Основные права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления государственного органа на федеральном уровне. Следовательно, никакой нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.
На основании проведенного в этой области исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.
Во-вторых, международное сотрудничество в области прав человека не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по Правам человека продолжается и сейчас.
В-третьих, все сказанное выше не означает того, что права личности (или некоторые из этих прав) непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительные права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.
Подчеркивая растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств, Следует, на мой взгляд, обратить внимание на необходимость утверждения таких принципов обеспечения прав человека, как универсальность, неделимость, единство прав человека и демократии.
Универсальность означает, что никакие правила национального, культурного или религиозного характера не могут ограничивать общепризнанных прав человека. Неделимость требует ликвидации дискриминации экономических, социальных и культурных прав, принижения их уровня по сравнению с гражданскими и политическими правами. При этом, указанные принципы должны служить целям наиболее эффективной защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которых является дифференциация на отдельные уязвимые категории населения.
Важное значение, которое придается государствами защите и поощрению прав и свобод человека, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе на региональном уровне. Такое сотрудничество сегодня стало важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности.
В условиях все более усиливающейся взаимосвязанности и взаимозависимости практически всех стран мирового сообщества в будущем следует ожидать усиления влияния региональной системы защиты прав человека в рамках Совета Европы на универсальную систему, с одной стороны, и на другие региональные системы — с другой.
При этом следует иметь в виду, что «механический» перенос опыта функционирования одной модели (каким бы положительным он ни был) на практику другой вряд ли способен привести к ощутимым качественным сдвигам. Важен учет особенностей, интересов, опыта, возможностей и т. д. каждого участника той или иной системы, а также региональных подходов в целом к решению тех или иных правозащитных проблем.
Таким образом, в настоящее время общепризнанно, что политические, социальные, экономические, культурные и другие права человека являются не даром государства, политической партии или какой-либо группы лиц, а неотъемлемым качеством каждого человека. Принадлежит ему с рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и других убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, основу современной цивилизации.