Введение 3 Глава 1. Концептуальные основы изучения среднего класса: понятие, границы и факторы формирования 6 1.1. Средний класс как экономическая категория 6 1.2. Факторы и условия формирования среднего класса 12 Глава 2. Формирование среднего класса в России: тенденции и проблемы 15 2.1. Анализ актуальных тенденций формирования среднего класса в России 15 2.2. Проблемы формирования среднего класса и пути их преодоления 22 Заключение 26 Список использованных источников 28 Приложения 31

Проблемы формирования среднего класса в России

курсовая работа
Микро-, макро-, мегаэкономика
30 страниц
61% уникальность
2022 год
18 просмотров
Янович О.
Эксперт по предмету «Макроэкономика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Концептуальные основы изучения среднего класса: понятие, границы и факторы формирования 6 1.1. Средний класс как экономическая категория 6 1.2. Факторы и условия формирования среднего класса 12 Глава 2. Формирование среднего класса в России: тенденции и проблемы 15 2.1. Анализ актуальных тенденций формирования среднего класса в России 15 2.2. Проблемы формирования среднего класса и пути их преодоления 22 Заключение 26 Список использованных источников 28 Приложения 31
Читать дальше
Актуальность. Образование, формирование и трансформации и\социальных слоев являются предметом исследований многих ученых. Данный процесс является одной из основ структурных изменений общества, при этом особое внимание уделяется среднему классу или средним слоям населения, так как данный класс многочисленный и обладает устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивает равномерное развитие социально-экономической системы страны . Многочисленный средний класс – основа одной из подсистем экономики страны – потребителей. От его благосостояния зависит структура спроса на товары массового потребления, которая будет поддерживаться и в кризисные периоды. К сожалению, конкретно в России настоящий средний класс немногочисленный, а подавляющее большинство населения можно отнести, скорее, к умеренно бедным, поэтому любые кризисные явления (или их угроза) ведут к урезанию их расходов и, как следствие, отсутствие поддержки бизнеса. Помимо обеспечения стабильности, средний класс также обладает потребностью и спросом на инновации и развитие, поскольку богатые люди достаточно консервативны и стремятся к сохранению своего положения. Поэтому средний класс можно назвать основой для изменений экономики – структура спроса среднего класса может значительно изменить ее конъюнктуру.


Нужно написать доклад на заказ в Хабаровске ? Work5 поможет.


Представители среднего класса хорошо адаптируются к непростым жизненным ситуациям за счет сбережений и определенного профессионального уровня . Поскольку средний класс России охватывает, по разным данным, не более 7-15 процентов населения, можно сказать, что достаточным объемом товаров и услуг (продукты, предметы роскоши, медицина и другие) обеспечена лишь небольшая часть страны. Различные государственные программы, проекты, стратегии и т.д. опираются на некий базовый набор благ, который считается достаточным и выражен показателями вроде МРОТа или прожиточного минимума. Проблемы формирования среднего класса должно решать государство, однако этого не происходит за счет того, что в стране, во-первых, большой процент социально-незащищенного населения, количество которого к тому же растет в связи с демографической обстановкой. Во-вторых, это региональное неравенство, из-за которого трудно определить границы среднего класса. Есть различные государственные программы, направленные на устранение этого неравенства, однако они не решают в полной мере поставленных задач. В-третьих, у государства параллельно с задачей формирования среднего класса есть и другие, как бы противоречащие этому цели (например, освоение дальних территорий, стимулирование рождаемости (рождение ребенка снижает доходы домохозяйства) и другие). Цель работы – на основе анализа динамики доходов населения выявить тенденции и проблемы формирования среднего класса в России. Задачи работы: - Рассмотреть понятие и сущность среднего класса и его роль в экономике страны; - Выявить факторы и условия формирования среднего класса; - Проанализировать процессы формирования среднего класса в России; - Выделить основные проблемы формирования среднего класса в России и предложить способы их преодоления. Объект работы – текущее состояние среднего класса в России. Предмет работы – особенности и проблемы формирования среднего класса в России и способы их преодоления. Методология. Основу работы составили нормативно-правовые акты российской Федерации, статистические данные из официальных источников (сайты Росстата, Госкомстата, ведомств), а также труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, таких, как О. В. Гуренкова, А. Б. Новиков, В. Г. Квачев, И. П. Булеев, Т. И. Заславская и других. Методы. Сравнительный анализ, теоретико-правовой анализ. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав пот два параграфа в каждой, заключения, списка использованных источников и приложения. Всего 30 страниц, содержательная часть работы – страниц. Первая глава посвящена анализу теоретических понятий, границ среднего класса и его функции для экономической жизни страны. Выявлено, что «средний класс» и «средний слой» населения – разные понятия: в частности, второе характеризует наиболее многочисленную по социально-экономическим параметрам категорию населения. Выявлено, что процессы формирования среднего класса необходимо изучать по показателям неравенства доходов населения и социально-экономических характеристик (доходы, образование и другие). Также можно ориентироваться на государственную политику. Рассмотрены различные факторы формирования среднего класса в России, наиболее значимым из которых можно назвать социально-экономические – фактор рынка труда, образования и другие. Вторая глава рассматривает социально-экономические процессы в России и на их основе выявляются тенденции формирования среднего класса и возможные проблемы. Так, различные кризисы. Усиление социального неравенства и другие проблемы мешают более бедным слоям населения перейти в категорию «среднего класса», причем не помогает даже государственная политика, поскольку она поддерживает, в основном, социально незащищенные слои населения, например, пенсионеров, многодетные семьи и инвалидов, т.е. категории населения без значимого потенциала и возможностей к повышению доходов.

