ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ......................................................................6 1.1. Сущность понятия «навыки самоконтроля» в психолого-педагогических исследованиях ............................................................................................................ 6 1.2. Роль трудовой деятельности в развития навыков самоконтроля младших школьников с нарушением интеллекта ................................................................. 11 Выводы по главе I…………………………………………………………………..16 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..18 2.1. Исследование уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта (констатирующий этап)….................... 18 2.2. Реализация коррекционной работы по развитию навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности (формирующий этап)....................................................................... 22 2.3 Исследование уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта (контрольный этап)..........… 23 Выводы по главе II…………………………………………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................ 28 ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................ 34

Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности

курсовая работа
Психология
26 страниц
82% уникальность
2022 год
33 просмотров
Левенко Л.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ......................................................................6 1.1. Сущность понятия «навыки самоконтроля» в психолого-педагогических исследованиях ............................................................................................................ 6 1.2. Роль трудовой деятельности в развития навыков самоконтроля младших школьников с нарушением интеллекта ................................................................. 11 Выводы по главе I…………………………………………………………………..16 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..18 2.1. Исследование уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта (констатирующий этап)….................... 18 2.2. Реализация коррекционной работы по развитию навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности (формирующий этап)....................................................................... 22 2.3 Исследование уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта (контрольный этап)..........… 23 Выводы по главе II…………………………………………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................ 28 ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................ 34
Читать дальше
Навык самоконтроля - один из ведущих навыков, требующих развития у младшего школьника. Тренируя его, ученик повышает свою учебную самостоятельность, ответственность и инициативность, учится самостоятельно преодолевать возникающие во время учебного процесса трудности. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Однако школьники имеющие нарушения интеллектуальной деятельности (задержку психического развития, умственную отсталость, задержку в развитии речи) испытывают трудности в контроле собственной деятельности. Таким ученикам трудно самостоятельно оценить эффективность своей работы, преодолевать различные трудности, формировать учебные цели и мотивацию. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития и становления учебной деятельности. В работах педагогов Ю.


У Work5 курсовые работы недорого - это реальность.


.К. Бабанского, Е.Д. Божович, Б.П. Есипова, А.В. Запорожца, В.С. Леднева и др. исследовано значение контроля в учебной деятельности [21]. Г.В. Дорофеев, О.Б. Епишева, С.Г. Манвелов, Л.М. Фридман рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности [14]. Более глубоко и основательно вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.) [28]. Проблема формирования самоконтроля является актуальной для младших школьников с задержкой психического развития. М.С. Певзнер, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С.А. Домишкевич отмечают у детей с ЗПР неустойчивое внимание, импульсивность, повышенную отвлекаемость, отсутствие действия контроля и самоконтроля. О важности исследования процессов внимания и лежащих в его основе нейродинамических механизмов говорится в работах Л.С.Выготского и А.Р. Лурия [23]. В.И. Страхов выявил реально существующие связи между вниманием, контролем и другими психическими процессами и личностными качествами [23]. Однако проблема протекания и формирования самоконтроля у детей с ЗПР рассматривались недостаточно. Разработка научных и методических рекомендаций по этому вопросу - одна из приоритетных задач коррекционной педагогики в наши дни. Существуют значительные трудности в реализации коррекционного принципа “снизу вверх” в психокоррекционной работе с навыками самоконтроля у детей с задержкой психического развития. Выделенное противоречие позволило определить актуальность проблемы исследования педагогических условий формирования у детей с ЗПР самоконтроля. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические: наблюдения за деятельностью учащихся во время выполнения диагностического задания; опрос, тестирование; опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперименты). Актуальность. Инклюзивные тенденции в российском школьном образовании дают возможность реализовать работу с детьми с нарушениями интеллекта на базах общеобразовательных учреждений. При тренировке когнитивных функций, на первых этапах психокоррекции особое внимание стоит уделять развитию навыка самоконтроля у младших школьников: повышение этого навыка дает возможность эффективно выстраивать дальнейшую коррекционную работу. Самоконтроль - важный жизненный навык от развития которого зависит умение ребенка организовывать свою учебную деятельность. Цель исследования: провести диагностику и коррекционное занятие по формированию навыков самоконтроля у группы младших школьников с особенностями интеллектуального развития (с задержкой психического развития). Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты понятия “самоконтроль” в работах отечественных и зарубежных специалистов, 2. Провести констатирующее и контрольное исследование навыков самоконтроля у детей с ЗПР, 3. Написать программу психокоррекционного занятия для детей с нарушениями интеллекта, 4. Реализовать психокоррекционное занятие и таким образом реализовать формирующую часть эксперимента. В процессе работы планируется детально изучить развитие самоконтроля у детей с особенностями развития интеллекта и использовать в дальнейшем полученные данные для практической работы (в том числе для грамотной диагностики, составления психокоррекционных программ, их реализации) с детьми с задержкой психического развития.

