Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста 7 1.1 Теоретический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста 7 1.2 Цель, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9 1.3 Психолого-педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста 12 Выводы по первой главе 15 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 15 2.1 Диагностика уровня сформированности патриотизма у дошкольников 15 2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (формирующий этап) 19 2.3 Анализ результатов исследования (контрольный этап) 23 Выводы по второй главе 24 Заключение 26 Список используемой литературы 28 Приложения 31

Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
68% уникальность
2022 год
32 просмотров
Грант С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста 7 1.1 Теоретический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста 7 1.2 Цель, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9 1.3 Психолого-педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста 12 Выводы по первой главе 15 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 15 2.1 Диагностика уровня сформированности патриотизма у дошкольников 15 2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (формирующий этап) 19 2.3 Анализ результатов исследования (контрольный этап) 23 Выводы по второй главе 24 Заключение 26 Список используемой литературы 28 Приложения 31
Читать дальше
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. Актуальность проблемы формирования патриотических чувств дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д [11]. Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований. Данные вопросы освещаются в трудах Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и др. Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д.Ушинский, А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, А.Г.Ковалёва, В.С.Мухина, А.С. Макренко, Д.С.Лихачёв, Л.Е.Никонова и др. В концепции дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников, мало. Педагоги считают, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. [27] Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Таким образом, актуальность проблемы данного исследования выявила противоречие между существующими исследованиями и сформировавшимися технологиями патриотического воспитания, с одной стороны, и несоответствием их новым социально-политическим, экономически, социально-культурным условиям воспитания в современной России, с другой. Поиск педагогически эффективных путей разрешения данного противоречия, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования. Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Объект исследования - процесс формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста Предмет исследования – педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста станет более эффективным при реализации следующих педагогических условий: - организовано партнерское взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей; - создана развивающая предметно-пространственная среда, обогащенная педагогическими средствами патриотического воспитания детей; - осуществлено вовлечение родителей (законных представителей) и детей в досуговую деятельность ДОО как основы воспитания у детей чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста. 2. Определить содержание, формы и методы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения. 3. Разработать и апробировать критерии проверки гипотезы. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют: теория механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н. Антонова), теория осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, Е.С. Шукшина и другие), концепция восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова), диагностические методы исследования по формированию патриотических представлений детей дошкольного возраста А.А. Ветохина, З.С. Дмитренко. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практике дошкольного образования; содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий создает возможность определения уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Читать дальше
Необходимость анализа и решения проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что именно в данный период социальное развитие осуществляется не только в ходе стихийного влияния внешних факторов, но и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. Поэтому возрастает значение выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание дошкольников с максимальной эффективностью. Решая первую задачу, были проанализированы психолого-педагогическая литература. Под формированием патриотических чувств детей дошкольного возраста понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке положительных нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, обычаям и традициям других народов [25]. Решая вторую задачу, были сделаны следующие выводы: доверчивость, стремление подражать, внушаемость и авторитет педагогов создают благоприятные условия для формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста выделяются эмоциональностью. Это дает возможность формирования у детей патриотических чувств. Процесс этот должен опираться на когнитивную сторону ребенка, его память, воображение. Познавательный материал должен вызывать у ребенка интерес, и быть понятным. Были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: организация партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на основе принципа этнокультурных особенностей воспитания детей; создание предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей; осуществлено вовлечение родителей (законных представителей) и детей в досуговую деятельность в ДОО как основы воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности. Решая третью задачу, были выделены критерии формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста: когнитивные, эмоционально-мотивационные, действенно-практические умения. Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, был сделан вывод, что уровень сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста недостаточный. На формирующем этапе исследования был реализован комплекс педагогических условий. В данной работе была проведена работа по повышению компетентности родителей, создана развивающую предметно-пространственную среду для формирования патриотических чувств. После формирующего этапа эксперимента проведена повторная диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей экспериментальной группы. В результате этого был сделан вывод, что выделенный комплекс педагогических условий является эффективным для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. В то же время, данный вывод не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Данное исследование можно продолжить путем совершенствования форм и методов по формированию патриотических чувств. Не все аспекты данной проблемы изучены в полной мере, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован на практике и дал положительные результаты.
Читать дальше
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2012 – 128с. 2. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К. Ю. Белая // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 2012.- 159 с. 3. Белоногова, Г.А. Педагогические знания – родителям / Г. А. Белоногова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 82 – 92 4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. 5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие / Р.С. Буре – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 80 с. 6. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края // Детский сад: теория и практика. – 2011. –Вып. №9. – С. 82 - 89. 7. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. / А.Я. Ветохина. – Спб. : «ООО Издательство «Детство - пресс», 2010. – 192 с. 8. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации. – 2011. –С. 68 - 71. 9. Волобуева, Н.Г. О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Вып. №15. – С. 141- 145. 10. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф. Виноградова – М. : Просвещение, 1984. – 303 с. 11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с. 12. Детям – о традициях народного творчества. Осень // под ред. Т. Я Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Ч. 2. – 272 с. 13. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по патриотическому воспитанию // Воспитатель ДОУ. – 2012. – Вып. №9. – С. 34 -39. 14. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребёнка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.– М.: Педагогика, 2020. – 428 с. 15. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2008. – 96 с. 16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Ивашкина; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2008. - 22 с. 17. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 711 с. 18. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2004. – 120 с. 19. Кубрякова, И. А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании / И. А. Кубрякова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей. – Оренбург, 2015. – С. 99-101. 20. Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление ДОУ. – 2006. - №1 – С. 11 –18. 21. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. 22. Многообразие культуры как единство народа: материалы IV и V межрегиональных научно-практических конференций // под науч. ред. В. А. Кумпана. – Краснодар, 2013. – 248 с. 23. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2016 -178с. 24. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / М.Ю. Новицкая – М., 2015. – 223 с. 25. Поддьяков, А.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / А.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 68-70. 26. Радуга: Примерная программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. - М.: Просвещение, 2016. – 232 с. 27. Сакавичене, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников / О. В. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2 – С. 14 – 18. 28. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 224 с. 29. Фесенко, Г. В. Русская береза - символ Родины моей: нравственность и патриотизм - основа основ / Г. В. Фесенко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2012. - № 6. С. 38-40 30. Шелгунов, Н. В. Избранные педагогические сочинения / /Под ред. член-корр. АПН РСФСР проф. Н. К. Гончарова. – М. : АСТ, 2014. – 403 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Теоретико-методологические основы гражданско-правовой охраны музыкального произведения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Этические требования для государственных гражданских служащих и военнослужащих органов ФСБ: сравнительная характеристика
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Верховный Суд Российской Федерации как Высший судебный орган
Количество страниц:
20
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image