ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8 1.1. Понятие и закономерности формирования синтаксической структуры предложения в онтогенезе 8 1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 15 1.3. Особенности формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи 19 1.4. Анализ методик преодоления нарушений овладения синтаксической системой языка у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 Выводы по главе I 29 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30 2.1. Организация и методика исследования 30 2.2. Изучение уровня сформированности синтаксирования высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи 31 2.3. Комплекс коррекционных занятий по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровых ситуациях 44 2.4. Оценка эффективности логопедической работы по формированию синтаксической структуры предложения 52 Выводы по главе II 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 Приложение 1 . Методика психолингвистического изучения формирования синтаксической структуры предложения 63 Приложение 2 . Результаты сформированности синтаксической языковой структуры у дошкольников с различными формами недоразвития речи 75 Приложение 3 . Материалы для коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с недоразвитием речи 83 Приложение 4 . Содержание комплекса коррекционно-логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи 84 Приложение 5 . Конструирование механизма образования связной речи 88  

Логопедическая работа по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
76% уникальность
2022 год
29 просмотров
Букин Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8 1.1. Понятие и закономерности формирования синтаксической структуры предложения в онтогенезе 8 1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 15 1.3. Особенности формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи 19 1.4. Анализ методик преодоления нарушений овладения синтаксической системой языка у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 Выводы по главе I 29 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30 2.1. Организация и методика исследования 30 2.2. Изучение уровня сформированности синтаксирования высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи 31 2.3. Комплекс коррекционных занятий по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровых ситуациях 44 2.4. Оценка эффективности логопедической работы по формированию синтаксической структуры предложения 52 Выводы по главе II 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 Приложение 1 . Методика психолингвистического изучения формирования синтаксической структуры предложения 63 Приложение 2 . Результаты сформированности синтаксической языковой структуры у дошкольников с различными формами недоразвития речи 75 Приложение 3 . Материалы для коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с недоразвитием речи 83 Приложение 4 . Содержание комплекса коррекционно-логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи 84 Приложение 5 . Конструирование механизма образования связной речи 88  
Читать дальше
Актуальность темы настоящего исследования. В современных условиях одной из наиболее значимых задач логопедии выступает создание высокоэффективных методик устранения речевых дефектов, связанных с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это существенное речевое отклонение от нормы, преимущественно касающееся функций фонетико-грамматического и лексико-грамматического речевого строя.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по мировой экономике? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


Следует подчеркнуть, что проблема нарушений синтаксической языковой структуры у дошкольников освящена недостаточно широко. Это обусловило выбор темы настоящего исследования. Кроме того, в рамках актуальности темы настоящего исследования, необходимо отметить, что в современных условиях повсеместной компьютеризации и, как следствие, роста общения визуальным образом и снижения общения традиционным вербальным образом, происходит снижение качества подачи основных закономерностей языка от родителей детям. А поскольку овладение главными принципами построения отдельных и связных высказываний производится в результате общения ребенка со взрослыми, то необходимо разработать высокоэффективную дифференцированную методику, направленную на преодоление нарушений формирования синтаксический конструкций на основе тщательного изучения специфики синтаксических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования – формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – психолого-педагогические условия преодоления нарушений синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обзор научных трудов по данной проблематике и анализ состояния вопроса на практике позволяет сформулировать гипотезу настоящего исследования. Гипотеза исследования – различные формы общего недоразвития речи у дошкольников сопровождаются общими и специфическими нарушениями синтаксической структуры предложения, что, в свою очередь, предполагает необходимость использования комплексного подхода в ходе коррекционно-логопедического функционирования при формировании синтаксической языковой системы. Данный подход предполагает разработку эффективных упражнений, основанных