Читать дальше
Средний класс – это та часть населения, благосостояние которой позволяет удовлетворять материальные и социальные потребности, что позволяет обеспечить достойное качество жизни. В общественном понимании представитель среднего класса – это человек молодого или среднего возраста, способный обеспечить себя и свою семью жильём и работой, иметь возможность купить автомобиль и отдыхать хотя бы раз в год в своей стране либо за границей. Новая экономическая стратификация в России соприкасается с низким ростом показателей экономики, а также низким жизненным уровнем населения. Все это подтверждает сложность определения критериев среднего класса, наиболее очевиден ответ на вопрос о самых бедных и самых богатых. Формирование границ среднего класса осуществляется в обществе в нестабильных условиях, и разграничение признаков среднего класса – достаточно сложная задача, которая должна решаться в специально ориентированных исследованиях. Представитель среднего класса России по классификации Всемирного банка зарабатывает не меньше 20 тысяч рублей (на человека); может позволить себе обучение за рубежом; ездит на иномарке; ездит в отпуск за границу минимум раз в год. Данная классификация основывается во многом на предпочтениях россиян – понятно, что иномарка может стоить как автомобиль отечественного производства, однако тут доходы пересекаются со статусом и престжем. По другим данным, средний класс включает представителей с доходом свыше 6 прожиточных минимумов в месяц, имеющих автомобиль, банковские сбережения и регулярно отдыхающих за границей, однако в перечень критериев следует также включить уровень образования, профессиональную квалификацию и самоидентификацию. Главными рисками для выбывания из среднего класса все еще остаются рождение детей и выход на пенсию. Сложности определения среднего класса связаны с несколькими причинами. Так, это различия регионов в уровне жизни; разные способы потребительского поведения; разный уровень образования и профессионализма у людей в различных группах доходов и другие. Однако есть и общие для всех черты, например, умение противостоять кризисам и «восстанавливать» свой привычный уровень потребления. К проблемам формирования среднего класса можно отнести: рост социального неравенства в сторону увеличения диспропорций; отсутствие предпосылок реального роста экономики и падение реальных доходов населения; направленность государственной политики на бедные слои населения и другие. Решение этих проблем следует возлагать в первую очередь на государство и его грамотное распределение ресурсов страны, которое создаст условия для повышения экономическо самостоятельности, активности и стабильности населения.
Читать дальше
1. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) //СПС «Консультант-Плюс» — URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2022) 2. Аржакова, Е. А. Состав и специфика российского среднего класса / Е. А. Аржакова, С. Г. Карамышева // Эпомен. – 2020. – № 37. – С. 16-22. 3. Артемьева, Е. В. Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса в России / Е. В. Артемьева // Colloquium-journal. – 2018. – № 6-5(17). – С. 8-10. 4. Артемьева, Е. В. Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса в России / Е. В. Артемьева // Colloquium-journal. – 2018. – № 6-5(17). – С. 8-10. 5. Барановский, А. И. Образование - основной ресурс социально-экономического развития регионов и формирования среднего класса / А. И. Барановский, В. Г. Вольвач // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-1. – С. 10-15. 6. Блищак, К. А. Средний класс в России: теория и реальность / К. А. Блищак, Н. М. Зиброва // Аллея науки. – 2017. – № 6. – С. 242-246. 7. Булеев, И. П. Структура общества и средний класс: состояние, перспективы развития / И. П. Булеев // Экономический вестник Донбасса. – 2020. – № 3(61). – С. 11-29. 