Читать дальше
Формирование самоконтроля младших школьников с нарушениями интеллекта (а именно с задержкой психического развития) - является одним из ключевых вопросов психолого-педагогической деятельности в рамках общего образования в России на сегодняшний день. В первой главе работы была изучена теоретическая сторона вопроса. Определением и исследованием самоконтроля как феномена психической деятельности отечественные и зарубежные ученые начали активно заниматься после середины ХХ века. В этот период времени удалось выяснить, что самоконтроль (в том числе самоконтроль младших школьников) и его развитие тесно связаны с поведением педагога, его учительской деятельностью, способностью эффективно распределять нагрузку и контролировать успехи учащихся. Также основную роль в формировании самоконтроля играет мышление и внимание ребенка. Навыки самоконтроля позволяют ребенку эффективно выстраивать учебные действия, повышают мотивацию к самостоятельному учению. Во второй главе работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на группе из 10 детей с задержкой психического развития, обучающихся в младшей школе. Формирование навыков самоконтроля как выражения активности учащегося в образовательном процессе является одной из предпосылок повышения эффективности обучения, прочности и осознанности усвоения учащимися знаний и развития их познавательных способностей. Эти навыки повышают интерес к обучению, а также развивают у детей такие важные качества, как критическое мышление, ответственность за свою работу и уверенность в своих действиях. Проблема самоконтроля в последние годы все чаще становится предметом психолого-педагогических исследований. Я считаю, что это связано с тем, что саморегуляция является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельность учащихся. Он служит для предотвращения или выявления ошибок, которые уже были совершены. Особенно это касается детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Анализ литературных источников показал, что авторы, употребляющие термин самоконтроль, не всегда понимают его одинаково. Но при всем многообразии определений этот термин обязательно включает в себя такой признак, как сравнение своего действия - его хода или его результата, или того и другого, наряду с эталоном, образцом. Необходимость формирования самоконтроля для успешного осуществления деятельности признается всеми исследователями. В ходе самоконтроля человек совершает мыслительные и практические действия по самооценке, исправлению и совершенствованию выполняемой им работы, овладению соответствующими навыками и умениями. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления. Саморегуляция является неотъемлемой частью всех видов образовательной деятельности и осуществляется на всех этапах их реализации. Он включает в себя сенсорный, психический и двигательный компоненты деятельности, которые позволяют учащемуся контролировать свои действия и результаты этих действий, а также сознательно регулировать их на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенной модели. Это важно при работе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Читать дальше
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. 2. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. . - М.: Знание, 2017. - 96 с. 3. Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. - г. Биробиджан. - 8 c. 4. Блонский, П. П. Самоконтроль и усвоение // Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. / П.П. Блонский - М.: Педагогика, 2018. - Т.2. - 394 c. 5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 2019. - 278 c. 6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.:Просвещение,2020. -94 с. 7. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г.Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2018 –. №5. – С.24 – 27. 8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 2017. – 544 с. 9. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2017. – 80 с. 10. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И.Селиверстова.-М.:Владос,2020.-176 с. 11. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта.// Дефектология. –2017. – № 5. - 6 c. 12. Мостюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 408 с. 13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с. 14. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / под ред. В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с. 15. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программнормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: ВЛАДОС,2018.-335 с. 16. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 400 с. 17. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов; под ред. В.И. Селивёрстовой, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: Гумнитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020. – 358 с. 18. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2001. - 387 c. 19. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины ХХ века / под. ред. Замского Х.С. – М., 2017. - 397 c. Интернет источники: 20. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Электронный ресурс] // Психомоторика умственно отсталых детей. - Режим доступа: http://lib.donripo.com/knigi/psyhology-cat/vikova-psikhologiya/707-psikhomotorika-umstvenno-otstalykh-detej (дата обращения: 13.03.2022) 21. Вопросы трудового обучения во вспомогательные школы. Под. ред. ДульневаГ.М. [Электронный ресурс] // Вопросы трудового обучения во вспомогательные школы. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0439/4_0439-39.shtml // (дата обращения: 13.03.2022) 22. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии [Электронный ресурс] // Проблемы дефектологии. - Режим доступа: http://childpsy.ru/upload/iblock/bd8/book_8219.