Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема 5
1.1. Сущность и содержание понятия девиантного поведения 5
1.2 Формы проявления девиантного поведения 10
Глава 2. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте 17
2.1 Психологические особенности подростков с девиантным 17
поведением 17
2.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков 23
Заключение 30
Выводы 32
Список литературы 33
Читать дальше
Под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм и граффити. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные девиации подростков, выделяют причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами.
Предпосылкой возникновения девиантного поведения может стать и подростковый возраст сам по себе, как кризисный возрастной период. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности личности подростка. Процессы психического и физического развития вызывают ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе. В результате этого возникают недовольства собой и окружающими.
Читать дальше
1. Вилкова А.В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 2. - С. 28-30.
2. Горьковая И.А. Профилактика отклонений в поведении у детей в рамках концепции А.И. Захарова. Мед. психол. Росс., 2015, вып. 2(31), с. 1
3. Гурьев М.Е. Психологический анализ возрастных особенностей подростков, имеющих девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. С. 69-76
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Терра-Книжный Клуб, 2008. - 352 с.
5. Жадан В.Н. Об анализе причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая наука. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-analize-prichin-i-usloviy-obuslavlivayuschih-vozniknovenie-i-razvitie-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih (дата обращения: 28.04.2022).
6. Илгамова О.М. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017. - 268 с.
7. Кириллова Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: дис. канд. псих. наук; СПб унт-т МВД России. - СПб, 2019. - 231 с.
8. Кожухова Е.М. Девиантное поведение как следствие воспитания семьи // Проблемы современной науки и образования. - 2020. -№ 6-1 (151). - С. 84-87.
9. Кочеров А.В. Девиантное поведение как психологический феномен // Вестник науки. 2020. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-kak-psihologicheskiy-fenomen-1 (дата обращения: 25.04.2022).
10. Курбатова Е.С. Психологические особенности девиантного поведения подростков // Е.С. Курбатова, И.А. Куренков //Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. С.51-52
11. Ловпаче Ф.Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением // Ф.Г. Ловпаче, З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. С. 100-106.
12. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс". 2018. – 460 с.
13. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. -М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 873 с.
14. Нортман А. Р. Девиация – вирус современного общества / А. Р. Нортман. Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). С. 61-63.
15. Рыбникова, О. П. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине «Психология и педагогика»: словарь / О. П. Рыбникова; Высшая школа народных искусств (академия). – Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств, 2018. – 29 с.
16. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник/ Е. О. Смирнова. - М.: КНОРУС. 2016. - 383 с.
17. Хагуров Т.А. Девиантное поведение подростков и молодежи: формы, причины, профилактика: учеб.-метод. пособие / Т.А. Хагуров и др. - Краснодар: Молодежный центр развития личности, КГУ, 2020. - 100 с.
18. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / Под. Ред. В.Б. Шапаря – Ростов – на Дону: Феникс, 2009. – 816 с.
19. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. и практ. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 219 с.
20. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - М.: УРАО, 2001. - 124 с.
Читать дальше