ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………….5 1.1. Развития фонематического слуха в психолого-педагогической аспекте…………………………….……………………………………………….5 1.2. Современные представления о дислексии ………………….…..….8 1.3. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи…………………………………………..………………….13 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ….17 2.1. Организация и методики исследования…………………………...17 2.2. Изучение предпосылок к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.……………………………………… 18 2.3. Результаты и анализ констатирующего эксперимента …………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39  

Формирование фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью

курсовая работа
Педагогика
38 страниц
31% уникальность
2022 год
21 просмотров
Бакова Н.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………….5 1.1. Развития фонематического слуха в психолого-педагогической аспекте…………………………….……………………………………………….5 1.2. Современные представления о дислексии ………………….…..….8 1.3. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи…………………………………………..………………….13 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ….17 2.1. Организация и методики исследования…………………………...17 2.2. Изучение предпосылок к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.……………………………………… 18 2.3. Результаты и анализ констатирующего эксперимента …………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39  
Читать дальше
Актуальность исследования. Своевременно сформированные в детском возрасте фонематические процессы являются необходимым условием для овладения ребенком речью, а позже и письмом, основой для понимания смысла речи. Чем лучше у ребенка развита способность анализировать и синтезировать фонемы, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. Очевидно, что дети с умственной отсталостью нуждаются в адаптации, модификации и расширении школьной программы и что в некоторых случаях они могут быть весьма значительными. Таким образом, включение этого типа учащегося в обычный класс предполагает высокую степень гибкости , понимание того, что концепция «базовых компетенций» варьируется от одного учащегося к другому, и то же самое происходит с образовательными целями, которые необходимо достичь. Исследованиями в области развития фонематических процессов у детей с умственной отсталостью занимались Е.


Если вам необходимо написать магистерскую диссертацию , переходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


В. Мальцева, Р.И. Лалаева, С.Г. Шевченко, В. А. Ковшиков, Стребелева Ю.Г. Демьянов, Е.А. и др. В своих работах Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Противоречие: между уровнем умственного развития ребенка и проблемами развития фонематического слуха, как одного из необходимых условий преодоления данных проблем. Проблема: Несмотря на очевидную значимость и актуальность данной проблемы и степени ее исследованности в научной литературе, необходим поиск новых форм, методов и приемов формирования фонематического слуха у детей с умственной отсталостью. Объект исследования – состояние фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Предмет исследования – содержание логопедической работы, направленной на коррекцию фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Цель исследования – теоретически обосновать, спланировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Гипотеза исследования: формирование фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) возможно при условии систематической коррекционной работы с учётом особенностей данных детей, с использованием специально подобранных методов и приёмов В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены задачи: 1. Обосновать необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у школьников с задержкой психического развития. 2. Подобрать диагностический материал по изучению фонематических процессов у детей с задержкой психического развития в процессе опытно-экспериментального исследования. 3. Выявить особенности развития фонематических процессов у школьников с задержкой психического развития. 4. Разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития. Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной, Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова, В.К. Орфинской, А.И. Гвоздева, С.Г. Шевченко, В. А. Ковшикова и др. о развитии фонематических процессов у учащихся начальных классов. Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, моделирование, наблюдение и опрос. Методики исследования. При разработке оценочного эксперимента использовались методические рекомендации из учебного пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубникова. Задания были подобраны и адаптированы с учетом возраста и интеллекта испытуемых. Каждое направление исследований имеет свои разделы. Этапы исследования – для каждого ребёнка констатирующий эксперимент проводился в 2 этапа, длительностью 30-40 минут, в зависимости от скорости выполнения заданий. Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №24. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования можно применить при обучении и коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Апробация: основные положения, выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры. Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных.  

