ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ РИТМИКА, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И ИХ СВЯЗЬ В ХОРЕОГРАФИИ 5 1.1. Ритмика, как определяющий предмет в музыкально-хореографическом образовании детей 5 1.2. Понятие музыкальности и ее роль во всестороннем развитии детей 8 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ 18 2.1. Методы и педагогические условия эффективного развития музыкальности детей дошкольного возраста 18 2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой

дипломная работа
Педагогика
47 страниц
77% уникальность
2022 год
21 просмотров
Гришнякова Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ РИТМИКА, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И ИХ СВЯЗЬ В ХОРЕОГРАФИИ 5 1.1. Ритмика, как определяющий предмет в музыкально-хореографическом образовании детей 5 1.2. Понятие музыкальности и ее роль во всестороннем развитии детей 8 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ 18 2.1. Методы и педагогические условия эффективного развития музыкальности детей дошкольного возраста 18 2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Читать дальше
Актуальность темы Музыка является неотъемлемой частью танца с самого зарождения танцевальной культуры. Ее ритм, тембр, мелодия, которые помогают создать эмоциональный образ, в танце выражаются пластически. Очень важно понимать, что единство этих видов искусств не случайно. Музыка помогает усилить выразительность танца, более полно его прочувствовать, ведь когда танцевальные элементы взаимообусловлены музыкой, возникает гармония, слаженность и целостность, к которой мы стремимся, создавая хореографические композиции. Наше тело, даже неосознанно, реагирует, «отзывается» на любого рода звуки, что является доказательством связи между природной средой и природой человека с его эмоциями, психикой и физиологией.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по экономическому анализу. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.


Например, Айседора Дункан – американская танцовщица, всегда искала внутренний источник, который передал бы движение телу: «Когда я слушала музыку, лучи и вибрации музыки струились по направлению к этому источнику света внутри меня, где преображались в духовное видение, зеркало не разума, но души; и с помощью этого видения я могла отобразить их в танце» . Именно поэтому очень важно с самого детства помогать приобретать ребенку опыт музыкального восприятия, развивать слух и чувство ритма. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Ведь занятия ритмикой – это первая ступень в изучении хореографии, своего рода фундамент. Однако многие педагоги не уделяют должного внимания развитию музыкальности и ритмических способностей. При этом развитие музыкальных способностей открывает огромные возможности в развитии ребенка в целом, и знание об этом стимулирует прогрессивных педагогов относиться к этому очень ответственно. Вследствие этого актуальной, значимой и интересной проблемой остается поиск определенных методов, механизмов и способов развития музыкальности, а также выявление комплекса педагогических условий, при которых это будет происходить наиболее эффективно и плодотворно. Ведь многие родители первоначально отдают своих детей именно в танцевальные коллективы, где все начинается с занятий ритмикой и обучения ритмическим движениям. И именно на этих занятиях дети активизируют своё музыкальное восприятие через движение, там выявляют их музыкальные и творческие способности, а также прививают навыки осознанного отношения к музыке. Объект исследования Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Ритмика как средство развития музыкальности детей. Цель исследования Выделить наиболее эффективные методы и педагогические условия развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой. Задачи: 1. Рассмотреть ритмику, как определяющий предмет в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть понятие музыкальности и ее значимости в развитии детей. 3. Изучить и проанализировать наиболее популярные методы развития музыкальности. 4. Разобрать педагогические условия эффективного развития способностей к музыкальным движениям детей дошкольного возраста. 5. На основе полученных результатов, выявить наиболее эффективные методы и условия развития музыкально-ритмических способностей на занятиях ритмикой. Для решения поставленных в работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследований: 1. Эмпирические: – метод описания; – метод наблюдения; – метод сравнения. 2. Теоретические: – исторический метод; – культурологический метод; – метод общения. Гипотеза исследования: занятия ритмикой в старшем дошкольном возрасте способствуют развитию музыкальности, а также творческих способностей в области хореографии. Источники, использованные при написании данной работы, можно распределить на группы по двум направлениям. Первая группа рассматривает музыкальное развитие ребенка (в том числе и через музыкально-ритмические упражнения) с точки зрения психологии личности, работы второй группы рассказывают о педагогических системах и методиках по предмету «Ритмика». В первой группе акцент сделан на литературные труды Б.