ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы и характеристика педагогики народного художественного творчества и ее социально-педагогического потенциала 6 1.1. Сущность и характеристика педагогики народного художественного творчества в системе педагогического знания 6 1.2 Характеристика социально-педагогического и педагогического потенциала в различных отраслях педагогической науки 9 1.3 Социально-педагогический потенциал в структуре народного художественного творчества 15 Глава 2. Социально-педагогический потенциал народного художественного творчества 23 2.1. Диагностика социально-педагогического потенциала народного художественного творчества 23 2.2. Рекомендации по организации и руководству народным художественным творчеством в условиях достижения социально-педагогического потенциала 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Социально-педагогический потенциал народного художественного творчества

курсовая работа
Искусство
35 страниц
63% уникальность
2022 год
18 просмотров
Булгаков Д.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы и характеристика педагогики народного художественного творчества и ее социально-педагогического потенциала 6 1.1. Сущность и характеристика педагогики народного художественного творчества в системе педагогического знания 6 1.2 Характеристика социально-педагогического и педагогического потенциала в различных отраслях педагогической науки 9 1.3 Социально-педагогический потенциал в структуре народного художественного творчества 15 Глава 2. Социально-педагогический потенциал народного художественного творчества 23 2.1. Диагностика социально-педагогического потенциала народного художественного творчества 23 2.2. Рекомендации по организации и руководству народным художественным творчеством в условиях достижения социально-педагогического потенциала 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Читать дальше
Актуальность. Очевидно, что успешность человека, его самореализация напрямую зависят от уровня его интеллектуальных и творческих способностей, которые в той или иной мере заложены природой в каждом человеке. Многие исследователи поддерживают мнение о том, что творческие качества необходимо развивать в каждом ребенке для полноценного функционирования, активной жизнедеятельности и самореализации личности в современном мире. Степень разработанности. Многие авторы обращаются к проблеме использования народного творчества в образовательном процессе. Труды Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д.


Нужна помощь в решении задач ? Обратитесь к специалистам Work5.


., Шацкого С.Т., подчёркивающие социальную значимость народных традиций в воспитании детей, имеют большое значение для исследуемого вопроса. Изучение потенциала личности в искусстве имеет давнюю историю. Некоторые аспекты проблемы разрабатывались выдающимися педагогами Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, СТ Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Исследования развития творческих способностей детей нашли отражение в работах многих отечественных ученых. В области дидактики этим вопросом занимались Л.Ю. Заньков, И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин; в области психологии творчества - БД Богоявление, ВВ Дэвид, Н.Д. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков Д.Б. Эльконин; в дошкольном образовании - Л.А. Венгер, А.М. Дяченко, А.Ю. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина А.А. Флерина, Л.А. Парамонова; в области развития творческого потенциала и креативности - Г.С. Альтшулер, И.П. Иванов, А.Ю. Хуторской, А.А. Мелик-Пашаев, Э.Л. Яковлева, Ю.М. Кулюткина А.И. Савенков и др. Цель исследования – методические вопросы изучения народного художественного творчества как средства эстетического воспитания младших школьников. Задачи: 1. Изучить сущность и характеристика педагогики народного художественного творчества в системе педагогического знания. 2. Привести характеристику социально-педагогического и педагогического потенциала в различных отраслях педагогической науки. 3. Рассмотреть социально-педагогический потенциал в структуре народного художественного творчества. 4. Провести диагностику социально-педагогического потенциала народного художественного творчества. 5. Изложить рекомендации по организации и руководству народным художественным творчеством в условиях достижения социально-педагогического потенциала. Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования: использование средств народного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. База научного исследования или проектирования – МАОУ «СОШ 31» г. Стерлитамак. Методы сбора и обработки информации – анализ, синтез, систематизация, индукция и дедукция, тестирование. Обоснование выбора использованных источников. Важную роль народного творчества в воспитании детей отмечали педагоги, искусствоведы (А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, А. А. Грибовская, Т. М. Доронова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Т. С. Шацкий, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалов и др.). Анализ научных исследований позволил выделить противоречие между необходимостью развития творческого потенциала старших дошкольников и недостаточно обоснованными педагогическими условиями развития этого процесса средствами народного творчества. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает у ребенка особые эмоционально-психические состояния, вызывает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности и называется системой эстетического воспитания. Гипотеза. Предполагается, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава раскрывает теоретические основы и характеристика педагогики народного художественного творчества и ее социально-педагогического потенциала, изучается сущность и характеристика социально-педагогического и педагогического потенциала в различных отраслях педагогической науки. Во второй главе рассматривается социально-педагогический потенциал народного художественного творчества. Проводится диагностика социально-педагогического потенциала народного художественного творчества, излагаются рекомендации по организации и руководству народным художественным творчеством в условиях достижения социально-педагогического потенциала. В заключении подводятся выводы по исследованию.

