ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ И ПРОТЕКЦИОНИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.....................................................................
6
1.1 История возникновения зон свободной торговли............................................ 6
1.2 Протекционизм и свободная торговля в международных экономических отношениях...............................................................................................................
11
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ...............................................
15
2.1 Формирование внешнеторговой политики России в условиях взаимоувязки процессов либерализации и протекционизма................................
15
2.2 Эффекты, обусловленные участием национальных экономик в международном разделении труда: воздействие фактора государственного регулирования...........................................................................................................
18
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОТЕКЦИОНИЗМА....................................
22
3.1 Перспективные направления совершенствования политики формирования свободной торговли..................................................................................................
22
3.2 Правоприменительный механизм преодоления фрагментации права зон свободной торговли и права ВТО............................................................................
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................
32
Читать дальше
В ходе проведенного исследования было установлено, что историческое формирование интеграционных процессов связано с сочетанием двух видов политик – политики протекционизма и политики свободной торговли. Большинство стран мира на сегодняшний день участвуют в интеграционных процессах с помощью заключения соглашений о создании зон свободной торговли.
Под зоной свободной торговли понимается этап или уровень интеграции, выраженный в заключенном между участниками интеграционного процесса соглашении о создании зоны свободной торговли, которое устанавливает в отношении указанного в соглашении перечня товаров и услуг низкий уровень тарифных ограничений и квот с последующей отменой таковых, либо изначально устанавливает отсутствие тарифных ограничений или квот на указанный в соглашении перечень товаров и услуг.
Обосновано, что зона свободной торговли, как этап экономической интеграции, включает в себя два аспекта. Первый аспект заключается в наличии специального международного соглашения, где одной из сторон выступает государство, а другой – государство или интеграционное объединение. Второй аспект заключается в том, что такое соглашение объединяет в себе как положения о либерализации торговли, так и элементы протекционизма, обеспечивая баланс интересов сторон между защитой национальной экономики и получением прибыли от доступа на иностранные рынки.
Разработан ряд критериев классификации соглашений о создании зон свободной торговли, в соответствии с которыми представляется возможным выделить следующие их виды: по правовому статусу объединения выделены соглашения о создании зоны свободной торговли, заключенные между государствами, между государством и интеграционным объединением, между двумя интеграционными объединениями и соглашения о создании зон свободной торговли, объединенное с экономическим союзом в общий рынок; по направлениям деятельности зон свободной торговли выделены соглашения, ориентированные исключительно на снижение таможенных пошлин и либерализацию торговли и ориентированные на всестороннее сотрудничество по вопросам экономического развития, привлечения инвестиций, сотрудничество в области энергетики, экологии, миграции; по характеристике и компетенции органов зон свободной торговли выделены соглашения, предусматривающие постоянно и непостоянно действующие органы зоны свободной торговли, постоянно действующие судебные органы и собираемые для решения конкретных споров арбитражные группы; по наличию нормативно-правовых актов объединения выделены зоны свободной торговли, функционирующие только на основании заключенного ССЗСТ и зоны свободной торговли, в которых принят ряд нормативно-правовых актов во исполнение заключенного ССЗСТ; по видам механизмов разрешения споров выявлены ССЗСТ, предусматривающие только процедуру арбитражного разбирательства и согласительные процедуры, и ССЗСТ, имеющие постоянно действующие судебные органы; по соотношению с правом ВТО выделены соглашения, предусматривающие исключительную юрисдикцию органов по разрешению споров соглашения о создании зоны свободной торговли и предусматривающие выбор между органом разрешения споров соглашения и органом разрешения споров ВТО. Также выделены соглашения, включающие ссылки на нормы ВТО и прямо предписывающие приоритет норм ВТО над нормами соглашения о создании зоны свободной торговли.
Доказано, что в соглашениях о создании зон свободной торговли существует несколько механизмов разрешения споров: согласительная процедура, которая может включать проведение консультаций, диалога, добрых услуг и переговоров, и арбитражное разбирательство и предусмотренный рядом соглашений механизм обращения в постоянно действующие судебные органы.
Между разными региональными интеграционными объединениями либо между интеграционным объединением и государством, не являющимся его членом, выявлена тенденция к усложнению механизма разрешения споров в соглашениях о создании зон свободной торговли.
Проведенное исследование позволило установить, что соглашения о создании зон свободной торговли выступают специальным механизмом правового регулирования многосторонней торговой системы по отношению к механизму правового регулирования ВТО. Основы многосторонней торговой системы и общее международно-правовое регулирование торговых процессов осуществляется в рамках ВТО. Перед государствами стоит задача организации текущего правового регулирования все более усложняющихся экономических отношений, в том числе не урегулированных с помощью норм ВТО.
Читать дальше
1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850/
2. Блинова Т.С. Цифровая трансформация экономики и политика «умного» протекционизма // Актуальные проблемы развития отраслевых рынков: национальный и региональный уровень: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Воронеж, 09 апреля 2021 года / Под редакцией Т.Н. Гоголевой. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. – С. 21-25.
3. Витюк В. В. Документально-правовое подтверждение происхождения товаров из стран – участников зон свободной торговли ЕАЭС или Российской Федерацией: понятие и правовая основа регулирования // Проблемы антикризисного управления и экономического развития: Материалы V Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 12 ноября 2019 г. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. – С. 13-20.
4. Горбова В.А. Зона свободной торговли: вызовы и перспективы развития // Сборник научных работ студентов факультета таможенного дела / Российская таможенная академия, Факультет таможенного дела. – Москва: РИО Российской таможенной академии, 2020. – С. 87-91.
5. Горшков А.С. Организационные аспекты создания и функционирования зон свободной торговли // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 12. – С. 96-99.
6. Долгополов П. В. О становлении зон свободной торговли с участием Российской Федерации // Международный научный студенческий журнал. – 2020. – № 10. – С. 111-115.
7. Заливако С. Г. Регулирование инвестиций и торговли услугами в зонах свободной торговли / С. Г. Заливако, А. В. Филиппова, Е. А. Клепец // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 8. – С. 86-101.
8. Комендантов С. В. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2021. – № 7. – С. 1-8.
9. Костюнина Г. М. Цифровая зона свободной торговли как инструмент роста электронной торговли в Малайзии / Г. М. Костюнина // Экономические, социально-политические и этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран: Материалы конференции, Москва, 16–18 марта 2020 года. – Москва: Институт востоковедения РАН, 2020. – С. 62-63.
10. Синеок М. Н. Эффективность соглашения о временной зоне свободной торговли между Ираном и ЕАЭС для российско-иранской торговли // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 7-3(109). – С. 147-150.
11. Сусану И. А. Факторы, способствующие формированию цепочек добавленной стоимости в зонах свободной торговли // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2020. – Т. 10. – № 1(29). – С. 26-35.
12. Таскаева С. В. Протекционизм и политика свободной торговли в современных внешнеторговых отношениях Китая и США // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – Т. 51. – № 3. – С. 73-80.
13. Третьякова А. А. Зона свободной торговли СНГ: проблемы и перспективы / А. А. Третьякова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6-3(108). – С. 136-139.
14. Шеров-Игнатьев В. Г. Соглашение о свободной торговле между АЭС и Индонезией: кто окажется в выигрыше? / В. Г. Шеров-Игнатьев, Т. Р. Николаюк, М. В. Суменкова // Международная торговля и торговая политика. – 2021. – Т. 7. – № 1(25). – С. 62-80.
Читать дальше