ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. 1.1. Тревожность как объект научного исследования 6 1.2. 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 12 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19 2.1. Организация и методики исследования 19 2.2. Результаты экспериментального исследования 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по преодолению тревожности в подростковом возрасте 21 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Тревожность в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
30 страниц
81% уникальность
2022 год
31 просмотров
Козлов А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. 1.1. Тревожность как объект научного исследования 6 1.2. 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 12 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19 2.1. Организация и методики исследования 19 2.2. Результаты экспериментального исследования 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по преодолению тревожности в подростковом возрасте 21 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Читать дальше
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день повысилось количество школьников, которые отличаются повышенной возбудимостью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Появление и закрепление тревожности связано с неудовлетворением потребностей ребенка. Психоэмоциональное благополучие подрастающего поколения – одна из главных задач школьных педагогов, психологов и родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, правильные коррекционные мероприятия могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из частых проявлений эмоционального неблагополучия – тревожность.


Студентам интересна цена курсовой работы по гражданскому праву. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Тревожность во многом обуславливает поведение человека, и поэтому измерение ее как свойства личности представляется необходимым. Подростковый возраст – один из самых сложных и трудно контролируемых этапов человеческого развития. В этом возрасте наибольшее влияние оказывают референтные группы, поэтому залогом правильного и гармоничного воспитания является правильная организация детского досуга в организациях, где ребенок может взаимодействовать со своими сверстниками. Подростковый возраст характеризуется своими особенностями реализации межличностных отношений, которые оказывают влияние на состояние его самооценки. В данном возрасте происходят значимые изменения на физиологическом, психическом и социальном уровне организации жизнедеятельности подростка. Существенные изменения разворачиваются в сфере общения подростков со сверстниками. В последнее время интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резким изменением жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоционального напряжения, тревоги, тревожности. Именно тревожность, как отмечают ученые, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Тревожность может включать в себя разные элементы эмоционального неблагополучия, связанного со школой. Она проявляется в повышенном волнении в процессе учебы, в ожидании негативного отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, ожидании плохих результатов во время разных аттестаций. Школьник постоянно ощущает свою неполноценность, неадекватность, неуверенность в правильности собственного поведения, принятых решений. В отечественной и зарубежной психологии проблеме тревожности посвящены работы Выготского Л.С, Дубровиной И.В., Фельдштейна Д.И., Прихожан А.М., Кона И.С, Ковалева С.В., Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкого, А.И. Захарова, Ю.Л. Ханина. Особенности детей подросткового возраста наиболее глубоко и содержательно представлены в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина и других авторов. Цель исследования – исследование тревожности и её проявлений в подростковом возрасте. Объект исследования – тревожность Предмет исследования – тревожность и ее проявления в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: существуют особенности проявлений тревожности у детей в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести экспериментальное исследование тревожности и её проявления в подростковом возрасте. 3. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям. Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование, интерпретация результатов исследования. Выборка: ученики 6-го класса в количестве 25 человек. Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученная в ходе исследования информация может быть положена в основу разработки учебно-методических пособий педагогам образовательных учреждений и реализации эффективной психолого-педагогической помощи современным подросткам. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Читать дальше
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что феномен подростковой тревожности является важной проблемой психологии. Её проявления характерны, прежде всего, для индивидов, обладающих развитым чувством ответственности, долга и собственного достоинства, чувствительных к признанию среди других. Тревожность оказывает определённое влияние на все сферы психики подростка. При этом наблюдения за проявлениями тревожности у детей подросткового возраста не привели к выявлению существенных гендерных различий. С другой стороны, следует помнить, что в психологической науке данные о различных типах тревожности и, следовательно, их проявлении в зависимости от половозрастной категории, могут быть достаточно противоречивыми. При этом, следует учитывать влияние на результаты исследования и иных факторов, например, социокультурных. Проведенное исследование тревожности и её проявления в подростковом возрасте позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, в современной психологической литературе тревожность рассматривается как индивидуально-психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без явных на то оснований. Во-вторых, в исследованиях отмечается, что причинами тревожности могут выступать отношения с родителями, сверстниками, уровень самооценки, акцентуации характера. В нашей работе с помощью методики Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М. Прихожан) мы установили, что в основном у исследуемых респондентов тревожность находится в пределах нормы. На основе теоретических и экспериментальных данных, полученных при изучении тревожности в подростковом возрасте, нами были выделены принципы ее профилактики и преодоления, главным из которых, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения, ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей детей, определены психолого-педагогические рекомендации по профилактике тревожности у детей подросткового возраста. Анализ данных профилактической и коррекционной работы свидетельствует, что для повышения их эффективности во многих случаях требуется дополнительная работа по «терапии среды» как семейной, так и школьной. Значит, организация психокоррекционных мероприятий должна осуществляться в направлениях: родители, педагоги и непосредственно подростки. Это положение, особенно важное для детей подросткового возраста. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза нашего исследования о том, что существуют особенности проявлений тревожности у детей в подростковом возрасте, нашла своё подтверждение.
Читать дальше
1. Артюхова Т.Ю. Тревожность современных подростков // Источник Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. – №4 (23): в 2-х ч. Ч. I. с. 15–19. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 398 с. 3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: «Эксмо», 2014.– 512 с. 4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2016. – 517 с. 5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Питер, 2017. – 90 с. 6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с. 7. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 87–95. 8. Корепанова Н.Л. и др. Тревожность. Её причины и следствия: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - Т. 28. – С. 35-37. URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm (дата обращения 13.04.2022). 9. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Питер, 2007. – 198 с. 10. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. 11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 509 с. 12. Малыгина А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 46-50. URL: http://e-koncept.ru/2017/970996.htm (дата обращения 04.04.2022). 13. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у школьников. – Спб.: Питер, 2018. – 72 с. 14. Микляева А.В. Тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Изд. «Речь», 2014. – 341с. 15. Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, 2018. – 686 с. 16. Ноговицына Н.М. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 338 – 341. 17. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 10 – 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiches (дата обращения: 09.04.2022). 18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 109 с. 19. Сапольски Р. Психология стресса. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с. 20. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с. 21. Фрейд З. Психология бессознательного. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 400 с. 22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с. 23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 480 с. 24. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М.: Когито-центр, 2016. – 16 с. URL: http://elibrary.rsl.ru/ (дата обращения 10.04.2022). 25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Особеннсоти саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
Количество страниц:
60
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ В СЕРВЕРНОЙ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Механика
курсовая работа
Экспериментальное исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц:
20
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image