Читать дальше
В теоретической части работы «Формирование фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» рассмотрены понятия: фонематические процессы, умственная отсталость и психолого-педагогическая характеристика таких детей, особенности речевого развития при умственной отсталости. Фонематические процессы включают в себя такие понятия как: фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие включает в себя анализ синтез звуков речи и фонематические представления. Фонематический слух является базовым звеном в формировании дальнейших фонематических процессов и формируется у детей без нарушений развития. В практической части работы описано экспериментальное исследование уровня сформированности фонематических процессов школьников с интеллектуальными нарушениями, которое проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» В исследовании принимали участие 10 обучающихся из 2 класса в возрасте 8 -9 лет. По данным психолого–медико-педагогической комиссии (ПМПК) они имеют диагноз: системное недоразвитие речи у ребёнка с лёгкой умственной отсталостью и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Для данной группы обучающихся, были выделены следующие направления научно-исследовательской работы: исследование звукопроизношения, фонематических процессов. Это связано с тем, что при дизартрии страдает двигательная сфера и звукопроизношение, что в свою очередь сказывается на формировании слуха и фонематического восприятия. При разработке исследовательского эксперимента были учтены методические рекомендации из дидактического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубникова. Задания подбирались и корректировались в соответствии с возрастом и интеллектом испытуемых. У всех детей, участвовавших в эксперименте, слух и фонематическое восприятие были недостаточно развиты и имели нарушения развития. Кроме того, выявлено недоразвитие фонематических процессов как у детей с недоразвитием моторной сферы и звукопроизношения, так и у детей с относительно хорошо сформированным звукопроизношением и относительно развитой моторной сферой. По результатам исследовательского эксперимента была разработана логопедическая программа формирующего эксперимента, в содержании которой учитывались особенности детей с умственной отсталостью.
Читать дальше
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2010. – 254 с. 2. Бадалян, Л.О. Невропатология. / Л.О.Бадалян, Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Просвещение,1987 -317 с. 3. Беда, И.В. Развитие фонематического слуха как основного фонематического процесса/ И.В. Беда,// Педагог. 26.02.2017[Электронный ресурс]: https://zhurnalpedagog.ru (дата обращения 24.01.2022) 4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. /Н.И.Жинкин - М.:Наука,1982.- 159 с. 5. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.:Академия, 2006. -320 с. 6. Каше, Г.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма / Г.А.Каше, Н.А. Никашина, Р.И.Шуйфер, Э.А Евлахова - М.:ГУПИМП РСФСР, 1960 -271с. 7. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с. 8. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/Р.И. Лалаева–– М.: Просвещение, 1983. – 136 с. 9. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1999.-256 с. 10. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / Лурия, А. Р.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с. 11. Москвина, А.В. Диагностика школьников с нарушением интеллекта: учебно – методическое пособие / А.В. Москвина, Е.Н. Труфанова, Н.М. Суслова; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-в ОГПУ, 2008 - 66с. 12. Новиков А.М., Новиков Д.А. О предмете и структуре методологии / А.М.Новиков, Д.А. Новиков // Мир образования и образование в мире.2008,№1 C. 62-74. 13. Орлова О.С. Нарушение речи у детей с интелектуальными нарушениями.//Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. Сборник. Основы дошкольной логопедии - Москва:Эксмо, 2015 -320 с. 14. Орфинская, В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы/ В. К. Орфинская. – Москва: Просвещение, 2007. – 112 с. 15. Парамонова, Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции /Л. Г. Парамонова// Обучение во вспомогательной школе. — М.; Л., 1973.- С. 34-45. 16. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М . : Академия, 2002. – 160 с. 17. Понятийно-терминологический словарь логопеда М.: / Под ред. В. И. Селиверстова Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. -400 с. 18. Репина, З.А. Уроки логопедии / З.А.Репина, В.И. Буйко - Екатеринбург, 2005. -208 с. 19. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С.Я. Рубинштейн, 3 изд. - М:"Просвещение" 1986.-192 с. 20. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с. 21. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Д.Б.Эльконин -М.: Издательский центр «Академия», 2007.[Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#n (дата обращения 24.01.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Лексико-грамматическая составляющая концепта протеста в песенном дискурсе на примере группы Tagada Jones
Количество страниц:
70
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика предприятия
курсовая работа
Анализ эффективности трудовых ресурсов в АО «Горбатовское» Павловского района Нижегородской области
Количество страниц:
35
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image