Введение………………………………………………………………………….…..3 Глава 1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности у студентов в образовательном процессе ………………………………………….7 1.1. Коммуникативная компетентность как педагогическая проблема …………7 1.2. Особенности развития коммуникативной компетентности у студентов ….11 1.3. Учебная практика как педагогическое условие развития коммуникативной компетентности ………………………………………………………………….…14 Выводы по главе 1 …………………………………………………………………16 Глава 2 Экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза ……………………………….18 2.1. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов ………………………………………………….18 2.2. Реализация успешного развития коммуникативной компетентности студентов в процессе учебной практики …………………………………………20 2.3. Результаты реализации процесса развития коммуникативной компетентности в ходе учебной практики ……………………………………….25 Выводы по главе 2…………………………………………………………………31 Заключение…………………………………………………………………………33 Список используемых источников ……………………………………………….35 Приложение ……………………………………………………………….………..37

Учебная практика как средство развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
63% уникальность
2022 год
18 просмотров
Федоскина Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………….…..3 Глава 1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности у студентов в образовательном процессе ………………………………………….7 1.1. Коммуникативная компетентность как педагогическая проблема …………7 1.2. Особенности развития коммуникативной компетентности у студентов ….11 1.3. Учебная практика как педагогическое условие развития коммуникативной компетентности ………………………………………………………………….…14 Выводы по главе 1 …………………………………………………………………16 Глава 2 Экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза ……………………………….18 2.1. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов ………………………………………………….18 2.2. Реализация успешного развития коммуникативной компетентности студентов в процессе учебной практики …………………………………………20 2.3. Результаты реализации процесса развития коммуникативной компетентности в ходе учебной практики ……………………………………….25 Выводы по главе 2…………………………………………………………………31 Заключение…………………………………………………………………………33 Список используемых источников ……………………………………………….35 Приложение ……………………………………………………………….………..37
Читать дальше
Актуальность исследования. Сегодняшние новшества в системе педагогического образования, которые должны повысить её качество и эффективность, кардинальны и по своему масштабы не имеют аналогов в новейшей истории. Сегодня важно формирование способности студентов к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способность осознать мировоззренческую педагогическую позицию личности и уникальный профессиональный стиль педагогической деятельности. Всё сказанное невозможно без активной деятельности студента-будущего педагога, уже на школьной скамье, по формированию и развитию профессиональных компетенций. Процессам развития коммуникативной компетентности в подготовке студентов педагогического вуза в последние годы уделяется большое внимание. Складывающая ситуация требует пересмотра, уточнения и наполнения содержания образования практикоориентированными курсами развития навыков коммуникации. В связи с этим становится актуальной проблема организации и проведения в вузе подобных учебных практик в качестве способа развития коммуникативной компетентности студентов. Необходимость подготовки специалистов, конкурентных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, способных выстраивать успешные и эффективные взаимоотношения через диалог, способных формировать открытые отношения, готовых пойти на приемлемый педагогический контакт с учащимся, ведя с ними совместную деятельность, ставит перед педагогическими вузами задачу совершенствования содержания и методов организации учебных практик. Рассмотрение вопросов педагогического взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности нашло отражение в различных исследованиях ученых и практиков: Б.


Лучшее решение это - купить курсовую работу по электронике в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!


.Г. Ананьева, Г.З. Асламовой, А.А. Вербицкого, М.Н. Вражновой, Ю.Н. Емельянова, В.Н. Кальней, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.А. Нечаева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Славгородской, С.Е. Шишова и других. Проблеме содержательно-организационного обеспечения производственной практики посвящены исследования О.А. Абдулиной, О.С. Бочаровой, А.В. Хуторского и др. Учебной практике как средству развития коммуникативной компетентности в системе педагогического образования уделяется внимание в исследованиях О.С. Осипчук, Г.И. Латышевой, С.В. Петровой, Стародубцевой Н.С. и др. Но, подчеркнем, что научного рассмотрения и накопленного материала, необходимого для оптимального решения проблемы развития коммуникационной компетентности студентов посредством учебной практики в педагогическом вузе, пока недостаточно. На основании рассмотренного выше, актуальность исследования обуславливается несколькими факторами: социальным заказом государства на высококвалифицированных специалистов, обладающих коммуникативными навыками; осознанием необходимости формирования успешной среды для оптимизации коммуникативных навыков учащихся педагогических вузов, потребностью в разработке и внедрению в практику подходящей среды для полноценного общения в ряде сфер человеческой деятельности. Педагоги-исследователи, психологи, методисты указывают на обострившиеся противоречия: - между растущей потребностью общества в специалистах с высокой коммуникативной компетентностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и практикоориентированных средств ее развития; - между потребностью социума и работодателей в профессионалах с развитыми навыками коммуникативной компетентности и её слабой сформированностью у выпускников педагогических вузов. В связи с этим тема курсовой работы является актуальной, т.к. есть потребность социума в наличии педагогов с хорошо развитыми коммуникативными навыками с одной стороны и недостаточной разработанностью педагогических условий подготовки такого специалиста средствами учебной практики с другой стороны. Постановка проблемы. Выявленные противоречия позволили сформулировать исследовательскую проблему: какова педагогическая среда развития коммуникативной компетентности средствами учебной практики в педагогическом вузе. Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проанализировать процесс развития коммуникативной компетентности через учебную практику студентов педагогического высшего учебного заведения. Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Предмет исследования – проведение процесса разработки коммуникативной компетентности студентов посредством учебной практики в педагогическом вузе. База исследования – студенты педагогического факультета во время прохождения учебной практики. Общее количество студентов: 33 человека. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития коммуникативной компетентности окажется успешен, если он обеспечен реализацией совокупности ряда педагогических условий, а студенты-педагоги осознают, что источник потенциальных трудностей в общении может быть и в их лице, и в лице собеседника. Задачи исследования были определены в соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования; 2. Определить критерии и показатели качества коммуникативной компетентности студентов; 3. Дать оценку качества сформированности коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов и рекомендации по её улучшению. Практическая значимость состоит в том, что полученные данные могут быть применены в оптимизации учебного и организационного процесса практики студентов-педагогов с целью того, чтобы улучшить развитие их общих коммуникативных навыков. Методы исследования для решения поставленных задач: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, теоретический анализ; 2) эмпирические: наблюдение, опрашивание. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.  