М.Теплова («Психология музыкальных способностей», «Проблемы индивидуальных различий», «Психология индивидуальных различий»), раскрывающие его концепцию музыкальных способностей; а также на работы Д.К.Кирнарской («Музыкальные способности», «Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности»). Вторую группу по праву возглавляет Э.Жак-Далькроз, автор и основоположник ритмики как целостной педагогической системы. Ценный практический материал содержится также в методических пособиях Н.А.Ветлугиной, Е.В.Коноровой, И.В.Заводиной, и других. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Итак, в данной работе мы исследовали особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий ритмикой. Были подробно проанализированы организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия для наиболее эффективного достижения этой цели. Мы рассмотрели ритмику, как определяющий предмет в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, изучили и проанализировали наиболее популярные методы развития музыкальности на уроках ритмики – наглядные, словесные, практические, а также методы проектной деятельности. Также мы проанализировали различные методики и подходы к преподаванию ритмики в дошкольном возрасте, изучили нормативные документы, регулирующие образовательный процесс в этой области. На основе всех изученных документов разработали некоторые методические рекомендации для повышения эффективности развития музыкальности посредством занятий ритмикой. Таким образом, на основе результатов исследования можно сделать вывод, что гипотеза о том, что занятия ритмикой в старшем дошкольном возрасте способствуют развитию музыкальности, а также творческих способностей в области хореографии подтверждена.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : - Режим доступа: pravo.gov.ru. 2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] : - Режим доступа: https://ds22-ros.edu.yar.ru/dokumenti/fgos_do.html (дата обращения: 22.03.2018). 3. Акулина, Н. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н. А. Акулина // Изобразительное искусство в школе. – 2014. – № 5. – С. 62-77. 4. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании / Н.Г. Александрова. –М.: Муз.отдел НКП, 1920. – 7 с. 5. Афонина, Н. Ритм, метр, темп. / А.Афонина – СПб., 2001. 6. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке: Методическое пособие. / Общ. ред. Т.М. Сергеевой. – М.: Советский композитор, 1991. – 152 с. 7. Бабаджанян, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. / Т.С.Бабаджанян. – М.: Музыка, 1967. – 192 с. 8. Басов, М.Я. Движения под музыку : Избранные психологические произведения. / М.Я.Басов. – М., 1975. – С. 147-149. 9. Бекина, С. Игры, танцы и упражнения для детей дошкольного возраста. / Бекина С., Соболева Э., Кольманов Ю. - М., 1992. 10. Бекина, С.И. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с. 11. Беликова, А. А. Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Беликова // Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 01 февр. 2019 г. / Шадрин. гос. пед. ун-т. – Шадринск : 2019. – С. 38-42. 12. Беликова, А. А. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности / А. А. Беликова // Ребенок в современном образовательном пространстве : материалы X Всерос. студен. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадрин. гос. пед. ун-т ; – Шадринск : 2019. – С. 48-51. 13. Бырченко, Т. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при ДМШ, музыкальных отделений ДШИ. / Т.Бырченко, Е.Кругликова – М., 1988. – 200 с. 14. Бырченко, Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. / Т.Бырченко, Г. Франио – М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. – 200 с. 15. Вайнфельд, О. А. Фантазирование детей старшего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений / О. А. Вайнфельд // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 29-31. 16. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь. / Н.А.Ветлугина. - М. : 1986. 17. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. / Н.А.Ветлугина. - М., 1968. 18. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания. / Н.А.Ветлугина. – М : 1986 19. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика XXI в., 2001. – 247 с. 20. Ефремова Н.И Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», Челябинск, № 1 (33), 2013. С. 109-114. 21. Заводина, И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1999. 22. Заводина И. Ритмика. (Программа для средних специальных музыкальных школ.) - М., 1990. 23. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. 24. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М. : 2000. 25. Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры: методическое пособие для детей дошкольного возраста. / Общ. ред. Т. Дормидонтовой. – М.: Композитор, 1993. – 48 с. 26. