Трансформация системы регулирования характеризуется политикой неопротекционизма и предопределяется противоречивым характером взаимодействия стран, связанным с созданием условий торговли: с одной стороны, формируются региональные объединения (сокращение инструментов регулирования, увеличение темпов внутриинтеграционной торговли, изменение условий для третьих стран), с другой – желание участвовать в международных организациях (принятие определенных прав и обязанностей, упрощение процедур в международной торговле, разрешение конфликтных вопросов путем консенсуса, прозрачность в принятии решений). Помимо тарифных и нетарифных барьеров регулирования, появляются новые торговые инструменты (барьеры, изъятия, ограничения) в условиях сложившейся либерализации, противоречащие существующим нормативно-правовым актам и не обеспечивающие прозрачность торговых не только внутриинтеграционных, но и внеинтеграционных отношений.
Современная система внешнеторгового регулирования характеризуется фрагментацией торговли, подразумевающей достаточно большое количество региональных, плюрилатеральных соглашений, которые «делят» международную торговлю для достижения своих целей с последующим распространением их во всей многосторонней системе регулирования.
Формирование и увеличение в XXI веке количества региональных соглашений различных комбинаций (страна + страна, страна + блок, страна + блок + организация, блок + организация), с одной стороны, способствуют нарастанию темпов внешней торговли, с другой стороны, появлению «разнонаправленной либерализации» в условиях регионализации, что влечет за собой множественность обязательств, а иногда и их изменение в рамках ВТО. Таким образом, развитие экономической интеграции привело к усилению преференциального и интеграционного сотрудничества стран и их объединений. Предпосылками данного процесса послужили возможность ухода от взятых обязательств в условиях многосторонней системы регулирования и реализация целей национальной внешнеторговой стратегии; скорость в принятии решений; поиск новых точек роста экономик стран-участниц.
Международная экономическая интеграция является одним из инструментов реализации внешнеторговой стратегии и продвижения национальных интересов стран при соблюдении правил и принципов ВТО.
предложенная методика анализа внешней торговли региона, заключающаяся в изучении товарных потоков на основе структурнодинамического подхода, позволяет разработать рекомендации по активизации внешнеэкономического сектора региона. Поскольку большая часть государственного регулирования внешней торговли осуществляется исключительно на федеральном уровне, региональная политика в сфере ВЭД существенно ограничена и заключается в создании инфраструктурных условий для участников ВЭД, в том числе в проведении зарубежных выставок, заключении международных соглашений о сотрудничестве и пр. В Челябинской области органом, ответственным за реализацию направления развития международных связей, является Агентство международного сотрудничества Челябинской области.
Проведенный анализ показал, что при планировании международных мероприятий, способствующих продвижению товаров на мировой рынок, необходимо учитывать объемы и динамику продаж, а также движущие силы роста экспорта. Так, результаты анализа показали, что Челябинской области необходимо обратить внимание как на перспективные товарные группы – 87 (AY), 68 (BX), 39 (BY), 90 (BY), 15 (BZ), 44 (BZ), и укреплять связи со странами СНГ, учитывая интерес к продукции региона в странах дальнего зарубежья. Также стоит отметить, что 87 и 90 группы относятся к продукции несырьевого неэнергетического верхнего передела2 , 68, 15, 39 группы – к продукции несырьевого неэнергетического среднего передела, и в 44 группу входит в зависимости от товарной позиции и сырьевой, и несырьевой экспорт разной степени передела, что также необходимо учитывать при разработке региональной политики в области внешнеэкономической деятельности.