Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты креативности как характеристики личности..................................................................................................................6 1.1 Понятие креативности в психологической науке.........................................6 1.2 Структура и содержание креативности.........................................................12 1.3 Возрастные аспекты креативности.............................................................20 Глава 2. Мотивационно-ценностная сфера личности и её связь с креативностью у школьников 15-17 лет.........................................................27 2.1 Мотивационно-ценностная сфера как предмет исследования........27 2.2. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в 15-17 лет...34 2.3. Мотивация и ценности в структуре креативной личности........................42 Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет...............................52 3.1 Организация и процедура проведения экспериментального исследования.......................................................................................................52 3.2 Анализ и интерпретация полученных данных...........................................60 Заключение............................................................................................................78 Список литературы..............................................................................................82

Взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет.

дипломная работа
Психология
80 страниц
74% уникальность
2022 год
25 просмотров
Асман А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты креативности как характеристики личности..................................................................................................................6 1.1 Понятие креативности в психологической науке.........................................6 1.2 Структура и содержание креативности.........................................................12 1.3 Возрастные аспекты креативности.............................................................20 Глава 2. Мотивационно-ценностная сфера личности и её связь с креативностью у школьников 15-17 лет.........................................................27 2.1 Мотивационно-ценностная сфера как предмет исследования........27 2.2. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в 15-17 лет...34 2.3. Мотивация и ценности в структуре креативной личности........................42 Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет...............................52 3.1 Организация и процедура проведения экспериментального исследования.......................................................................................................52 3.2 Анализ и интерпретация полученных данных...........................................60 Заключение............................................................................................................78 Список литературы..............................................................................................82
Читать дальше
Актуальность. В современном мире инноваций очень важно создавать оригинальные и полезные идеи для развития, которые будут способствовать развитию общества в экономической и социокультурной отрасли, выводя технологии на новый уровень, упрощая технологический процесс и совершенствуя новые свойства продуктов. В условиях жесткой экономической конкуренции на первое место выйдут только те страны, которые активно используют новые, прорывные технологии. По производству высокотехнологичной продукции Россия пока не находится в числе лидеров. Вот почему для страны так важно внедрять инновации, которые могут дать экономике качественный, революционный импульс. По этой причине, начиная со школьного возраста, детям постепенно прививают культурное и творческое поведение при помощи создания творческой среды и программ, поощряющих творчество.


Если вы не знаете где заказать дипломную работу по гражданскому праву, обращайтесь к нам. Мы напишем диплом качественно и в соответсвии со всеми вашими требованиями.


Инвестирование в творчество в системе образования может привести к развитию положительных качеств, таких как способность решать нестандартные задачи, расширять круг знаний, эффективно использовать информационные технологии. Кроме того, очень важной индивидуальной характеристикой является мотивация, которая влияет не только на творческое поведение, но и на поведение в целом. В связи с развитием инноваций в области информационных технологий и программирования в нашей работе мы обнаружили взаимосвязь показателей трех индивидуальных качеств: креативности, мотивации к успеху и ценностных ориентаций у старшеклассников, победивших в олимпиадах по информационным технологиям и программированию, и у старшеклассников, которые не участвовали в олимпиадах. В России еще с советского периода проведены тысячи подобных исследований, которые были проведены Р. Стенбергом, Т. Амабиле, Б. Кауфманом, Г. Мерфи, С. Томкинсом, К. Изардом и т. д. В связи с этим, была сформулирована следующая тема работы: «Взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет». Цель выпускной квалификационной работы: исследовать взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет. Задачи: 1. Изучить теоретические основы исследования креативности и мотивационно-ценностной сферы личности. 2. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы на материале школьников 15-17 лет. 3. Провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы. Гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между уровнем креативности и мотивационно-ценностной сферой личности; 2. Существуют различия в креативности и мотивации между школьниками 15-17 лет, участвующими и не участвующими в научно-исследовательской и олимпиадной деятельности. Объект исследования: креативность личности. Предмет исследования: взаимосвязь между креативностью и мотивацией школьников 15-17 лет. Выборка: 60 человек, юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, учащиеся 9-10 классов лицея №97 г. Челябинска и лицея №32 г. Озерска. Из них 28 человек – участвующие в олимпиадной и научно-исследовательской деятельности по направлению информационные технологии и программирование, 32 человека - не участвующие в олимпиадной и научно-исследовательской деятельности. В качестве методов психологической диагностики был использованы: 1) методика диагностики креативности Е.Торренса; 2) тест-опросник мотивации достижения успеха А. Мехрабиана; 3) морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина: 4) методика «Мульти¬факторной модели одаренности» Ф. Монкса. Методы исследования: тестирование. Методы статистической обработки: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Практическое применение: создание творческой среды в школах, способствующей развитию креативности, мотивации к созданию новых, уникальных продуктов и ценностных ориентаций, включающих в себя разработку инноваций, поиск новых решений у учащихся. Этого можно добиться с помощью специально разработанной учебной программой, предполагающей расширение границ самостоятельности учащихся, возможности придумывать новые пути решения задач, а не действовать строго по алгоритмам, участие в научно-исследовательских работах. Теоретико-методологическая база исследования: концепция креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса; концепция мотивации достижения успеха и избегания неудач Х.Хекхаузена и А. Мехрабиана; концепция ценностных ориентаций М. Рокича и диспозиционная концепция Г. Олпорта.  