8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальные параметры формирования среднего класса (к методологии анализа) // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып. 7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 93-100. 9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Голиусова Ю.В., Орехова И.М. Российский средний класс: особенности профессионального поведения// Средний класс в современной России /Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М.: 2008. С. 199-222. 10. Горшков М.К. Средний класс как отражение экономической и социокультурной модели современного развития России // Социс. 2015. №1. С. 35-44. 11. Гуренкова, О. В. Проблемы формирования границ среднего класса как экономической страты / О. В. Гуренкова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 13-15. 12. Заводчикова, Т. Б. Понятие среднего класса и его особенности в России / Т. Б. Заводчикова, Е. А. Мазная // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 91-98. 13. Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. - 2008. № 4. - С. 8-22. 14. Заславская Т., Громова Р. К вопросу о среднем классе российского общества // Мир России. - 1998. № 4. - C. 3–22. 15. Захарова, С. Г. Оценка условий формирования среднего класса в России с позиции факторной модели управления качеством жизни населения / С. Г. Захарова, С. А. Борисов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. – № 1(49). – С. 14-24. 16. Квачев, В. Г. Формирование среднего класса: фактор рынка труда / В. Г. Квачев // ИнноЦентр. – 2018. – № 4(21). – С. 28-32. 17. Кузнецова, А. В. Неравенство и дифференциация доходов в современной экономике России / А. В. Кузнецова, Т. Н. Сыроваткина // Шаг в науку. – 2021. – № 3. – С. 75-79. 18. Литвякова, Л. А. Становление среднего класса в цивилизационном аспекте / Л. А. Литвякова // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). – 2021. – № 2(16). – С. 33-40. 19. Мартынова, О. А. Факторы, влияющие на формирование и развитие среднего класса / О. А. Мартынова, Ю. Р. Хайруллина // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2016. – № 11. – С. 141-145. 20. Погосова, Д. В. Проблемы формирования и развития среднего класса в России / Д. В. Погосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 5-3. – С. 70-73. 21. Попова, Л. А. Проблемы формирования среднего класса в северном регионе (на примере Республики Коми) / Л. А. Попова, Е. Н. Зорина, А. А. Сивкова // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2018. – № 6(62). – С. 153-163. 22. Рослякова, Н. А. Проблемы формирования и развития среднего класса в меняющемся мире / Н. А. Рослякова, А. Б. Новиков // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4(118). – С. 115-118. 23. Столяров, Н. С. Где же твой, Россия, средний класс? / Н. С. Столяров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2017. – Т. 4. – № 3. – С. 246-251. 24. Тучина, Ю. В. Распределение доходов: неравенство и бедность / Ю. В. Тучина // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 39-41. 25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2022) 26. Juliana Menasce Horowitz, Ruth Igielnik and Rakesh Kochhar. “Most Americans Say There Is Too Much Economic Inequality in the U.S., but Fewer Than Half Call It a Top Priority”/Pew Research Center, January 2020. [электронный ресурс] – URL: https://www.courthousenews.com/wp-content/uploads/2020/01/pew-inequailty.pdf (дата обращения:02.05.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Взаимодействие воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
дипломная работа
Исследование методов нахождения информации в информационных системах»
Количество страниц:
31
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
Эволюция отношений ФРГ и ГДР (= германо-германских отношений) в 1970-е гг.: политический и социально-культурный аспекты
Количество страниц:
55
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image