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 23. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина [Электронный ресурс] // Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. - Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol5.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 24. Деркач, Л.Н. Психологические основы самоконтроля учащихся в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Деркач [Электронный ресурс] // Психологические основы самоконтроля учащихся в процессе обучения иностранным языкам. - Режим доступа: https://dl.booksee.org/genesis/88000/91f21ec6d7cdb6fd35013509598d9143/_as/[Goneev_A.D.]_Osnovue_korrekcionnoi_pedagogiki._Uc(BookSee.org).pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 25. Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова [Электронный ресурс] // Словарь-справочник. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000775761 // (дата обращения: 13.03.2022) 26. Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка [Электронный ресурс] // Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка. - Режим доступа: http://samzan.ru/172338 // (дата обращения: 13.03.2022) 27. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей.-2-е изд. [Электронный ресурс] // Рабочая книга для родителей. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0439/4_0439-41.shtml // (дата обращения: 13.03.2022) 28. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века [Электронный ресурс] // Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001671731 // (дата обращения: 13.03.2022) 29. Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы [Электронный ресурс] // Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы. - Режим доступа: http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/kh.zamskij.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 30. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав. [Электронный ресурс] // Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006011376 // (дата обращения: 13.03.2022) 31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов. [Электронный ресурс] // Уч.пос.для студентов пед.ин-ов. - Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01001816735 // (дата обращения: 13.03.2022) 32. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей [Электронный ресурс] // Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. - Режим доступа: file:///C:/Users/79009/AppData/Local/Temp/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%88%D0%B8%D0%BD%20%D0%92.%D0%90.,%20%D0%9F%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%91.%D0%9F.%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 33. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. [Электронный ресурс] // Обучение во вспомогательной школе: Лекции по олигофренопедагогике: Для студентов-заочников дефектологических фак.пед.ин-ов. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001564826 // (дата обращения: 13.03.2022) 34. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой [Электронный ресурс] // Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001130855 // (дата обращения: 13.03.2022) 35. Обучение уч-ся I-IV кл. вспомог. школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-е изд.,перераб. [Электронный ресурс] // Пос.для учителя. - Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/KS1/M7/file/1.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 36. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / под ред. В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина [Электронный ресурс] // учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. - Режим доступа: http://fremus.narod.ru/java/h02/prog1476v.html // (дата обращения: 13.03.2022) 37. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог.школы [Электронный ресурс] // Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог.школы. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0054/6_0054-1.shtml // (дата обращения: 13.03.2022) 38. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР [Электронный ресурс] // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог. школе. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001000433 // (дата обращения: 13.03.2022) 39. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. –2-е изд., испр. [Электронный ресурс] // Специальная психология. - Режим доступа: http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/-Pod_red-V.I.Lubovskogo-Specialnaya_psihologiya-Bo.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 40. Специальное образование в России и за рубпежом./ под ред. Малофеев Н.Н. [Электронный ресурс] // Специальное образование в России и за рубпежом. - Режим доступа: http://paralife.narod.ru/1sociology/malofeev/malofeev_spets_obraz_1.pdf // (дата обращения: 13.03.2022) 41. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина [Электронный ресурс] // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - Режим доступа:https://fusionpiter.ru/articles/psychology-psychiatry // (дата обращения: 13.03.2022) 42. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова [Электронный ресурс] // Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408085 // (дата обращения: 13.03.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методика анализа формирования доходов от внебюджетной деятельности (на примере конкретного предприятия)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
45%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономический анализ
дипломная работа
правовое регулирование оказание услуг по уходу и присмотру за детьми
Количество страниц:
65
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Система налогового регулирования предпринимательской деятельности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image