Государство – это самый важный институт политической системы. Именно он является носителем власти, источником многих ресурсов, ядром политической системы, которым регулируются все сферы общества.
Рассмотрев некоторые теории происхождения государства, можно сделать вывод о том, что среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Нельзя сказать, что какая-либо теория является единственно верной, все они имеют право на существование, поскольку процесс происхождения государства неоднозначный, а на ход его осмысления влияют различные философские, политические и социологические воззрения и течения. С развитием науки и технологии каждая новая теория основывалась на большем количестве исторических фактов, но зачастую на процесс формирования теории влияет выделение какого-либо одного фактора или идеи, а не их совокупности, что приводит к последующей критике. И все-таки современная наука больше тяготеет к теории о том, что процесс возникновения государства связан главным образом с переходом от присваивающей экономики к производящей, с разделением труда, с появлением экономического и социального неравенства, но в то же время не отрицает и других предпосылок. Однако следует заметить, что наиболее логичным был бы интегративный подход к определению причин и предпосылок возникновения государства, поскольку только их синтез даст наиболее полное представление и исключит выделение какого-либо главенствующего фактора.
Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что государство существовало не всегда, а появилось на определенном этапе развития общества.
1. Любую теорию происхождения государства невозможно назвать универсальной, потому что в настоящее время не существует теории, которая бы затрагивала все особенности становления и исторического развития государств.
2. Ни одну из существующих теорий невозможно полностью опровергнуть. Какую бы теорию мы не рассмотрели, невозможно ее полностью отбросить ввиду того, что теория всегда будет содержать вполне достоверную информацию. Из-за этого становится проблематично, даже сократить количество теорий происхождения государства. Все это говорит нам о том, что сейчас не представляется возможным даже уменьшить количество существующих теорий.
3. В последние несколько десятилетий еще одной причиной, указывающей нам на то, что теорий происхождений государства достаточно много является появление так называемых современных теорий происхождения государства. Конечно, очень хорошо, что современные ученые пытаются создавать что-то новое, стремятся привнести в науку некие инновации, в результате чего возникают весьма состоятельные теории. Однако и современные теории не предоставляют нам исчерпывающих утверждений, которые бы не вызывали вопросов. В конечном итоге современные теории происхождения государства, несмотря на свою прогрессивность, лишь увеличивают количество данных теорий.
На основе вышесказанного, напрашивается закономерный вывод о том, что теории происхождения государства не могут полностью исключать и противоречить друг другу. Из этого следует, что абсолютно любая существующая на сегодняшний день теория имеет «право на жизнь», ни одна из них не может быть универсальной. В совокупности вышеизложенные факторы вполне могут объяснить многообразие теорий происхождения государства.
Право – многослойное, сложное общественное явление. А главное, оно всегда актуально независимо от эпохи, в которой живут люди.
Основные теории происхождения права до сегодня сформулированы достаточно доказательно. При этом каждая из этих теорий имеет право на жизнь, у каждой есть свои сторонники и пропагандисты. Стоит также отметить, что к каждой теории необходимо подходить критически. Некоторые из них содержат явный отпечаток того времени, в котором они были сформулированы.
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум, но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
Теория естественного права указывает, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством искусственным путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные: мать естественного права – сама природа человека; оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней.
Создатели исторической школы права доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык. Оно вытекает из народного сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, утверждается, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Марксистская концепция происхождения права полагает, что корни права лежат в экономике, поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем марксизм жестко связывает происхождение права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса.
Представители социологической теории очень чётко разделяли понятия закона и права, говоря, что закон – формализованная форма, а право находится и применяется в жизни, на практике.
Нормативистская теория гласит, что право неразрывно с государством, возникло в тоже время, и является его отражением, практическим воплощением.
Психологическая теория права признаёт право как конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Эти эмоции носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-либо (атрибутивная норма) и чувство обязанности и долга сделать что-то (императивная норма). Иными словами, главная идея психологической теории – видение права, как явления, возникшего из психики людей, из их потребностей, а регулятором взаимоотношений выступает человеческое сознание и природно вложенное в личность чувство морали и нравственности. Вдобавок, данная тория отражает взаимосвязь между психологической составляющей человечества: его менталитетом и правосознанием. На разных территориях земного шара проживают народности, нации и этносы. Сформировались целые отдельные правовые системы, непохожие друг на друга. Объяснить это можно тем, что в силу происходящих исторических событий, пути становления каждого этноса и формирования государств, взгляд на право, мораль и ценности у народов свои.
Рассмотренные теории, разумеется, не исчерпывают всего многообразия взглядов современных исследователей на происхождение права, в научной и учебной литературе встречаются и другие мнения по данному вопросу, в связи с чем, безусловно, усвоение всего объема затруднено.