Введение……………………………………………………………………………5 Глава 1. Теоретико-методологические основы феномена субъектности………7 1.1 Разграничение понятия «субъектность» от родственных терминов «субъект», «субъективный»………………………………………………………………7 1.2 Структура, функции субъектности………………………………………..10 Глава 2. Основные подходы к субъектности в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………………15 2.1 Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна………………………………15 2.2 Развитие идей С.Л. Рубинштейна в психологии субъектно-деятельностной теории А.В. Брушлинского……………………………………………18 Заключение………………………………………………………………………..22 Библиографический список……………………………………………………….24  

Проблема субъектности личности в общей психологии

курсовая работа
Психология
27 страниц
85% уникальность
2022 год
32 просмотров
Чумаченко И.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………5 Глава 1. Теоретико-методологические основы феномена субъектности………7 1.1 Разграничение понятия «субъектность» от родственных терминов «субъект», «субъективный»………………………………………………………………7 1.2 Структура, функции субъектности………………………………………..10 Глава 2. Основные подходы к субъектности в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………………15 2.1 Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна………………………………15 2.2 Развитие идей С.Л. Рубинштейна в психологии субъектно-деятельностной теории А.В. Брушлинского……………………………………………18 Заключение………………………………………………………………………..22 Библиографический список……………………………………………………….24  
Читать дальше
Обоснование темы исследования и ее актуальность. Идея субъектности, или, как ее еще называют, идея собственно личностного, на протяжении всей истории становления психологической мысли в нашей стране никогда не теряла актуальности: изменялось только место и осознаваемая злободневность данного вопроса в широком контексте психологических исследований. Вначале разработка вопроса субъективности личности осуществлялась в форме изучения явлений неадаптивности в ее поведении, что обусловливалось как научным импульсом, так и внутренним непринятием определенных тенденций жизни общества, содержал в себе аргумент против «полного единомыслия» в области идеологии, представлений о возможности выведения подлинных целей бытия отдельного индивида из верно осмысленных целей общественной жизни, декларируемой гармонии личных и общественных интересов и т.д. Следующий этап разработки проблемы субъектности личности детерминировался, главным образом, логикой самого исследования, состоял в анализе ближайших и отдаленных последствий ее активности. Степень научной разработанности проблемы. Вопрос субъекта выступает одним из традиционных в социальных науках. Его истоки можно обнаружить в философских концепциях Р.


Если вас интересуют решения задач онлайн , заказать их можно на сайте Work5.


Декарта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, И. Канта, Дж. Локка, Г. Риккерта, Д. Юма, К. Ясперса и др. Проблема становления субъектности разрабатывается в отношении детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в концепции основателя Нижегородской школы специальной психологии У.В. Ульенковой и ее учеников. Наиболее активно категория субъекта в отечественной психологии разрабатывается в научных школах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В ходе проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие: между существующими разнообразными подходами к пониманию субъектности, и ассоциацией субъектности личности с идеей свободы, идеей ответственности человека за желаемые и реальные последствия его действий. Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования: возможно ли единое понимание проблемы субъектности личности в обшей психологии. Актуальность и разнообразные подходы к исследованию субъектности личности определяют выбор темы исследования: «Проблема субъектности личности в общей психологии». Цель исследования – анализ состояния проблемы субъектности личности в общей психологии в концепциях СЛ. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. Объект исследования – личность как субъект. Предмет исследования – подходы к пониманию субъектности личности в отечественной психологии. Задачи исследования: 1. Разграничить понятия «субъектность» от родственных терминов «субъект», «субъективность» 2. Изучить структуру, функции субъектности. 3. Раскрыть фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна 4. Рассмотреть основные положения субъектно-деятельностной теории А.В. Брушлинского Методы исследования: теоретические - сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение.  