Читать дальше
С помощью данной работы удалось более широко исследовать такие понятия, как мотивация успеха и креативность. Понятие мотивации определено Петровским А.В. и Ярошевский М.Г.: мотивация – это мотивы, обуславливающие деятельность организма и определяющие ее направленность. В свою очередь, изучаемая нами мотивация достижения является одним из видов мотивации деятельности, связанной с потребностью личности в достижении успеха и избегании неудач. По Э. Торренсу, креативность включает в себя: процесс ощущения затруднений, проблем, пробелов в информации, недостающих элементов, гипотез об этих недостающих элементах, проверки и оценки этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщает результат. Следовательно, креативность (по Э. П. Торренсу) выступает как способность к творчеству; как способность осознавать проблемы и противоречия; отказ от стереотипных способов мышления; способность генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем; умение формулировать гипотезы о недостающих элементах ситуации. Таким образом, им было выделено пять критериев креативности: - беглость; - оригинальность; -разработка; - абстрактность названий– - сопротивление короткому замыканию. 1) Анализ результатов эмпирического исследования связи мотивации достижения успеха с ценностями старшеклассников показал: - прямая связь мотивации достижения успеха со сферой профессиональной жизни (rs = 0,38; p ≤ 0,05), что может свидетельствовать о необходимости профессионального самоопределения старшеклассников; - прямая связь между мотивацией успеха и ценностью «творчество» (rs = 0,37; p ≤ 0,05), что доказывает гипотезу о наличии связи между мотивацией, ценностями и творчеством у старшеклассников и свидетельствует о необходимости вместе развивать эти три структуры личности. 2) Результаты исследования взаимосвязи мотивации успеха и творчества у старшеклассников: - статистический анализ показал связь между мотивацией успеха и критерием креативности - беглостью (rs = 0,35; p ≤ 0,05), это может быть связано с тем, что беглость предполагает способность продуцировать большое количество идей в ограниченном пространстве. 3) Анализ взаимосвязи ценностей и креативности старшеклассников выявил 3 статистически значимые обратные зависимости: -общий уровень творчества и сферы общественной жизни (rs = - 0,37; p ≤ 0,05); - общий уровень творчества и духовной удовлетворенности (rs = - 0,37; p ≤ 0,05); -общий уровень творчества и достижений (rs = - 0,4; p ≤ 0,05). Эти результаты могут быть связаны с тем, что креативность – это личностное качество, связанное с творчеством, не предполагающее одобрения, получения наград, влияния общества на творческие процессы. 4) Результаты исследования различий в мотивации достижения успеха у старшеклассников, участвующих и не участвующих в научно-исследовательской и олимпиадной деятельности: - статистически значимых различий не было. 5) Анализ результатов исследования различий ценностей старшеклассников, участвующих и не участвующих в научно-исследовательской и олимпиадной деятельности, выявил следующие статистически значимые связи: - сфера общественной жизни более выражена в группе старшеклассников, не занимающихся олимпиадной деятельностью (U= 34,5; p ≤ 0,05), также в этой группе старшеклассников значения «активных социальных контактов» (U= 54,0; p ≤ 0,05) и «достижения» (U= 42,0; p ≤ 0,05). Это может свидетельствовать о низкой социальной адаптации старшеклассников, занимающихся олимпиадной и научно-исследовательской деятельностью, что является большой проблемой для людей, посвящающих большую часть своего времени учебной деятельности, пренебрегая социальными контактами; – имеются достоверные различия в сфере двигательной активности в пользу старшеклассников, не занимающихся олимпиадной деятельностью (U= 56,5; p ≤ 0,05). – также имеются достоверные различия в значениях «саморазвитие» (и=47,5; р ≤ 0,05) и «духовная удовлетворенность» (и= 51,0; р ≤ 0,05), что свидетельствует о большей готовности старшеклассников, не занимающихся в олимпиадной деятельности к самореализации. 6) Результаты исследования различий в творчестве старшеклассников, участвующих и не участвующих в научно-исследовательской и олимпиадной деятельности: имеются статистически значимые различия двух групп учащихся по общему уровню креативности с большей суммой рангов у старшеклассников, занимающихся научно-исследовательской и олимпиадной деятельностью (U= 33,0; p ≤ 0,05); также группа старшеклассников, вовлеченных в конкурсную деятельность в основном по таким критериям креативности, как «оригинальность» (U= 79,0; p ≤ 0,05) и «тезисность» (U= 76,5; p ≤ 0,05). . – студенты, не занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют более высокий уровень разработанности (U= 47,0; p ≤ 0,05).
Читать дальше
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с. 2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл. 2019. 448 с. 3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с. 4. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с. 5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с. 6. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 307 с. 7. Николаева Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 176 с. 8. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 275 с. 9. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с. 10. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 124 с. 11. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Головей Л. А. — М.: Юрайт. 2019. 414 с. 12. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 392 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ СЛЕСАРНОГО И СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Русский язык и культура речи
курсовая работа
Порядок и особенности взаимодействия заказчика и исполнителя при проведении маркетинговых исследований
Количество страниц:
10
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Формы и способы защиты трудовых прав, свобод и интересов
Количество страниц:
40
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Трудовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image