на визуальных материалах (сюжетные изображения, блок-схемы, указки, фишки) для преодоления синтаксических нарушений у детей с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития Цель настоящего исследования – разработать комплекс коррекционно-логопедических занятий для профилактики и преодоления нарушений формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой необходимо решить следующие задачи: 1. изучить понятие и закономерности формирования синтаксической структуры предложения в онтогенезе; 2. описать особенности формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи; 3. привести методики и принципы преодоления нарушения овладения синтаксической системой языка у дошкольников с общим недоразвитием речи; 4. исследовать уровень сформированности синтаксирования высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи; 5. разработать комплекс коррекционных занятий по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровых ситуациях; 6. оценить эффективность логопедической работы по формированию синтаксической структуры предложения. Важнейшие источники исследования: научные труды по данной проблеме и работы дошкольников, а также сборники игр для дошкольников. Методы настоящего исследования:  организационные (сравнение и обобщение);  эмпирические (фиксация результатов констатирующего и формирующего экспериментов речевой деятельности дошкольников, наблюдение за метаморфозами в речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи);  количественный и качественный анализ (обзор и анализ научных трудов, интерпретация результатов констатирующего и формирующего экспериментов и их сравнение (математическая статистика и методы математической логики)  логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, доказательство);  генетико-биографические (сбор и анализ данных дошкольников). Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования: был разработан комплекс коррекционных занятий и проверена его эффективность в качестве средства преодоления нарушений синтаксической языковой системы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая значимость настоящего исследования: разработанный комплекс коррекционных занятий по формированию синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровых ситуациях может быть использован воспитателями ДОУ и логопедами в работе с дошкольниками. Кроме того, материалы и результаты настоящей работы могут быть использованы в обучении студентов на спецкурсах и на занятиях по современной логопедии в качестве дополнительного материала. Положения, выносимые на защиту: 1. Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе предполагает освоение внутренней и внешней речи, при этом внешняя речь формируется посредством сцепления лексем, а внутренняя расчленением лексем. Для правильного формирования предложения ребенок должен освоить смысловой/глубинный, семантический, поверхностный и формально-грамматический синтаксис. 2. Клинические и психолого-педагогические особенности детей с ОНР ведут к значительным отклонениям в онтогенезе и формировании пространственных представлений. 3. Основной особенностью формирования синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи является нарушение глубокого, семантического, поверхностного и формально-грамматического синтаксиса. Так, глубинный синтаксис нарушается ввиду сложностей овладения семантическими элементами (предметами, локативными, атрибутивными), а также сложностей организации смысловой системы предложения. Поверхностный синтаксис нарушается ввиду несоответствия лексико-грамматических и морфологических взаимосвязей в словах, а также в ошибочном порядке лексем в высказывании. Нарушения формально-грамматического синтаксиса – это неверное применение синтаксических, лексических и морфологических языковых средств. 4. Все методики для преодоления нарушений синтаксической системы языка у дошкольников с общим недоразвитием речи основаны на следующих внешних опорах: картинки, блок-схемы, сказки, общение с логопедом в формате «вопрос-ответ» или договаривание/повтор за логопедом фраз. 5. Нарушения синтаксической языковой системы у дошкольников с общим недоразвитием речи имеют различную выраженность. Так, у дошкольников с ОНР I и II уровня речевого развития наблюдаются дефекты в семантическом и смысловом синтаксировании, а у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития наблюдаются дефекты в формально-грамматическом оформлении высказываний при относительной стабилизации механизмов смыслового и семантического синтаксирования. 6. Различные формы общего недоразвития речи у дошкольников сопровождаются общими и специфическими нарушениями синтаксической структуры предложения, что, в свою очередь, предполагает необходимость использования комплексного подхода в ходе коррекционно-логопедического функционирования при формировании синтаксической языковой системы. Данный подход предполагает разработку эффективных упражнений, основанных на визуальных материалах (сюжетные изображения, блок-схемы, указки, фишки) для преодоления синтаксических нарушений у детей с общим недоразвитием речи I, II и III уровней речевого развития. Объем и структура настоящего исследования: работа включает введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы (15 источников), 5 приложений. Объем – 62 страницы.  