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 32 с. 27. Зимина А.Н. Народные игры с пением: Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с. 28. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет: Практикум для педагогов. / А.Н.Зимина. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 32 с. 29. Измайлова, Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх: Методическое пособие для детей дошкольного возраста. / Е.Измайлова. - М. : 1964. 30. Карпова С.И. Музыкальная ритмика как средство художественно-творческого развития учащихся в начальной школе / С.И. Карпова // Научный журнал «Теория и практика общественного развития», Краснодар, № 12, 2012. С. 256-260. 31. Кашмина, В.А. Музыкальные сказки и игры. / В.А.Кашмина. – М.: Владос, 2000. –145 с. 32. Кинарская Д.К. Интонационный слух в системе музыкальных способностей. // Культура. Искусство. Образование № 1, 2002. – С.21-25 33. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004 34. Кирнарская Д.К. Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 124–132 35. Климова О. Айседора Дункан. Продвижение к свету / О.Климова // Человек без границ. – М., 2009. – №9. – С. 40-45 36. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. — Вып. 4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с. 37. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. / Г.А.Колодницкий – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64 с. 38. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Наука, 1973. – 326 с. 39. Комиссарова, Л.Н. Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Композитор, 1986. – 215 с. 40. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике, выпуск 1 : учебное пособие / Е.В.Конорова. – М: Музыка, 1972. – 53 С. 41. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. – 112 с. 42. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского государственного университета. – 2001. – № 2. – С. 101-104. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24866714 (дата обращения: 14.03.2019). 43. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – Москва : Педагогика, 1981. – 116 с. 44. Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / И.В.Лифиц. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224с. 45. Луговская, М. Ритмические упражнения, игры, пляски : Методическое пособие для детей дошкольного возраста / М. Луговская. - М., 1991. 46. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. – Майкоп : 2005. - 203 c. 47. Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) : Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. / Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина– М.: Гном-Пресс, 2000. – 88 с. 48. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки. – М., 1980. 49. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». – Пермь, 1997. 50. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. 2-е изд. / В.И.Петрушин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с. 51. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. / О.П.Радынова – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с. 52. Радынова, О.П. Песня, танец, марш: Конспекты занятий и развлечений по 2-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7-лет. / О.П.Радынова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 144 с. 53. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. / О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с. 54. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1947. – 328 с. 55. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Педагогика, 1961. – 320 с. 56. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. // Избр. труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – 398 с. 57. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – 398 с. 58. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 12.05.2022). 59. Федорова, М.А. Пой, пляши, играй от души! Русские народные хороводы, пляски и игры: Методическое пособие для музыкальных руководителей. Выпуск 1. / М.А. Федорова. – С.-П.: Детство-Пресс, 2001. – 88 с. 60. Система детского музыкального воспитания К Орфа (под редакцией Баренбойма А.) - Л., 1980. 61. Франио Г. Методическое пособие по ритмике: для 1 кл. ДМШ. / Г.Фанио, И Лифиц. – М.: Музыка, 1987. – 118 с. 62. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. / В.Н.Холопова. – С.- П.: Музыка, 2000. –420 с. 63. Холопова, В.Н. Русская музыкальная ритмика. / В.Н.Холопова.– М.: Советский композитор, 1983. – 280 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Способы осуществления и защиты гражданских прав
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
ИТОГИ ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ: ПРАВИЛА ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА И ИХ РОЛЬ В ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Реклама в спорте
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image