Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы профессионального выбора старшеклассников 6 1.1 Профессиональное самоопределение как научное понятие 6 1.2 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников 12 Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей профессионального выбора старшеклассников 17 2.1 Методики исследования 17 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19 Заключение 28 Список использованных источников 29 Приложение 31

Особенности профессионального выбора у старшеклассников»

курсовая работа
Психология
30 страниц
68% уникальность
2022 год
9 просмотров
Парецкая А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы профессионального выбора старшеклассников 6 1.1 Профессиональное самоопределение как научное понятие 6 1.2 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников 12 Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей профессионального выбора старшеклассников 17 2.1 Методики исследования 17 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19 Заключение 28 Список использованных источников 29 Приложение 31
Читать дальше
Актуальность темы. Профессиональное самоопределение представляет собой одну из первоочередных задач развития в старшем подростковом возрасте. Именно в старшем школьном возрасте общество ставит перед молодыми людьми задачу выбора профессии, с которой во многом будет связана их дальнейшая жизнь и успешность, причем не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Как показали исследования психологов, самоопределение личности осуществляется, в том числе, через профессиональное самоопределение В связи с этим, цели и перспективы, планы и программы старшеклассники строят в контексте профессионального выбора: они начинают сознательно планировать свою жизнь, стремиться сделать все возможное, чтобы их поступки и решения вели к достижению поставленной цели. Наряду с этим, реальные условия действительности и сам процесс формирования и развития личности ведут к корректировке этих целей и представлений о жизни, что в итоге существенно сказывается на выборе подростками своего профессионального пути [2, с. 15]. В современном мире человек постоянно стоит перед выбором – как поступить в новых, изменившихся условиях, какое решение принять с позиций своих жизненных принципов. Выбор профессии – один главных таких выборов, но часть юношей и девушек все же остаются пассивными и не подготовленными к этому ответственному выбору. Результатом не достаточного уровня формирования профессионального самоопределения становится неосознанный и случайный выбор профессии, основанный на мнении родителей и сверстников, а главным ориентиром выступает легкость поступления в учебное заведение, высокий заработок, престижность профессии.


На Work5 вы можете заказать недорого контрольную работу в Екатеринбурге и не переживать за качество.


Ряд этих причин становится причиной неудовлетворенности выбором профессии и сложности его осуществления [9, с.43]. Современные социально-экономические условия создают целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения. Среди них – противоречие между представлениями и знаниями старшеклассников о выбранной профессии, а также ее реальной сущности; противоречие в несоответствии между социальнопрофессиональными ожиданиями и конкретными возможностями их реализации; а также противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). Климов Е.А. [6, с. 201] считает, что профессиональное самоопределение имеет особую важность, поскольку оно не заканчивается выбором профессии, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Таким образом, тема профессионального выбора у старшеклассников является актуальной и требует всестороннего исследования. Методологическую основу для исследования профессионального выбора старшеклассниками составили работы отечественных психологов, которые рассматривали личностный аспект профессионального самоопределения: Г.С. Абрамовой, Е.А. Климова, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Кона, И.В. Шаповаленко и др. Цель исследования: выявить особенности профессионального выбора у старшеклассников. Задачи: 1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению проблемы профессионального выбора старшеклассников 2) Подобрать методики для эмпирического изучения проблемы профессионального выбора старшеклассников. 3) Изучить факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассников. 4) Изучить и оценить уровень готовности к выбору профессии старшеклассников. 5) Выявить предпочитаемые сферы профессиональной деятельности для старшеклассников. Объект исследования: профессиональное самоопределение. Предмет исследования: особенности профессионального выбора современных старшеклассников. Методы исследования: 1) теоретические (анализ, систематизация, обобщение научной литературы); 2) эмпирические (тестирование, анкетирование); 3) метод математической обработки данных (количественный анализ, статистическая обработка проводилась с помощью компьютерного обеспечения программы Microsoft Excel). Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 10 классов средней общеобразовательной школы: 48 человек (25 лиц мужского пола и 23 женского) в возрасте 16-17 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Читать дальше
Таким образом, рассмотрев теоретические подходы изучению проблемы профессионального выбора старшеклассников, мы пришли к заключению, что, во-первых, к трактовке понятия профессионального самоопределения существует несколько подходов. Но в то же время, в целом можно заключить, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Проблемы выбора профессии связаны с психологическими особенностями данного возрастного периода и рядом противоречий. Например, противоречием между личными качествами ученика и его профессиональными планами, а также недостаточными знаниями о правилах принятия решения и принципах достижения успеха. Для изучения особенностей выбора профессии старшими школьниками были подобраны несколько методик, позволяющих оценить мотивы выбора, готовность к выбору профессии и предпочитаемые профессиональные сферы. Большинство учащихся имеют индивидуально значимые мотивы при выборе профессии в соответствии со способностями и возможностью получить удовольствие от процесса работы, в самой малой степени они руководствуются внутренними социально-значимые мотивы. Исследование готовности к выбору профессии показало, что больше половины опрошенных старшеклассников имеют среднюю степень готовности к выбору профессии. При этом школьники не достаточно проинформированы о мире профессий в целом и об отдельных профессиях. Большинство старшеклассников предпочитают профессиональную область «Человек–человек», т.е. профессии, связанные с общением с людьми.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2016. – 350 с. 2. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Электронный научный журнал «Профессиональная ориентация». – 2017. – №1. – С.15-22. 3. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2017. Т. 9. – № 4. – С. 57–67 4. Гайнутдинова И.Р. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // Страховские Чтения. – 2020. – Выпуск 28. – С. 51-55. 5. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2017. – 368 с. 6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2012. – 304 с. 7. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с. 8. Ксенофонтова В.В. К проблеме профессионального выбора старшеклассника в проекте «Психологопедагогические классы» // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 380-382. 9. Купченко В.Е. Особенности профессионального выбора старшеклассников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». –2014. – № 2. – С. 43–47. 10. Левицкая И. А. Субъектность профессионального выбора: компоненты социально-профессионального самоопределения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – №1. – 2019. – С. 93-95. 11. Левицкая, И. А. Особенности профессионального самоопределения будущих специалистов: социально-личностные компоненты // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 54–61. 12. Матусевич М.С. Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников // Молодой ученый. – 2014. –№ 8 (67). – С. 825-827. 13. Никитин И.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте профессиональной идентичности / И.В. Никитин, О.Л. Ворошилова // Молодежь и системная модернизация страны: Международная научная конференция студентов и молодых ученых. – 2018. – С.83-86 14. Пряжников Н.С. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. – 2018. – №3. – С. 289-303. 15. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Владос, 2019. – 95 с. 16. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Академия, 2016. – 349 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие и система источников гражданского права
Количество страниц:
20
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
реферат
«История России XIX – начала XX веков» на тему: «Пожар в Москве 1812 г.»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Детский праздник как средство воспитания детей среднего дошкольного возраста
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image