Читать дальше
Основное значение народного или декоративно-прикладного творчества, как одного из жанров изобразительного искусства, заключается в том, что оно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности при выполнении росписи создаются благоприятные условия для развития эмоций, которые постепенно переходят в чувства понимания прекрасного, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения работ народного творчества, в частности росписи. Исследование данной проблемы и отражено в курсовой работе. В данной курсовой работе было показано, что изучение народного творчества на сегодняшний день является одним из важных средств воздействия на личностное развитие подрастающего поколения. Изобразительная деятельность школьников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. У детей возникает интерес к рисованию, постепенно появляются мотивы творчества − желание получить красивый результат, создать определенное изображение. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивых предметов, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в собственных работах. Все качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Как основной носитель прекрасного, искусство является средством эстетического воспитания. В искусстве сконцентрирован творческий опыт человечества, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Анализируя литературу, был сделан вывод, что народное творчество, как один из жанров изобразительного искусства, является основным средством эстетического воспитания. В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство. Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности, что подтверждено итоговыми результатами нашего исследования. Творческие работы, выполненные учащимися четвертого класса, показали эффективность проведенного исследования. Таким образом, цель курсовой работы достигнуты и поставленные задачи решены.  
Читать дальше
1. Аптикиева, Л. Р. Организация психолого-педагогической работы с подростками, пережившими насилие / Л. Р. Аптикиева, А. Х. Аптикиева, М. С. Бурсакова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2018. – 410 с. 2. Агарагимова, В. К. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии / В. К. Агарагимова, Б. М. Гасанова - Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2018. – 225 с. 3. Братчикова, Ю. В. Оптимизация самоотношения подростков методом творческого самовыражения / Ю. В. Братчикова, И. Ф. Шниятова - Актуальные проблемы психологии личности, 2021. – 230 с. 4. Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, В. В. Коршунова - Современные проблемы науки и образования, 2021. – 218 с. 5. Беличева, А. С. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов психосоциальных работников: учеб. пособие / А. С. Беличева. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 336 с. 6. Долгова, В. И. Исследование эмоциональных состояний старших подростков / В. И. Долгова, Н.Г. Кормушина - Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. – 236 с. 7. Дякина, Н. В. Искусство в терапии человеческой души / Н. В. Дякина - Наука и социум, 2017. – 252 с. 8. Жданова, С. Ю. Метод фотографии в познании индивидуальности человека / С. Ю. Жданова, Е.Ю. Власова - Вектор науки ТГУ, 2019. – 231 с. 9. Кравченко, А. А. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков / А. А. Кравченко - Молодой учёный, 2017. – 208 с. 10. Леонтьева, Т.В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков / Т. В. Леонтьева - Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2021. – 264 с. 11. Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т. В. Леонтьева - Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017. – № 2. – С. 65 – 69. 12. Лихачёва, Н.В. Особенности поведения и формирования социально-нравственных норм педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии / Н. В. Лихачёва, А. А. Кузнецова - Педагогическое образование в России, 2018. – 348 с. 13. Московкина, А. Г. Роль арт-терапии в преодолении коммуникативных проблем у детей / А. Г. Московкина - Теория и практика общественного развития, 2018. – 307 с. 14. Платонова, А. В. Арт-терапия в работе психолога / А. В. Платонова - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2022. – 273 с. 15. Платонова, А. В. Возможности психокоррекционной работы с использованием арт-терапии / А. В. Платонова - Инновационная наука, 2019. – 297 с. 16. Свиридова А.Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А. Н. Свиридова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова - Вестник Кемеровского государственного университета, 2018. – 237 с. 17. Филатов, О. В. Роль центров социальной поддержки населения в воспитании и развитии детей из неблагополучных семей / О. В. Филатов - Человек и образование, 2020. – 270 с. 18. Чёрная, Ю. С. Динамика социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся живописным художественным творчеством / Ю. С. Чёрная – Гуманитариум, 2017. – 235 с. 19. Чёрная, Ю. С. Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров / Ю. С. Чёрная, С.П. Шклярук - Интеракивная наука, 2017. – 179 с. 20. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социально-опасное положение семьи и детей / Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. – Москва : Вариант, 2019. – 100 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у работников сферы торговли
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Эмоционально-экспрессивный компонент в языке англоязычных СМИ (на материале газет и журналов Канады и Великобритании)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
реферат
Алгоритм управления конфликтом
Количество страниц:
8
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image