначений. Базовыми направлениями принято считать эволютивное (А.П. Василевич, Т.И. Вендина, В. Г. Кульпина, Т. А. Михайлова, С. С. Мищенко, В. Е. Моисеенко); психолингвистическое (Н. А. Багдасарова, Ш. К. Жаркынбекова, А. И. Титова, Р. М. Фрумкина) и когнитивное (А. Х. Мерзлякова, Е. В. Рахилина) Объект исследования: русские идиомы и фразеологизмы с использованием цветообозначений. Предмет исследования: национальная культурная специфика русских фразеологических единиц с использованием цветообозначений. Цель данной работы: выявить, проанализировать идиомы и фразеологизмы с использованием цветовых обозначений в русском языке. Поставленная цель требует решения ряда задач: 1 Рассмотреть термины «фразеологизм» и «идиома» . 2 Рассмотреть существующие классификации фразеологических единиц 3 Познакомиться с символикой цвета в русском языке. 4 Проанализировать фразеологизмы с цветовым компонентом Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее для обучения студентов по курсу лексикологии и стилистике русского языка. Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в нем представлены определения понятия «идиома» и «фразеологизм», рассмотрена национальная специфика фразеологических единиц с цветовым компонентом. Основными методами исследования русских фразеологических единиц с цветовым компонентом являются лексико-семантический и компонентный

Читать дальше
Как итог, отметим, что фразеология является одной из интересных сфер языка. Фразеологические единицы способны не только более емко выразить мысль, но и передать оценку и отношения говорящего. Их изучение новые тенденции и особенности в развитии фразеологической системы языка на современном этапе. Возникновение фразеологических единиц вызвано не только культурными и краеведческими условностями , но также затрагивает исторические и этимологические аспекты. Существенное влияние на образование фразеологизмов с цветовым обозначением оказала русская литература, история, библия и т.д. Цветообозначения антропологической сферы отличаются особой спецификой, являясь составным компонентом фразеологизмов, они переосмысляются и приобретают новые функции. Разные языковые и культурные системы значительно различаются, но существуют семантические и лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основываются человеческий язык, мышление и культура. В каждой культуре существует своя лингвоцветовая идиоматическая картина мира, в которой цвет, свет и тьма определяются каждым народом по-своему. «Базовые» цвета формируют цветовую картину мира, которая входит в состав языковой картины мира и соответственно отражает культурную и концептуальную картины мира. Следует отметить, что количество «основных» цветов у каждой культуры свое. Выявление основных цветообозначений как составляющих национально-специфической характеристики восприятия окружающего мира (красный, жёлтый, синий, белый, серый, чёрный), структурирующих лексико – семантическое поле цвета, является значимым для данной работы.. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что исследуемом материале много разговорных фраз, в то время как книжных идиом значительно меньше.
Читать дальше
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии –Ленинград :ЛГУ, 1963 – 208 с. 2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов .- М.: УРСС, 1966-571 с. 3. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М. :Наука 1975. -286с. 4. Бережных Е.Ю. Лингвоцветовая картина мира как часть языковой картины мира (на материале испанского и русского языков) // Вестник Чувашского университета. – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2008. – №4. – С. 184-188. 5. Виноградов В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке.-М.: Наука, 1997.-104 с. 6. Зольникова, Ю. В. Отражение немецкого языкового сознания через призму идиоматических выражений [Текст] /Ю. В. Зольникова // Иноязычное образование в XXI веке. – Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. – С. 91-96. 7. Зольникова, Ю. В. Русские и немецкие пословицы как лингвокультурологические единицы (на материале русского концепта «СВЕТ» и немецкого концепта «LICHT») [Текст] / Ю. В. Зольникова // Лексические и грамматические категории в свете типологии языков и лингвокультурологии : материалы Всероссийской науч. конф. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С.108 – 110. 8. Зольникова, Ю. В. Цветообозначения во фразеологической картине мира немецкого и русского языков [Текст] / Ю. В. Зольникова // Вестн. Челяб гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 35. – 2009. - № 30. - С . 88 – 93. 9. Керлот Х.Э. Словарь символов- М..: Аст-Пресс, 1994- 10. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета /В. Г. Кульпина - М.: Московский Лицей, 2001.- 357 с. 11. Розенталь Д.Э., Крастянский В.В. Фразеологический словарь русского языка- М.: Мир и образование, 2022.- 416 с. 12. Тарасова Л.Е. Словарь крылатых слов и выражений-М.:Аст-Пресс,2020.- 736 с. 13. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты [Текст] /В. Н. Телия. – М.: Академия, 2005. – 655 с. 14. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] /С. Тер-Минасова//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_Index.php 15. Туркулец И.А. К вопросу об особоеннстях фразеологизмов с компонентами-сомантизмами // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ; 16. Чепасова А. М., Ивашко Л. А. Проблемы структурности фразеологического значения [Текст] /А. М. Чепасова, Л. А. Ивашко // Фразеологическое значение в языке и речи. – Воронеж, ВГУ, 1981. – 257 с. 17. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира [Текст] / Е. С. Яковлева // Вопросы языкознания, 1994. - №5. - С.73-89.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Стороны в гражданском процессе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданский процесс
курсовая работа
-
Количество страниц:
31
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Физкультура
курсовая работа
-
Количество страниц:
30
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Искусство
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image