ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3 ГЛАВА 1. Миф и мифопоэтика в русской литературе. Историко-литературные корни акмеизма.........................................................................................................................................6 1.1. Миф и фольклор в национальной литературе в эпоху романтизма...................................6 1.2. Акмеизм как наследник символизма и романтизма............................................................8 1.3. Основные группы мифов, представленные в художественном творчестве Н.С. Гумилева: античный миф, библейский миф, сновидческий миф............................................10 ГЛАВА 2. 2.1. Образ дьявола в лирике Николая Гумилева........................................................................18 2.2. Образ солнца в лирике Николая Гумилева.........................................................................21 2.3. Образ воина-завоевателя в лирике Николая Гумилева......................................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....................................27

Мифологические образы в лирике Николая Гумилева

курсовая работа
Литература
30 страниц
80% уникальность
2022 год
17 просмотров
.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3 ГЛАВА 1. Миф и мифопоэтика в русской литературе. Историко-литературные корни акмеизма.........................................................................................................................................6 1.1. Миф и фольклор в национальной литературе в эпоху романтизма...................................6 1.2. Акмеизм как наследник символизма и романтизма............................................................8 1.3. Основные группы мифов, представленные в художественном творчестве Н.С. Гумилева: античный миф, библейский миф, сновидческий миф............................................10 ГЛАВА 2. 2.1. Образ дьявола в лирике Николая Гумилева........................................................................18 2.2. Образ солнца в лирике Николая Гумилева.........................................................................21 2.3. Образ воина-завоевателя в лирике Николая Гумилева......................................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....................................27
Читать дальше
Говоря об актуальности исследований творчества Н.С. Гумилева, в первую очередь, необходимо учитывать, что расстрелян он был по подозрению в контрреволюционном заговоре, ввиду чего долгое время творчество автора было запрещено, а публикации стали возможны только после того, как в 1991 году, благодаря усилиям ученых и исследователей, автор был посмертно реабилитирован.


Качественная дипломная работа под заказ . Обращайтесь в Work5.


