Введение…………………………………………………………………….3 1. Сущность и значение «живописных сюжетов» в литературе………...5 1.1. Понятие и особенности «живописных сюжетов» литературе……...5 1.2. Художественная функция «живописных сюжетов»………………...8 2. «Живописные сюжеты» в произведениях русских классиков XIX века………………………………………………………………………………..12 2.1. «Живописные сюжеты» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»…………………………………………………………………………..12 2.2. «Живописные сюжеты» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»………………………………………………………………………...16 2.3. «Живописные сюжеты» в повести Н.С.Лескова «Запечатленный ангел»……………………………………………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….29

Живописные сюжеты» и их художественная функция в произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова («Идиот», «Анна Каренина», «Запечатленный ангел»).

курсовая работа
Культура
30 страниц
57% уникальность
2022 год
20 просмотров
Антилевская Т.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 1. Сущность и значение «живописных сюжетов» в литературе………...5 1.1. Понятие и особенности «живописных сюжетов» литературе……...5 1.2. Художественная функция «живописных сюжетов»………………...8 2. «Живописные сюжеты» в произведениях русских классиков XIX века………………………………………………………………………………..12 2.1. «Живописные сюжеты» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»…………………………………………………………………………..12 2.2. «Живописные сюжеты» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»………………………………………………………………………...16 2.3. «Живописные сюжеты» в повести Н.С.Лескова «Запечатленный ангел»……………………………………………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….29
Читать дальше
Исследование «живописных сюжетов» и их художественной функции в произведениях писателей можно охарактеризовать как «экфрасис». «В настоящее время, определяя содержание понятия «экфрасис», исследователи пользуются следующей формулировкой: экфрасис – «всякое воспроизведение одного искусства средствами другого» . В более широком смысле, экфрасис – это попытка заглянуть за границы определенного вида искусства и найти новый язык для создания мира художественного произведения. Яценко Е.В.


Требуется заказать курсовую работу по философии ? Вы можете обратиться к нам! Если курсовая работа нужна срочно, то мы выполним ее за несколько часов!


