Институт соучастия в преступлении является, пожалуй, одним из наиболее сложных институтов в системе Российского уголовного права.
Данный раздел много критикуется и обсуждается разными авторами. Соучастие содержит не малое количество проблем.
Институт соучастия в уголовном праве сформировался исторически и был вызван объективной необходимостью введения норм, регулирующих эти общественные отношения.
Институт соучастия в преступлении важен тем, что:
– устанавливает ответственность за те преступления, которые совершены не одним субъектом, а сразу несколькими;
– помогает определить степень вины каждого отдельного соучастника;
– устанавливает признаки, которые свойственны каждому из преступлений, совершенному несколькими субъектами.
Если говорить о количественной характеристике участников совместно совершаемого преступления и преступления, совершаемого в соучастии, то применительно к последнему ни о какой специфике речь идти не должна, поскольку согласно ст. 32 УК РФ соучастие предполагает участие двух или более лиц, т.е. любое множество участников.
Вопрос о формах и видах соучастия, необходимости их выделения и разграничении данных понятий, в ближайшее время, на взгляд автора, не найдет ни законодательного разрешения, ни доктринального. Данная дискуссия длинною в 200-лет будет длиться еще достаточно продолжительный промежуток времени, так как соучастие – это поистине удивительная модель преступления, которую проще (в познавательном плане) рассматривать в идеальном аспекте. Данное обстоятельство, как следствие, вызывает большое количество различных точек зрения и противоречий.
Но, на взгляд автора, достаточно эффективным будет предложение о внесении в УК РФ статьи, регламентирующей формы соучастия в преступлении в следующем виде: «Статья 32.1 Формы соучастия в преступлении.
1. Простое соучастие (соисполнительство, групповое преступление) Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя;
2. Соисполнители отвечают за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 настоящего Кодекса, по конкретной статье Особенной части настоящего Кодекса;
3. Сложное соучастие (соучастие с распределением ролей).
Преступление признается совершенным в форме сложного соучастия в случае, если в его совершении участвовали лица, выполняющие функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника;
4. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя или пособника наступает по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за совершенное преступление исполнителем, либо в соответствии с направленностью их умысла, со ссылкой на соответствующею часть статьи 33 настоящего Кодекса.»
УК РФ различает несколько видов соучастия, которая начинается с исполнителя. Выделение среди всех соучастников преступления, прежде всего исполнителя обусловлено тем, что в его деянии воплощаются результаты усилий других соучастников.
Законодатель под этим имел в виду что, исполнитель являются главной фигурой в соучастии, так как он выполняет объективную функцию преступления. Так как при отсутствии исполнителя – вытекают из дела пособники и подстрекатели.
Исполнителем признается только то лицо, которое непосредственно совершило преступление либо же при совместном участии использовало для его совершения тех лиц, которые в силу определенных положений закона не могут нести уголовной ответственности.
Организатором является то лицо, которое организовало преступление. Он может также руководить его исполнением. Организатор опасен тем, что именно от него исходит инициатива совершения преступления. Ответственность его является повышенной. Он отвечает за все те действия, которые совершила группа лиц, действуя при осуществлении его планов.
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления или соучастию в нем.
Пособник, наряду с организатором и подстрекателем, выполняет при совершении преступления вспомогательную, второстепенную функцию.
Сложнее решается вопрос об их качественной специфике. К сожалению, законодатель не уточняет, кого он подразумевает под термином «лица»: только вменяемых, достигших к моменту совершения преступления требуемого для привлечения к уголовной ответственности возраста, одним словом, субъектов преступления, либо и тех, кто в силу невменяемости или недостижения требуемого минимального возраста не может нести уголовную ответственность, потому что не может быть субъектом преступления.
Ответственность соучастников преступления назначается судом исходя из характера и степени фактического вложения усилий в осуществление противоправного интереса. Об этом гласит часть 1 статьи 34 УК РФ.
Преступления, совершенные в соучастии, характеризуются повышенной общественной опасностью, наносят наибольший ущерб общественным отношениям, а, значит, внимание ученых, законодателя и правоприменителя к этому институту уголовного права не должно ослабевать.