Но трагедией является и то, что Н. Гумилев погиб в расцвете своих сил и дарования. Георгий Владимирович Иванов пишет: «Был не жаркий, только теплый, только солнечный август 1921 года. Гумилев вернулся в Петербург из путешествия по югу России. Он ходил по городу загорелый, поздоровевший и очень довольный. В его жизни – он говорил – наступила счастливая полоса: вот и поездка в Крым, устроившаяся фантастически-случайно, была прекрасна, и новая квартира, которую нашел Гумилев, очень ему нравилась, и погода – «посмотрите, что за погода!». / Литературные дела тоже его радовали. Был «нэп», появилось много издательств – одно покупало собрание стихотворений Гумилева, другое выпускало его статьи и прозу. «Огненный столп» был в печати. На днях из Москвы должны были приехать актеры, чтобы ставить «Гондлу». Это Гумилеву было особенно приятно. С постановкой на сцене пьесы его имя проникало в новые слои публики, его влияние расширялось. Вообще влияние Гумилева, его известность росли на глазах. Все больше становилось у него поклонников и учеников, все чаще его имя, как равное, противопоставлялось имени Блока» . Свидетельство Георгия Иванова о заметной и все более растущей значимости имени Н. Гумилева нельзя признать случайным или единственным. Владимир Владимирович Набоков, в частности, замечает: «<...> расстрел его не был случайным. Большевизм не мог простить Гумилеву его великолепной известности. <...> огромный мир Гумилева, благородный блеск солнца, мужественность, доблесть, цветы и звери, и тот оттенок царственности, который так невыносим нижним породам человечества. Поэт может стоять за равенство, но стоять за равенство он не может и не должен. Без неравенства не было бы героизма. Царей и героев, карликов и рабов так много в стихах Гумилева именно потому, что он как поэт знал, что мир не есть общее место в экономическом трактате, – а прекрасное приключение, сказка, которая, как всякая сказка, не может обойтись без принца». Мы считаем, что необходимо так много и так часто обращаться к имени поэта, к изучению его творчества, чтобы компенсировать все годы, когда публикации Гумилева в нашей стране были запрещены. Цель работы: проанализировать и описать некоторые часто встречающие в творчестве Н.С. Гумилева мифологические образы. Объектом исследования является лирика Н.С. Гумилева, его сборники «Путь конквистадоров» (1905 г.), «Романтические цветы» (1908 г.), «Жемчуга» (1910 г.), «Чужое небо» (1912 г.), «Колчан» (1916 г.), «Костер» (1918 г.), «Фарфоровый павильон» (1918 г.), «Шатер» (1921 г.), «Огненный столп» (1921 г.). Предмет исследования – мифологические образы в стихотворениях Н. Гумилева, а именно – образ дьявола, образ солнца, образ воина-завоевателя. Задачи исследования: 1. описать историко-литературные корни акмеизма; 2. последовательно рассмотреть литературные направления, которым наследует акмеизм, охарактеризовать их отношение к мифу и фольклору; 3. описать основные группы мифов, представленные в лирике Н.С. Гумилева; 4. описать наиболее частотные, переходящие из сборника в сборник мифологические образы в лирике Н. Гумилева. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е.М. Мелетинский, Ю.М. Лотман, Г.П. Козубовская, Е.В. Жаринов, Мирча Элиаде. В работе используются следующие методы: сопоставительный анализ источников, биографический метод, сравнительно-исторический анализ, структурно-семиотический метод, мотивный анализ. Объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (в свою очередь содержащих по три параграфа), заключения и списка использованной литературы. Практическая значимость исследования заключается в возможности непосредственного использования полученных результатов и материалов работы в педагогической практике, например, на уроках подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ (в 2022 году в некоторых школах для написания итогового сочинения предлагалась тема «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», и к числу наиболее подходящих авторов для иллюстрирования учеником своих тезисов по обозначенной теме, конечно, относится Н.С. Гумилев с его «Музой Дальних Странствий»). Также исследование может представлять ценность для работников библиотечной и музейной сферы, подготавливающих лекционный материал для образовательных и культурных программ или интегрированных программ взаимодействия с иными учреждениями образования или культуры (например, театрами или институтами культуры и искусств, в рамках консультаций, приуроченных к премьерам спектаклей, подготовке режиссерских этюдов и проч.).