считает, что «тема экфрасиса не раз мелькала на страницах литературоведческих и культурологических работ. Но именно мелькала, не находя себе того автора, при медленном чтении которого (так называемый «метод пристального чтения», важный метод при анализе художественного текста) искомая модель приобретает эвристическую обязательность» . В живописном экфрасисе литературного произведения перелагаемый эстетический объект (искусство живописи) имеет непрерывную многообразную природу, а литература – дискретную. В этом случае экфрастическое отношение необратимо; словесному описанию поддается лишь такое художественное произведение, у которого есть денотируемая им фигура. Особый интерес в плане исследования экфрасиса представляют произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова («Идиот», «Анна Каренина», «Запечатленный ангел»). В указанных произведениях, экфрасис применяется в качестве прочтения изображения, через призму литературного текста вкраплениями дополнительных смыслов. Здесь экфрасис является не только словесным обозначением изображения, но и установкой на воображение читателя и его ориентации на восприятие подтекста. Все вышеизложенное характеризует актуальность выбранной темы исследования. Целью работы являетсяисследование «живописных сюжетов» и их художественной функции в произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова («Идиот», «Анна Каренина», «Запечатленный ангел»). Для решения цели поставлены ряд задач: - изучить сущность и значение «живописных сюжетов» в литературе; - исследовать «живописные сюжеты» в произведениях русских классиков XIX века. Объект исследования – «живописные сюжеты» в русской литературе. Предмет исследования – особенности «живописных сюжетов» в произведениях русских классиков XIX века. Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют: методы, ориентированные на изучение формальных особенностей текста (формальный и структурный методы); методы, ориентированные на контекст литературный и культурно-исторический (Сравнительный метод и метод интертекстуального анализа) и др. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Живописный экфрасис своим содержанием имеет описание живописного произведения, картины или иконы. Словесное описание картины изучают при помощи терминов аллюзия (дословно - намек) и реминисценция (дословно - припоминание); при этом рассматривают элемент художественной системы, основанный на мотиве ранее известных произведений. Изображение одного произведения в другом, «диалог» произведений исследует теория интертекстуальности. Однако вышеназванные лингвистические подходы решают иные задачи, чем исследование особенностей словесного выражения визуальных артефактов в тексте. По функции живописные экфрасисы являются сюжетообразующими: содержание картины – это движущая сила сюжета. Экфрасисы задают особую лирическую тональность, выполняя эмоционально-экспрессивную функцию. В произведениях русской литературы ХIХ в. малой и средней формы, сюжет которых разворачивается вокруг визуального артефакта, активно представлен художественный живописный экфрасис с сюжетообразующей функцией. Среди основных свойств экфрасиса можно назвать стремление, во-первых, к относительной самостоятельности внутри текста произведения, во-вторых, - к однозначности при демонстрации явно противоположных точек зрения в истолковании изображения. Конечный смысл картины – основная и единственная ее идея, - так или иначе, просвечивает и доминирует в тексте. Экфрасис есть способ реализации основного принципа поэтики – принципа двоемирия. Экфрасис, открывая фантастический план произведения, является источником мистического начала в тексте. Совершенство описываемой картины – одно из важнейших свойств как художественного, так и публицистического романтического экфрасиса. Живописное полотно предстает шедевром, который через живость, пластичность, экспрессию изображения доносит до зрителя воплощенную в нем сверхидеал творческих устремлений художника. Герои произведений Ф.М. Достоевского «Идиот» и Л.Н.Толстого «Анна Каренина» наблюдают картины, и это оказывает на главных героев определенное впечатление. У Федора Михайловича герои говорят словами автора, передавая его личное впечатление от картины «Мертвый Христос во гробу» Ганса Гольбейна. Лев Николаевич размышляет в тексте о смысле и назначении искусства. Таким образом, понятие экфрасиса расширяется и переходит в ранг философии. В романе «Анна Каренина» Толстой глубоко осмыслил всегда волновавшие его вопросы любительства и профессионализма в искусстве, техники и содержания. Противопоставление художника-дилетанта Вронского профессиональному живописцу Михайлову поднято Толстым до высоты глубоко принципиальной проблемы, полярно противоположного отношения к искусству вообще. О роли картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос» в романе «Идиот» написано достаточно много. Суммарно основную функцию ее включения в произведение можно определить как сюжетно-композиционный и идейно-философский центр; и, разумеется, эта картина важна в плане психологической характеристики героев. Визуальный ряд романа Достоевского отличается тем, что выстраивает вторичную реальность, за которой порой не видно оригинала. В то же время наиболее значимые картины, упомянутые в тексте, относятся к эпохе Возрождения, пришедшей на смену Средневековью, и их нельзя не считать оригинальными, собственно, как и Возрождение. Однако быть оригинальным и быть оригиналом – разные вещи. если на уровне живописного сюжета оригинал недостижим и непостижим, значит, его нужно искать в иной сфере – в системе образов, для которой также актуальна оппозиция Средневековье – Возрождение, оригинал – копия. В повести Н.С.Лескова «Запечатленный ангел» использован большой объем информации, связанной с иконами. Иконопись в это время находилась в состоянии упадка, поддерживалась, практически, исключительно в старообрядческой среде. Лесков был одним из первых авторов, обративших внимание на иконопись, чем предвосхитил последующее так называемое «открытие иконы». Н.С.Лесков выступал в защиту «одной из самых покинутых отраслей русского искусства» - иконописи, которая, по его мнению, служила делу просвещения народа. Он указывал на мировое значение таких шедевров, как «филаретовские святцы в Москве», «канонические створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы». Лесков не воспринимает литографированные иконы как искусство. «Иконы надо писать руками иконописцев», - утверждает он. Наивысшую оценку дает он русской школе иконописи. Из выдающихся русских мастеров-изографов своего времени Лесков называет имена Пешехонова, Силачева, Савватиева. Таким образом, созданию «Запечатленного ангела» предшествовала большая работа Лескова по изучению иконописи как искусства.
Читать дальше
Список литературы 1. Автаухович Т.Е. Поэтический экфрасис: риторика чтения // Чтение: рецепция и интерпретация: сборник научных статей. ГрГУ им. Я.Купалы. 2011. С.126-133. 2. Аноркулов С. Хронотоп как отличительная черта романного универсума Ф.М. Достоевского // Просвещение и познание. 2021. № 5 (5). С. 16-23. 3. Ахметова Г.А. Образ художника Михайлова и интерпретация живописи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.17 №3 С. 1337-1341. 4. Брагинская Н.В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением // Одиссей. Человек в истории. Т.6. М.: «Наука», 1994. С.274-313. 5. Гаврин В.В. «Русский феб», или уловки красноречия // Искусствознание. 2010. № 3-4. С. 198-218. 6. Дровалева Н.А. Экфрасис в произведениях русских классиков [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aesthesis.ru/magazine/february17/ekphrasis (дата обращения: 19.05.2022). 7. Касаткина Т.А. Картина, не ставшая иконой: живопись героев в романах Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Подросток» // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 3. С. 148-165. 8. Коврижина Я.С. Живописное начало в творчестве Вирджинии Вулф // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 7 (148). С. 211-217. 9. Ковалев О.А. Три экфрасиса: мотив ожившей картины в аспекте художественной антропологии Ф.М. Достоевского // Сибирский филологический журнал. 2008. № С.57-67. 10. Логвинова И.В. Красота как мера духовности в романе Ф.М. Достоевского // Тетради по консерватизму. 2021. № 1. С. 257-262. 11. Марков А.В. образы искусства в поэзии Бориса Филиппова // Нижневартовский филологический вестник. 2021. № 1. С. 50-60. 12. Маковецкий Е.А. Дриккер А.С. Искусство памяти в «Картинах» Филострата Старшего: аргументы и предположения // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. С.598-616. 13. Мелють М.А. Экфрасис как жанр и/или дискурс // Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию. – М.: Intrada, 2015. С. 85-94. 14. Никола М.И. Экфрасис: актуализация приема и понятия // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. 2010. №1-2. С.8-12. 15. Осовский О.Е. Живопись в слове: экфрастические стратегии в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Рецензия на книгу: Перлина Н. М. тексты-картины и экфразисы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 290-293. 16. Руцинская И.И. Визуализируя симулякры: съезды сталинской эпохи в зеркале советской живописи // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 258-271. 17. Середина А.О. Экфрасис как средство выражения религиозных взглядов Ап. Григорьева // Litera. 2018. № 3. С. 122-135. 18. Склемина С.М. Экфрасис в повести Н. Лескова «Запечатленный ангел» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 205-207. 19. Уртминцева Г.В. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Языкознание и литературоведение. №4(2). 2010. С.975-977. 20. Филиппов Василий. Избранные стихотворения 1984-1990. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 336 с. 21. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М.: Наука, 1978. - 608 с. 22. Чересюк П.А. Метафора как средство словесно-художественной креативности Л. Н. Толстого (на материале романа «Анна Каренина») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 9. С. 2705-2709. 23. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - 216 с. 24. Яценко Е.В. Любите живопись, поэты... Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности предприятия.
Количество страниц:
60
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Создание малой предпринимательской фирмы на базе компании Яндекс
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Учет финансовых вложений
Количество страниц:
30
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image