Сформировав бюджет государственных заказов и закупок, взаимоувязанный и сбалансированный с бюджетными возможностями, следующим шагом на пути оптимизации бюджетных расходов является эффективное их размещение через конкурсные процедуры.
Вместе с тем в настоящее время в России значительный объем закупок для государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов «у единственного поставщика» и методом запроса котировок, т. е. без проведения торгов, применяется очень широко. При проведении же конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами (несоблюдение срока проведения отдельных процедур конкурса, некачественная подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурса в ходе его проведения, нарушение правил определения победителя и т.д.), что приводит к покупке продукции по более высоким ценам по сравнению со средними сложившимися ценами.
Снижению эффективности бюджетных закупок способствует то, что действующая в России система закупок продукции для государственных нужд имеет децентрализованный характер, что связано с большим количеством бюджетополучателей, имеющих функции государственных заказчиков. На региональном и местном уровнях организация государственных закупок имеет еще более децентрализованный характер.
В этом направлении создание специализированных органов по проведению конкурсных процедур является целесообразным шагом.
Но нельзя не упомянуть о плюсах данной системы закупок, которые были выявлены нами в ходе анализа. Новый закон выполняет одну из своих главных задач - осуществляет прозрачный, конкурентный характер новой системы, который проявляется в даче участниками заявок прямо на электронных площадках. Тем самым, и сами участники, и контролирующие органы могут отслеживать стоимость предложений других участников закупки на электронных торговых площадках. На наш взгляд, незначительным минусом в этом контексте является наличие нескольких электронных площадок, что усложняет работу участникам закупок в поиске актуальных для них тендеров.
Всё же главными проблемами нами было решено выделить вопрос отношений между государственными заказчиками и поставщиками, в процессе исполнения потребностей государственных нужд. Заключается данная проблема в том, что именно здесь происходит нецелевое расходование государственного бюджета: закупка дорогого автомобиля класса – люкс, необоснованно дорогого коврового покрытия или капитальный ремонт совершенно нового здания. Нецелевое расходование средств – это затраты государственного субъекта на предметы, использование которых никак не повлияет на работоспособность Министерства. Именно эта часть контрактной системы является самой спорной со стороны обсуждения общественностью.
Следующей проблемой является появление дополнительных затрат в связи с некачественным исполнением контракта поставщиком. Данная проблема подразумевает некомпетентность экспертной комиссии в процессе экспертизы качества исполнения контракта. Согласно контрактной системе - проводить экспертизу имеют право экспертная комиссия при Министерстве, либо специально привлеченная компетентная комиссия. На практике, всё сходится к тому, что несколько человек (в экспертной комиссии должно быть не менее 5 ее членов), прошедших определенный курс, могут стать членами комиссии. Зачастую, комиссия просто не может быть готова к оценке исполнения контракта по сложно-техническим объектам закупки, а специальной комиссии по оценке, в некоторых субъектах Российской Федерации просто нет, и Министерством подписывается акт о том, что услуги оказаны в полной мере и в полном объеме. В процессе эксплуатации выясняется, что данный объект закупки не выполняет некоторых заявленных характеристик, и отделу закупок приходится заново организовывать процесс закупки, с соответствующими финансовыми затратами.
Тема эффективности способов закупок является наиболее актуальной в области закупочных процедур и размещения заказа в целом. Актуальность этого вопроса не перестает вызывать интерес, а различные точки зрения о действенности методов размещения заказов только ещё больше вовлекают его участников в этот процесс.
По нашему мнению, контрактная система в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не увеличила эффективность системы госзакупок и регулирования всего цикла закупочной деятельности. Нововведенная система не изменила подходы и требования, установленные прежним законодательством. В 2014 г. цели, которые изначально ставились перед новым законодательством, не достигнуты. Экономия бюджетных средств, по сравнению с аналогичными периодами, снизилась.
Анализ способов проведения закупки бюджетными организациями показал, что заказчики пользуются минимальным количеством способов определения поставщика. Мы считаем, если диверсифицировать контракты по всем способам определения поставщика, тогда такая мера уменьшила вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Так же мы обнаружили, что в современном законодательстве по-прежнему сохраняются «дыры в законе» для недобросовестных заказчиков, которые при проведении торгов позволяют определить победителем электронных торгов «своего» поставщика. И ни один из способов не гарантирует поставку качественного товара, если в спецификации предмета контракта были неточно заявлены параметры объекта закупки. Следует тщательно составлять спецификацию, а контрольным органам проводить мероприятия по проверке соответствия таких условий контракта.
Закупочная система в Министерстве организована не в полном объеме. Об этом говорят огромные остатки в конце года на 31.12.15, в размере более 12 миллионов рублей. Это означает, что Министерство не произвело необходимые закупки, обозначенные в плане-графике Министерства на год. Отправленные денежные средства, были не использованы в полной мере и возвращены областному бюджету культуры. Это отрицательный показатель, так как данная сумма достаточно велика, в отношении одного объекта финансирования, эти средства могли пойти на другие цели, для осуществления потребностей областного распорядителя бюджетных средств. Министерству необходимо строить свой план-график на год более четко и придерживаться его в течение года.
Так же необходимо отметить, что за 3 рассматриваемых нами года, бюджет Министерства вырос в половину, но на эффективность контрактных закупок это никак не повлияло.
Нами была рассмотрена контрактная система в сфере государственных закупок. Считаем необходимым дать рекомендательные предложения по совершенствованию организации закупок. В настоящее время, на наш взгляд, следует произвести следующие дополнительные изменение в работу контрактной системы: обязанность проведения внутренней экспертизы и подготовку отчета об исполнении контракта. Исключить обязанность заказчика включать в документацию о закупке информацию об обеспечении заявки при проведении запроса предложений. Урегулировать вопрос по поводу требования о наличии лицензии у участника закупки при проведении запроса котировок. Создать единый сайт-площадку для размещения контракта и добавить единый реестр поставщиков, основанный на положительных отзывах заказчиков. Такая мера поможет оператору площадки тщательней отбирать участников торгов и предостеречь заказчиков, от заключения контракта с сомнительным поставщиком.
Все эти рекомендации минимизируют временные затраты на «бумажные процедуры». Кроме того, представляется целесообразным предпринять следующие меры, направленные на повышение качества реализации процесса закупок, такие как: введение и использование общефедерального профессионального стандарта при оценке, аттестации закупочных специалистов; создать единую площадку для размещения государственного заказа, а не на нескольких, как это происходит сегодня. Поставщику, порой, достаточно сложно найти себе заказчика ввиду данного фактора; создать на ЕИС реестр добросовестных поставщиков, со своей бальной и рейтинговой системой, в целях ускорения процесса осуществления закупок, а также разбить их по сферам осуществления деятельности. Предложенные нами меры по усовершенствованию контрактной системы не только повысят эффективность государственных закупок и снизят расходы бюджетных средств, но ещё и помогут привлечь новых поставщиков, способных качественно выполнить государственный заказ.