Читать дальше
Настоящее исследование посвящено разработке коррекционно-логопедических занятий для профилактики и преодоления нарушений формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимо сделать выводы: 1. Детская речь получает свое становление посредством формирования предикативности в четыре этапа: сначала ребенок начинает выговаривать голофразы/слова-сказуемые, затем вычленяет обозначения отдельных наиболее важных для него обстоятельств в одно бессвязное предложение, затем бессвязно сформированное предложение оформляется интонационно, и на заключительном этапе ребенок учится использовать формально-грамматические средства. При этом формирование внешней детской речи – это постепенное наращивание слов в предложении, а формирование внутренней детской речи – это структурирование предложения для осмысления. 2. Речь детей с общим недоразвитием речи грамматически обеднена. Такие особенные дети в основном пользуются жестикуляцией, а если они все же высказываются, то посредством отдельных лексем и коротких предложений, в которых смысл высказывания отсутствует. Основными особенностями формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи являются: пропуск главных и второстепенных членов предложения, ошибочный порядок лексем в предложении, искаженный смысл высказывания, слабый потенциал построения предложений различной структурной организации, слабый потенциал построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений различного уровня сложности. 3. Эффективность методологии для профилактики и устранения нарушений формирования синтаксической языковой структуры опирается на следующие принципы: комплексность, системность, онтогенез, коммуникативно-ориентированный подход, учет механизма и структуры речевого нарушения, последовательность, языковая поляризация, общая дидактика. При этом логопедическая работа должна осуществляться в 3 основных этапа, в ходе которых предотвращаются нежелательные речевые отклонения, предотвращается переход речевых отклонений в хроническую форму, а также проводится полноценная социальная адаптация. Все методики и подходы в логопедическом функционировании с дошкольниками с общим недоразвитием речи задействуют, прежде всего, внешние опоры. Ими выступают зрительно-слуховые средства: картинки, схемы, фильмы, общение с логопедом в формате «вопрос-ответ» или договаривание/повтор фраз за логопедом. 4. При изучении уровня сформированности синтаксической языковой структуры у дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Колокольчик» были выявлены существенные нарушения при формирования простых предложений у почти половины испытуемых. Основными ошибками являются: недостаточность процесса сравнения и анализа, выявления значимых деталей. Высокий и средний уровни симультанного и сукцессивного анализа и синтеза продемонстрировали дети из контрольной группы и группы с ОНР III уровня и двое детей с ОНР II уровня, при этом низкий уровень продемонстрировали двое детей из группы ОНР I уровня. Неправильное воспроизведение предложения, несмотря на помощь логопеда и наличие внешних зрительных опор (указки, фишек, блок-схемы), в основном наблюдалось в группе ОНР I и II уровня (всего 25-50% верных воспроизведений), что позволило судить о неправильном структурировании неречевого события , слабом удерживании образов в оперативной памяти, эпизодическом использовании результатов симультанного анализа для конструирования глубинно-синтаксической структуры предложения, а также неполноценном переводе глубинно-синтаксической структуры предложения в поверхностное синтаксирование. В основном дети с ОНР I и II уровня избегали увеличения плотности высказываний (то есть употребления 2 и более глаголов) из-за неспособности видеть взаимосвязи и всегда допускали ошибки в том случае, когда нужно было подобрать предлоги «из», «по», «к», «над», «под», что указывает на грубую задержку темпа овладения семантикой служебных слов. 5. Предложен комплекс коррекционно-профилактических логопедических упражнений, включающий 3 обучающих периода , благодаря которому дети не только овладевают речевой импрессией, развивают сукцессивный анализ и синтез, симультанный анализ и синтез, активно интересуются составлением простых одно и двусоставных предложений, учатся правильному формально-грамматическому оформлению высказываний, но и учатся на практике использовать самые разные типы высказываний. 6. Анализ эффективности предложенного комплекса коррекцинно-профилактических логопедических занятий позволил выявить более чем вдвое снижение аграмматизмов во всех группах испытуемых. Отдельно нужно отметить, что дефектные предложения после обучения стали формировать в 4 раза реже дошкольники c ОНР I и II уровня и в 3 раза реже дошкольники с ОНР III уровня. Кроме того семантико-синтаксические ошибки после обучения стали допускаться почти в 4 раза реже дошкольниками ОНР I и II уровня и почти в 3 раза реже дошкольниками с ОНР III уровня. В настоящей работе были изучены уровни сформированности синтаксической языковой структуры у дошкольников с различными формами общего недоразвития речи (общее недоразвитие речи III уровня; общее недоразвитие речи II уровня; общее недоразвитие речи I уровня). Результаты изучения, как отмечено выше, свидетельствуют об общих и специфических нарушениях синтаксической структуры предложения, а это, в свою очередь, предполагает использование непременно комплексного подхода для коррекции и профилактики речи у дошкольников с недоразвитием речи. Таким образом, гипотеза исследования подтверждается.  