Читать дальше
1. Критический анализ фундаментальных теорий и прикладных психологических концепций показал, что, на текущий момент психологическая наука располагает значительным количеством исследований специфики, структуры, критериев, детерминант и прочих аспектов категорий субъекта, субъективного и субъектности. Тем не менее, существует определенная сложность определения субъекта, субъектности, обусловленная как недостаточной глубиной научной проработки этих дефиниций, так и их многозначностью. 2. Субъект и субъектность относятся к общефилософским категориям, отражающим многообразие активности человека, определяющим его место, роль в современном мире, определяющим его способность к целенаправленной деятельности, своему самоопределению. 3. Идея субъектности личности является фундаментом для построения особой предметной сферы психологических исследований, означающее в данном контексте свойство самодетерминации его бытия в мире. 4. В представлениях современной психологической науки субъектность трактуется как некое системообразующее свойство личности, которое возникает в процессе ее развития и усвоения определенного опыта осуществления деятельности, отношений и общения, проявляющееся в способности личности к проявлению высокоорганизованной активности в отношении самой себя и окружающим условиям, другим людям. 5. К проявлениям субъектности личности, самодействия его как причины, относится деятельность (в широком значении, как объединяющая в себе витальные и предметные проявления активности), самосознание, общение. Таким образом, «быть личностью» означает быть «субъектом деятельности, самосознания, общения», чем задаются ведущие предметные сферы психологии личности. 6. Структурными компонентами субъектности выступают: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя как субъекта и уникальной личности и признание того же в людях. 7. Основными функциями субъектности являются следующие: нададаптивная и преобразующая активность, самодетерминация и самоопределение, разрешение противоречий, обеспечение эффективности осуществление активности, обеспечение саморегуляции и самоуправления. 8. С.Л. Рубинштейном в психологию была введена категория субъекта, а его учениками, включая А.В. Брушлинского, была разработана субъектно-деятельностная теория. Сегодня исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке. Пониманием субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быт самостоятельным, активным, способным, умелым в реализации особенных человеческих форм жизнедеятельности, главным образом предметно-практической деятельности.  
Читать дальше
1. Абульханова-Славская, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-subekta-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 28.04.2022). 2. Абульханова, К. А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова, С.В. Тихомирова Под редакцией К.А. Абульхановой. – М., 2011. - 431 с. 3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335с. 4. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии / Л.И. Анциферова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 512с. 5. Белых, Т. В. Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности [Электронный ресурс] // Наука. Инновации. Технологии. 2004. №37. Р - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-funktsii-subektnosti (дата обращения: 28.04.2022). 6. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В. В. Знаков. -М.: Институт психологии РАН; СПб.: Издательство «Алетейя», 2003. - 272с. 7. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. - № 6. – С. 3-11. 8. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512с. 9. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук. - М, 1998. – 50с. 10. Каленов, А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях / А. А. Каленов. - Текст: непосредственный [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1930/ (дата обращения: 28.04.2022). 11. Кисова, В. В. Теоретико-методологические подходы к определению категории субъекта и субъектности в современной психологической науки [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-opredeleniyu-kategorii-subekta-i-subektnosti-v-sovremennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 27.04.2022). 12. Котелевцев, Н. А. Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3 (51). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-subektnosti-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 28.04.2022). 13. Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Динамика субъектности в студенческом возрасте // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 1. – С. 103 - 113. 14. Ленглер, О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы / О. А. Ленглер. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 11 (46). - С. 440-442. 15. Лодде, О. А. Основные положения субъектно-деятельностного подхода в рамках исследования адаптивности личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 4А. - С.175-181. 16. Мухтарова, Л. М. Социокультурный феномен субъектности [Электронный ресурс] // Мухтарова Л. М., Волов В. В., Мухаметзянова Ф. Г. Казанский вестник молодых ученых. 2019. №2 (10). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-subektnosti (дата обращения: 28.04.2022). 17. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - С 5-19. 18. Острушко, М. Г. К вопросу исследования структуры субъектности / М. Г. Остроушко // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 74. - С.23-28. 19. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: «Издательство. АСТ», 2020. – 712с. 20. Психология личности: пребывание в изменении [Текст] / Аванесян М. О., Баканова А. А., Гришина Н. В. [и др.]; ответственный редактор: Н. В. Гришина; Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 571с. 21. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Педагогика, 1976. - 416с. 22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 713с. 23. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]: научное издание / С. Л. Рубинштейн; ред. Е. В. Шорохова, сост., авт. примеч. К. А. Абульханова-Славская, сост., авт. примеч. А. В. Брушлинский; Акад. пед. наук СССР, Институт философии, Институт психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423с. 24. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание // Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. - 512с. 25. Рябикина, З. И. Развитие идей А. В. Брушлинского в контексте субъектно-бытийного подхода [Электронный ресурс] // Рябикина З. И., Фоменко Г. Ю., Ожигова Л. Н. Южно-российский журнал социальных наук. 2013. №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-a-v-brushlinskogov-kontekste-subektno-bytiynogo-podhoda (дата обращения: 28.04.2022). 26. Семенов, И. Н. С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. №3. = Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/s-l-rubinshteyn-izvestnyy-i-neizvestnyy-istoriko-kulturalnaya-refleksiya-zhiznetvorchestva (дата обращения: 28.04.2022). 27. Серегина, И. А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.,: ПИ РАО, 1999. 26с. 28. Соколова, Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-a-n-leontieva-i-ee-rol-v-razvitii-deyatelnostnogo-podhoda-v-psihologii (дата обращения: 01.05.2022). 29. Трофимова, Н. С. Активность как субъектное качество адаптирующейся личности // Вестник Курганского государственного университета. 2010. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-kak-subektnoe-kachestvo-adaptiruyuscheysya-lichnosti (дата обращения: 30.04.2022). 30. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков; Российская Академия Наук, Институт психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 464с. 31. Щукина, М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: автореф. дисс. канд. психол. наук. 19.00.13 / М.А. Щукина. – Тюмень: ТГУ, 2004. 25с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Театральная деятельность как способ раскрепощения детей
Количество страниц:
23
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Роль медицинской сестры в лечении черепно-мозговой травмы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Хирургия
курсовая работа
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image