ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. 1.1. Исследование уровня притязаний и самооценки в научной литературе 6 1.2. 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 13 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 20 2.1. Организация и методики исследования 20 2.2. Результаты экспериментального исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 34

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

курсовая работа
Психология
35 страниц
90% уникальность
2022 год
30 просмотров
Скрябина М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. 1.1. Исследование уровня притязаний и самооценки в научной литературе 6 1.2. 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 13 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 20 2.1. Организация и методики исследования 20 2.2. Результаты экспериментального исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Читать дальше
Актуальность исследования. Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по экономике? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Как отмечают педагоги и психологи, самооценка является очень важной стороной личности, формирования самосознания. Самооценка влияет на организацию жизнедеятельности и поведения человека, то есть она во многом обуславливает направленность и динамику развития личности в целом. Самооценка является центральной структурной единицей личности, она во многом определяет уровень ее притязаний, жизненные цели и позиции человека, систему оценок и взаимоотношений с другими людьми. Поэтому задача формирования адекватной самооценки всегда являлась одной из важнейших и актуальных задач педагогической практики. Самооценка и уровень притязаний подростков занимают ведущее место в процессе социализации личности, поиска своего места в будущей самостоятельной жизни. Однако, в условиях ослабления роли ответственности государственных институтов в определении ориентиров профессионального и личностного направления подрастающего поколения, возможно усиление несогласованности и противоречивости уровня притязаний и самооценки учащихся старших классов школы. Психологические особенности детей подросткового возраста наиболее глубоко и содержательно представлены в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина и других авторов. В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Над проблемой влияния самооценки на развитие личности старшего подростка работали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынина, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович. Однако на практике недостаточно исследована проблема уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста. Актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшего исследования обусловили выбор темы исследования: «Исследование уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста». Объект исследования: уровень притязаний и самооценка. Предмет исследования: исследование уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально выявить уровень притязаний и самооценки у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности самооценки и уровня притязаний у детей подросткового возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести экспериментальное исследование уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста. 3. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей подросткового возраста. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, методы обработки и интерпретации результатов исследования. Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 5» г. Стерлитамак, ученики 7-го класса в количестве 25 человек. Возраст испытуемых – 13 – 14 лет. Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в процессе изучения уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста, в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, также они могут быть полезны родителям подростков. Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Анализ изученной нами научной литературы позволил сделать следующие выводы. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Он определяется степенью трудности целей, которые ставит перед собой ученик. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями может приводить к неправильной оценке собственных возможностей, что не может не сказаться на успешности выполнения деятельности или решении определенной задачи. Следует отметить, что развитие самооценки идет по пути дифференциации. С возрастом, в процессе обучения и воспитания, под влиянием интериоризации внешних оценок (родителей, учителей, сверстников), она становится более осознанной, дифференцированной, адекватной. Адекватная самооценка выступает как одно из обязательных условий высокого уровня перечисленных качеств личности, связанных, в свою очередь, с самореализацией человека. Анализ литературных источников позволил выявить, с одной стороны, большое разнообразие взглядов на проблему, а с другой стороны, отсутствие единства в понимании сущностных особенностей и природы этого явления. В целом под самооценкой понимают важнейшее личностное образование, участвующее в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Известно, что самооценка складывается из оценок качеств, поведения, свойств личности ребенка со стороны его значимого окружения в ходе его воспитания и социализации. Главное психологическое приобретение подросткового возраста – осознание себя, как личность, индивида отличного от других людей. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, индивид по-новому открывает для себя все новое, более интересное. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции, поступки по-новому, уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я», т.