Читать дальше
1. Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]: монография. – М.: Наука, 2006. – 274 с. 2. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст]: собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 119 с. 3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]: лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 336 с. 4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]: книга для учителя / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 5. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Вестник ЧГУ. – 2014. – № 3 (56). – С. 160-163. 6. Дейкун, А.Ю. Сказка как средство формирования монологического высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Ю. Дейкун // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: ст. в сб. тр. конф. – Тамбов, 2019. – С. 157-161 7. Моисеенко, М.И. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы [Текст] / М.И. Моисеенко // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. – М.: НПО «Экран», 2002. – 198 с. 5 8. Нагорный, И.А. Функциональная перспектива высказывания: индексально-знаковая функция частиц [Текст] / И.А. Нагорный // Научные ведомости Белгородского государственного ун-та. Серия: гуманитарные науки. – 2015. – № 12 (209). – С. 5-14. 9. Соботович, Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы её формирования [Текст] / Е.Ф. Соботович. – Киев: ИЗМН, 1997. – 170 с. 10. Соломатина, Г.Н. Формирование структуры предложения у дошкольников с ОНР [Текст] / Г.Н. Соломатина, А. А. Харченко // Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (посвящено 125-летию Л.С. Выготского): ст. в сб. тр. конф. Краснодар: КГУ, 2021. – С. 357-360. 11. Тарасова, Д. С. Характеристика связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией [Текст] / Д. С. Тарасова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: ст. в сб. тр. конф. – Екатеринбург: УГПУ, 2019. – С. 76-78. 12. Ушакова, О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / О.С. Ушакова, О.С. Волкова // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3 (99). – С. 51-59. 13. Филинберг, Е.В. Особенности логопедической работы по формированию синтаксической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Е.В. Филинберг // Современный взгляд на науку и образование: ст. с сб. ст. – М.: Перо, 2021. – С. 64-68. 14. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект [Текст]: учебник / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 1995. – 304 с. 15. Черноморова, А.Ю. Формирование синтаксической структуры предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий [Текст] / А.Ю. Черноморова // Инклюзивное образование: теория и практика: ст. в сб. тр. конф. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. – С. 337-342. 16. Шитова, А.В. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР [Текст] / А.В. Шитова // Современные тенденции развития системы образования: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. – С. 161-164. 17. Юрьева, Н.М. О вкладе А.М. Шахнаровича в теорию речевого онтогенеза [Текст] / Н.М. Юрьева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. – 2020. – № 1 (12). – С. 255-274. 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ
Количество страниц:
60
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
дипломная работа
Повышение эффективности взаимодействия органами исполнительной власти в процессе управления энерго-сбытовой деятельностью
Количество страниц:
90
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Инновационный менеджмент
курсовая работа
Брачный договор
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image