Введение 3
1.Теоретические положения публичной собственности 5
1.1.Понятие публичной собственности 5
1.2.Правовое регулирование публичной собственности 7
2. Возникновение и прекращение права на публичную собственность 14
2.1.Основания возникновения и прекращения права на публичную собственность 14
2.2.Особенности управления публичной собственностью 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Читать дальше
Таким образом, публичная собственность является объектом конституционного регулирования, несмотря на то что она прямо не упоминается в тексте Конституции РФ. Это не препятствует развитию такого института в российском правовом поле через позиции Конституционного Суда России и отраслевое законодательство. Из норм о собственности формируется экономическая конституция и основы экономической системы, которые существуют в государстве.
В российском регулировании права собственности можно выделить несколько важных признаков. Во-первых, гражданское право играет ведущую роль в регулировании института собственности, ведь абсолютное большинство сделок перехода собственности от одного субъекта к другому проходят на основании норм гражданского, а не конституционного или административного права. Во-вторых, при этом приоритет конституционных норм над нормами других отраслей права является бесспорным. И в-третьих, институт собственности может развиваться под влиянием тех принципов, которые заложены в конституционные нормы, но через нормы гражданского или административного права.
Россия, как и иные страны континентальной Европы, пребывает в фазе конституционализации гражданского права. Тем не менее принцип прямого действия норм Конституции РФ реализован лишь частично из-за позиции Конституционного Суда России, который ограничил использование норм Конституции в судебном производстве. Однако российское гражданское право проходит свою конституционализацию не только через решения Конституционного Суда России, но и через введение в текст Гражданского кодекса РФ принципов добросовестности, справедливости, солидарности.
Доктрина публичной собственности позволяет внести баланс в отношения в сфере собственности. Из-за отсутствия проработанной методологии нельзя определить, какое имущество должно регулироваться частным (то есть гражданским) правом, а какое публичным. В принятии более конкретной нормативной правовой базы в сфере собственности должна помочь Конституция РФ.
Конституционность публичной собственности раскрывается через формирование и реализацию полномочий публичной власти. Передача собственности юридическим лицам публичного права не должна нарушать конституционную модель публичной власти в стране. Наличие публичной собственности у юридических лиц (в том числе юридических лиц публичного права) должно быть обосновано с позиции эффективности управления и позиции соблюдения процессуального порядка передачи такой собственности.
Юридическое лицо публичного права может владеть как публичной, так и частной собственностью. За публичной собственностью должен стоять некий субъект конституционного права, который, согласно действующей Конституции, является источником власти. Без учета такой конструкции собственность юридических лиц публичного права превращается лишь в формальный заменитель приватизации собственности и теряет свою актуальность, ведь, по сути, происходит приватизация государственной собственности, за которой не стоят публичные интересы.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Российская газета. N 247. 1995. 28 декабря.
4. Постановления Конституционного Суда РФ: от 22 ноября 2000 года N 14-П по делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2000. N 49. Ст. 4861; от 30 марта 2012 года N 9-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1811 и другие.
5. Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения: опыт теоретического исследования: Моногр. Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018. С. 18.Алебастрова И.А. Принцип социальной солидарности в конституционном праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: НИУ "ВШЭ", 2016. С. 127 - 131.
6. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 130 - 133.
7. Мартынова М.Ю. Новая Конституция Эквадора: социализм XXI века // Право и управление. XXI век. 2019. N 2(11). С. 69 - 80, 71.
8. Поротикова О. А. Основы современного права собственности: монография – М.: Научная книга, 2014. - С. 148 – 149.
9. Pravilova E. A Public Empire: Property and the Quest for the Common Good in Imperial Russia. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2019. P. 23.
10. Bundesverfassungsgericht. Beschluss des Ersten Senats vom 15. Juli 1981. 1 BvL 77/78 // BVerfGE 58, 300 - Nassauskiesung. URL: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv058300.html (дата обращения: 12.04.2022).
Читать дальше