е. все внимание уделено своим внутренним качествам, свойствам, мыслям (внутренним характеристикам и чертам). Мы можем сделать вывод, что процесс становления Я-концепции в подростковом возрасте очень важен, ведь именно в эти возрастные границы начинает формироваться личность как таковая, именно поэтому важно уделить внимание протеканию этого процесса, с целью нормальной социализации личности. В нашей работе мы провели экспериментальное исследование уровня притязаний и самооценки у детей подросткового возраста. В результате исследования мы установили, что в основном подростки имеют неадекватно высокую самооценку, такие подростки переоценивают свои качества, возможности, результаты учебной деятельности, свои личностные качества, выбирают задачи, которые им не по силам. Подростки, имеющие высокую, адекватно высокую самооценку отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Испытуемые, имеющие среднюю адекватную самооценку, активны, самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. У подростков с низкой неадекватной самооценкой, и низкой адекватной самооценкой, при заниженной самооценке могут возникать конфликты из-за чрезмерной критичности этих подростков. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. У таких подростков зачастую возникают напряженные отношения со сверстниками и друзьями. На основе исследовательских работ учёных Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова и результатов экспериментального исследования нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей подросткового возраста педагогам и родителям. 1. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 2. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим. 3. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями. 4. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. 5. Делитесь с детьми из области, в которой вы преуспели, обогащайте их. 6. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно, поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. 7. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. 8. Опирайтесь на лучшее в своём ребёнке, верьте в его возможности. 9. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место. 10. Быть для подростка другом и помогать ему, познавать себя. Устанавливать доверительные отношения с подростком. Больше слушать, чем говорить. Обсуждать все вопросы на равных. Давать полезные советы. Акцентировать внимание на правильном, а не на неправильном. Вместо запретов и ограничений предлагать подростку найти новое решение волнующей его проблемы. Не спорить с ним до хрипоты. Критиковать следует не самого подростка, а его поведение. 11. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. 12. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам. 13. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 437 с. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Юрайт, 2016. – 422 с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 352 с. 4. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 249 с. 5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: «Эксмо», 2004.– 512 с. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Владос, 2008. – 346 с. 7. Длимбетова Г.К., Досмухамбетова А.А. Развитие личностных качеств у школьников // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 790 – 796. URL: https://moluch.ru/archive/106/25256/ (дата обращения: 12.03.2022). 8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2006. – 517 с. 9. Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Таньчева И.В. Ценностный подход в педагогике // Материалы I научнопрактической конференции с международным участием «Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы». Саратов, 2019. – С. 48 – 51. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 06.04.2022) 10. Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А. Применение информационных технологий в кластере отраслей образования и здравоохранения // Педагогическая информатика. – 2020. – № 1. – С. 57 – 65. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 30.03.2022) 11. Казанская В.А. Подросток. Трудности взросления. – М.: Юрайт, 2017. – 271 с. 12. Калина Н.Ф. Психология личности. – М.: Академический проект, 2015. – 239 c. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 22.03.2022). 13. Клоктунова Н.А., Князев Е.Б., Кудашева З.Э., Барсукова М.И., Федюков С.В. Особенности субъективной оценки удовлетворенности качеством образования в зависимости от степени выраженности мотивов обучения // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 3. – С. 55 – 63. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 01.04.2022) 14. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. –2013. – № 1. – С. 193 – 197. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 31.03.2022) 15. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2013. – 336 с. 16. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 266 с. 17. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК: МПСИ, 2019. – 544 с. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. − М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 456 с. 19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с. 20. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – Москва, 2013. – 42 с. 21. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с. 22. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – М.: Бахрах-М, 2011. – 672 с. 23. Реан А.А. Психология изучения личности. – Спб.: Питер, 2013.– 261 c. 24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2021. – 319 с. 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с. 26. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 439 с. 27. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 2013. – 284 с. 28. Федюков В.В. Роль социальных сетей в педагогическом процессе развития личностных качеств у студентов // Материалы I научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы». – Саратов, 2019. – С. 144 – 151. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 04.04.2022) 29. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с. 30. Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. – М.: Изд.-во «Крылов», 2011. – 146 с. 31. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с. 32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. − М.: Эксмо, 2006. – 352 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Банкротство физических лиц
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Исследование влияния средств спортивных игр на улучшение показателей физической подготовленности детей среднего школьного возраста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Физкультура
курсовая работа
Правовой статус высшего должностного лица республики в составе РФ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image