Читать дальше
В ходе исследования проведён анализ психолого-педагогической научной литературы по вопросу развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза на учебной практике. Важное воздействие на развитие коммуникативной компетентности оказывает социальный заказ на подготовку современного педагога. Так же оказывают влияние требования к деятельности учителя, отраженные в профессиональном стандарте. В ходе анализа было установлено, что обязательный фактор развития коммуникативной компетентности студентов – организация работы на учебных занятиях с использованием коммуникативных технологий. Последние подразумевают обучение общению общением, и интенсификацию процесса обучения через активизацию потенциала организма человека. В работе проанализированы и охарактеризованы понятия «коммуникативная компетентность», «компетентность» Выявлены когнитивный, аффективный и деятельностный критерии коммуникативной компетентности. Обоснованы педагогические условия реализации развития коммуникативной компетентности: реализация деятельностного подхода в процессе коммуникативно ориентированной учебной практики. В ходе экспериментальной работы выявлено, что развитие коммуникативной компетентности студент педагогического вуза проводится: - через коммуникативно ориентированную деятельность непосредственно на занятиях при прохождении учебной практики; - овладение общеучебными умениями и навыками, необходимыми для развития коммуникативной компетентности в ходе учебной практики; - через специально подобранную структуру упражнений, требующих от студента комплекса знаний и умения их применять. В результате проведённой экспериментальной работы подобраны методики для оценки степени качества коммуникативной компетентности студентов, подобраны диагностические методики для анализа коммуникативной компетентности школьников, составлена анкета для анализа коммуникативного поведения педагога на уроке. На базе полученных данных было выявлено, что большинство студентов оценивают уровень развития личных коммуникативных умений как высокий. Выводы, сделанные на этих данных, позволили дать нам некоторые общие рекомендации по развитию коммуникативных умений. Так, итог теоретического анализа и проведённой экспериментальной работы определил позитивные перемены в поднятии уровня коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза посредством реализации коммуникативно-ориентированной учебной практики.
Читать дальше
1. Анисимова, Т. В. Междисциплинарная парадигма как основа проектирования образовательных программ и повышения качества образовательного процесса / Анисимова Т.В. // Мир образования – образование в мире. – 2021. – №4(84). – С. 45-51. 2. Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. – Москва: Петрополис, 2017. – 80 c. 3. Борисова, Е. В. Учебная практика в профессиональной подготовке психолога в сфере образования: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») / Е. В. Борисова, О. А. Халифаева; Министерство науки и высшего образования РФ, Астраханский государственный университет. – Астрахань: Астраханский университет, 2019. – 71 с. 4. Варданян, Ю. В. Исследование вузовской модели мониторинга сформированности практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога [Электронный ресурс]: монография / Ю. В. Варданян, Н. П. Кондратьева, О. В. Фадеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» [и др.]. – Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя / В.С. Грехнев. – Москва: Просвещение, 2019. – 144 c. 6. Егорова, Н. Н. Социально-психологический тренинг профессионального общения [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Егорова; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Кафедра общей психологии и гуманитарных дисциплин. – Изд. 2-е, перераб. – Екатеринбург: Уральский юридический ин-т МВД России, 2018. – 101 с. 7. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. / А.Я.Кибанов, Ю.А.Дмитриева; Гос. Университет Управл. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 229 с. 8. Кусерова, А. И. Учебная ознакомительная практика: учебно-методическое пособие / А. И. Кусерова, Л. В. Сотова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». – Сар анск: МГУ имени Н. П. Огарева, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. 9. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Москва: Academia, 2017. – 224 c. 10. Пец, О. Н. Пути формирования и развития коммуникативной компетентности // https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-i-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti/viewer [дата обращения: 01.03.2022] 11. Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития [Текст]: монография / Трофимов, Е. Н., Кальней В. А., Шишов С. Е. [и др. ]; [под научной редакцией В. Ю. Питюкова]. – Москва: Унив. кн., 2019. – 187 с. 12. Хуторской, А. В. Педагогика: [педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет: 16+] / А. В. Хуторской. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. – 608 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Сестринский уход при оказании мед помощи пациентам с коронавирусной инфекцией
Количество страниц:
25
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Сестринское дело
курсовая работа
Особенности реализации права собственности иностранных лиц в Российской Федерации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданский процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image