Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития 6 1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста в психологии 6 1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины жизни в аспекте половых различий 10 1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии 15 Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни 18 2.1 Организация и методы исследования 18 2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 19 2.3 Статистический анализ результатов эмпирического исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин 25 Заключение 29 Cписок литературы 31

Возрастная психология

курсовая работа
Психология
30 страниц
81% уникальность
2022 год
36 просмотров
Алексеева А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития 6 1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста в психологии 6 1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины жизни в аспекте половых различий 10 1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии 15 Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни 18 2.1 Организация и методы исследования 18 2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 19 2.3 Статистический анализ результатов эмпирического исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин 25 Заключение 29 Cписок литературы 31
Читать дальше
Актуальность. Возрастные кризисы, переживаемые человеком, давно и тщательно изучены в системе психологической науки. Исследования по психологии развития выделили эту категорию развития личности еще в начале 20 века. и впервые эта концепция была выражена в работе Л.С. Выготский, считавший их переходным этапом в качественном преобразовании накоплений предыдущей стадии возрастного развития... где литические периоды сменяются критическими, вызывающими качественные скачки в развитии человека.


Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого во Владивостоке - специалисты Work5 вам помогут.


А. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. Кризисам развития также уделялось большое внимание в западной психологии, но фазы реализации личности во взрослом возрасте изучались в большей степени. Кризисы, разворачивающиеся во взрослом возрасте, имеют свои особенности и приобретают разное значение для человека, переживающего этот период. На первый план здесь выдвигаются процессы индивидуации (К.Г. Юнг), самоидентификации и самореализации, обусловленные как необходимостью, так и возможностью выбора векторов и путей собственного жизненного пути. Так, в работах Д.Дж. Левинсон систематизировал нормативные кризисы личности в возрасте от 17 до 65 лет, разворачивающиеся в переходные периоды жизни и характеризующиеся высоким уровнем стресса. По мнению Д. Левинсона, высокая стрессоустойчивость в эти периоды определяется активной работой личности по анализу и переоценке жизненных целей, их ценностей и смыслов, способов самореализации в личностном аспекте «Идеальная модель жизни. Этой же проблемой занимались и многие другие исследователи - Э. Эриксон, М. Пек, Г. Шихи, Н. Коуэн, Г. Крейг, Д. Бокум и др. Несмотря на разные концепции и взгляды, все они сходятся в понимании смысла кризисные состояния личности в отношении ее ресурсов для развития, повышения самореализации и качества жизни. Однако, по мнению всех ученых, в кризисах есть только потенциал качественного скачка, а на первый план выходят субъективные переживания конфликтов, разочарований, экзистенциальных проблем бытия, дисбаланса целей, ценностей и смыслов жизни и т.п. для человека. Особое внимание в современной психологии уделяется кризису личности среднего возраста, который ориентировочно разворачивается в период от 40 до 45 лет (Д. Левинсон), и это связано с особенностями его течения. Переживания «дырявой» жизни, упущенных возможностей, невозможности достижения своих жизненных целей и ценностей или неудовлетворенности жизнью, несмотря на имеющиеся достижения, становятся стержнем внутренней жизни личности и существуют во внутреннем плане длительное время. По мнению В. И. Красикова, эти состояния можно назвать «экзистенциальным синдромом», а фазы обострения переживания (активная фаза кризиса), по его мнению, наполнены тотальной смысловой девальвацией. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом – утрата ориентиров, жизненных перспектив, их смысложизненных ориентиров сказывается на эмоциях, чувствах человека, его деятельности, общении и отношении к себе и миру в целом. самым негативным образом. Согласно исследованиям, это часто проявляется в депрессии, жалости к себе, несправедливости, ощущении невозможности что-то изменить и бесполезности перемен. Цель исследования – анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста. Задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста в психологии. 2. Рассмотреть особенности протекания возрастного кризиса середины жизни в аспекте половых различий. 3. Изучить проблему ценностей и смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии. 4. Рассмотреть организацию и методы исследования. 5. Провести эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни. 6. Изложить статистический анализ результатов эмпирического исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин. Объект исследования – исследование возрастного кризиса. Предмет исследования – проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста. Методы исследования – анализ, синтез, систематизация, индукция и дедукция, обобщение, опрос. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Изучив особенности смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста в консультативной практике психолога, можно сделать следующие выводы. В научной литературе определяют биологический и хронологический (паспортный, календарный) возраст, в психологии дополняют психологический и социально-психологический возраст, а в новых исследованиях выделяют еще и субъективный возраст. В силу своего существования феномен старости неразрывно связан с понятиями «личность» и «время». Субъективного времени самого по себе нет, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании каждого нормально развитого человека. Проблемы гендерных различий широко изучаются в психологии. Существуют различия между мужчинами и женщинами в понимании эмоций других и в проявлении своих собственных. Гендерные различия также основаны на стереотипном мышлении и отношении или предвзятом отношении к тому, чтобы ценить свои принципы, идеалы, потребности и ценности по сравнению с оппонентом по признаку пола. Жизненные ценности и смысл жизни понимаются в психологии как предпочтительные ориентиры для действия, являющиеся маяком для саморазвития, развития взаимоотношений в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности поддержания благополучия, эмоциональная окраска ценностного смысла. Поэтому половые признаки жизненных ценностей наряду с пониманием человеком смысла жизни и ценностных ориентаций формируются практически с одних и тех же позиций, так как имеют схожую структуру и выполняют сходные функции как конструкты поведения личности, поскольку являются сугубо субъективными. Социализация и критерии идентичности. Исследование гендерных аспектов отношения к собственному возрасту в литературе практически не освещается. Мы можем только сказать, что всесторонне исследуются время и жизненные перспективы мужчин и женщин, их понимание жизни и их идентичности. В научной литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс развития, формирования и реализации личности. Весь процесс жизни человека принято делить на определенные возрастные периоды, в которых переход от этапа к этапу сопровождается кризисами развития личности. Кризис «среднего возраста» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и собой, даже если достигнутый результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточно положительными переживаниями. Кризис «среднего возраста» выделяется особенно часто по сравнению с другими кризисами старческого возраста, так как наиболее тяжело переживается психоэмоциональной личностью и часто требует профессиональной помощи психолога-консультанта.  
Читать дальше
1. Абрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии / М.: Прометей, 2018. – 384 с. 2. Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути / Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир, 2017. – 200 c. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / СПб.: Питер, 2016. – 288 с. 4. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии / М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 264 с. 5. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / М.: Институт психологии РАН, 2016. – 512 с. 6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 8-е международное издание / М.: Прайм-Еврознак, 2016. – 416 с. 7. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развитие человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. – 448 с. 8. Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. М.: Ганга, 2018. – 468 с. 9. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе / Коллекция гуманитарных исследований, 2019. – 432 c. 10. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / Психологический журнал, 2019. – 433 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДИАЛАН»)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
История происхождения города Красноводск и дальнейшее переименование его в Туркменбаши
Количество страниц:
50
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Возрастные особенности половых стереотипов подростков и юношей.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image