Читать дальше
Мы считаем, что на данном этапе наше исследование уже может представлять ценность для педагогов средней школы (по крайней мере, начинающих), которые могли бы использовать наши материалы при подготовке к урокам. В первой части работы мы рассмотрели понятия «романтизм», «символизм» и «акмеизм» с позиции их отношения к мифу и фольклору, описали основные группы мифов, которые проявлены в творчестве Н.С. Гумилева. Вторая часть работы была посвящена анализу конкретных стихотворений, сгруппированных по наиболее часто встречающимся в творчестве Н. Гумилева образам дьявола, солнца и воина-завоевателя. В качестве дальнейшей перспективы нашего исследования мы рассматриваем возможность изучения образной системы лирики Гумилева с большей опорой на труд Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа» и последующим проведением принципиально иной, более зрелой, типологии мифологических образов. Также мы хотим провести ряд аналогий со вторым томом «Философии символических форм» Эрнста Кассирера, а в теоретической части работы сосредоточиться на существенных различиях и эстетических особенностях направлений романтизма, символизма и романтизма. Наряду с этим мы планируем дополнительно обратиться к образам орла, моря и мореплавателя в лирике Гумилева, а также исследовать мотив пути и дороги.
Читать дальше
1. Бабиков А.А., Прочтение Набокова: Изыскания и материалы. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. – 816 с. 2. Блок А.А., Без божества, без вдохновенья. – [электронный ресурс]: https://gumilev.ru/criticism/29/ 3. Гумилев Н., Наследие символизма и акмеизм. – [электронный ресурс]: https://gumilev.ru/clauses/2/ 4. Гумилев Н., Собрание сочинений в четырех томах. Том первый. – М.: ТЕРРА, 1991. – 416 с. 5. Гумилев Н., Собрание сочинений в четырех томах. Том второй. – М.: ТЕРРА, 1991. – 416 с. 6. Гумилев Н.С., Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. А.И. Павловского. Биогр. очерк В.В. Карпова. Сост., подг. текста и примеч. М.Д. Эльзона. – Л.; Сов. писатель, 1988. – 632 с. 7. Гумилев без глянца; [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 477 с. 8. Даль Владимир, О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / Составитель О. Морозова. – М. ЗАО Издательский дом «Аргументы недели», 2017. – 208 с. 9. Жаринов Е.В., Историко-литературные корни массовой беллетристики [Электронный ресурс]: монография / Е.В. Жаринов. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2018. – 184 с. 10. Жаринов Евгений, Роковой романтизм. Эпоха демонов / Евгений Жаринов – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 544 с. 11. Жукова А.А., Архетипы и их образные реализации в ранней лирике Н. С. Гумилева, [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipy-i-ih-obraznye-realizatsii-v-ranney-lirike-n-s-gumileva 12. Заугольникова А.В., Философия мифа Ф.В.Й. Шеллинга, [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-mifa-f-v-y-shellinga 13. Зачек Йейн, Хронология искусства. Как история влияет на культуру с начала времен до наших дней / под ред. Йейна Зачека. – М. : Манн, Иванови Фербер, 2018. – 288 с. 14. Зеленков Р.Н. , Акмеизм и символизм: соотношение социально-философских идей / [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeizm-i-simvolizm-sootnoshenie-sotsialno-filosofskih-idey 15. Козубовская Г.П., Русская литература: миф и мифопоэтика : монография. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 324 с. 16. Лотман Ю.М., Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 704 с. 17. Меркель Е.В., Мифосемантика пространства в поэзии акмеизма / Ярославский педагогический вестник – 2015 – №1 – Том I. 18. Мелетинский Е.М., Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с. 19. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990 20. Петров А.А., О мифах вокруг нас: сновидение и миф, [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mifah-vokrug-nas-snovidenie-i-mif 21. Росс Е., Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2008. – 144 с. 22. Семенова М.З., Проявление балладных признаков в поэзии, прозе и драматургии Н.С. Гумилева, – Вестник Московского университета. сер. 9. Филология. 2011. № 3. 23. Филатов А.В., Миф об Адаме в лирике Н.С. Гумилева, – Studia Litterarum / 2018 том 3, № 4. 24. Чевтаев А.А., Триптих Н. Гумилева «Возвращение Одиссея»: эпический герой в лирическом нарративе / [электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/triptih-n-gumileva-vozvraschenie-odisseya-epicheskiy-geroy-v-liricheskom-narrative 25. Шубинский Валерий, Зодчий. Жизнь Николая Гумилева / Валерий Шубинский. – Москва : АСТ: CORPUS, 2014. – 736 с. 26. Элиаде М., Мифы, сновидения, мистерии / Пер. с англ. А.П.Хомика. – М.: Академический проект, 2019 – 254 с. 27. Язык фольклора: хрестоматия / сост. А.Т. Хроленко. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта : Наука, 2006. –224 с. 28. Якунин А.В., Конфликт духовного и телесного начал в образной композиции поэтических текстов Н.С. Гумилева, – Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 1.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ влияния информационного потока на Digital сферу
Количество страниц:
80
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Связи с общественностью
курсовая работа
Первый русский балет («Орфей и Эвридика»1673г.) в пространстве конфессиональной культура.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Театр
дипломная работа
Реализация избирательных прав граждан в сети интернет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданский процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image