Введение…………………………………………………………………...………3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…....……6 1.1. Закономерности развития фонематического восприятия у детей в норме…………………………………………………………………………….....6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………..…..11 1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………...….19 Выводы по первой главе……………………………………………………..….23 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов……....25 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..25 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………35 Выводы по второй главе…………………………………………………….…..45 Глава 3. Организация логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………….………..46 3.1. Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………..46 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента………………...…….53 Выводы по третьей главе………………………………………………….…….65 Заключение…………………………………………………………….…………66 Список использованной литературы………………………………..…………..69

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

дипломная работа
Педагогика
70 страниц
87% уникальность
2022 год
28 просмотров
Кудинович Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...………3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…....……6 1.1. Закономерности развития фонематического восприятия у детей в норме…………………………………………………………………………….....6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………..…..11 1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………...….19 Выводы по первой главе……………………………………………………..….23 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов……....25 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..25 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………35 Выводы по второй главе…………………………………………………….…..45 Глава 3. Организация логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………….………..46 3.1. Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………..46 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента………………...…….53 Выводы по третьей главе………………………………………………….…….65 Заключение…………………………………………………………….…………66 Список использованной литературы………………………………..…………..69
Читать дальше
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема изучения общего недоразвития речи является важным аспектом в работе логопеда. Данное нарушение является распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста и характеризуется несформированностью всех средств языка. Язык представляет собой средство коммуникации между людьми. Формирование связной речи у детей находится в тесной связи с усвоением грамматического строя речи, а также усвоением звуковой структуры речи.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по мировой экономике? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


Во многих научных работах показано огромное значение формирования фонематических процессов, в том числе и фонематического восприятия у детей с нарушением речи. Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия может считаться гарантией отчетливого произнесения звуков, безошибочно построенной слоговой структуры слов и фундаментом простоты овладения грамматическим строем языка, что приведет к успешному освоению письма и чтения. Большинство детей весьма рано перенимают базовые звуки языка. С младенчества ребёнок начинает слышать звуки языка согласно их фонетическим характеристикам. К пяти – шести годам становление фонематического восприятия должно быть сформировано на высоком уровне развития. В этот период корректно определяются тонкие и дифференцированные звуковые образы, как слов, так и отдельных звуков. У детей с нормальным фонематическим восприятием речь чистая, так как они чётко воспринимают все звуки родной речи. Наряду с этим, у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают трудности как с произношением звуков, так и в восприятии речи. Дети не в силах отделить сходные по звучанию фонемы, и слова с данными фонемами для них кажутся одинаковыми, к примеру: бак – мак, лак – рак, кочка – почка. При отсутствии нормального восприятия фонем их корректное произношение становится невозможным. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия не предоставляет основы детям для овладения на необходимом уровне как словарным запасом, так и грамматическим строем, что приводит к торможению развития связной речи в общем. Анализируя все вышесказанное, делаем вывод, что проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи на сегодняшний день считается актуальной, ведь развитие фонематического анализа и синтеза оказывает позитивное воздействие на развитие всей системы речи [34]. Фонематические процессы подразумевают: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи». Цель исследования: теоретически изучить и спланировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников. Предмет исследования: особенности содержания логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи будет более успешным, если:  изучить состояние фонематического восприятия у данной категории детей;  определить методы и приемы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Определить методы и приемы развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и проверить эффективность их включения в содержание логопедической работы. Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации, систематизация, классификация. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методы количественной и качественной оценки. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют нарастить и расширить представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость исследования: определено состояние фонематического восприятия и параметры её недостаточности у детей с общим недоразвитием речи, рассмотрены методы и приемы развития фонематического восприятия. База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 8. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III степени. Структура исследовательской работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Проблематика формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста изучалась в психолого-педагогической литературе (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, А.И. Максаков, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие). Формирование фонематического восприятия является важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста. Акцентируется значение развития фонематических процессов как процессов становления и развития речи, для подготовки к обучению грамоте. Выводы по итогам исследования:  по результатам констатирующего эксперимента видим, что определилась неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу;  коррекционная работа не представляется возможной без исследования звукопроизношения, фонематического слуха, а также определения специфики фонематического восприятия;  применяемые методики обследования являются отличным диагностическим инструментом с целью определения специфики развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;  успех педагогической работы с целью развития фонематического восприятия детей гарантирован при условии объединения усилий педагогов, учителей-логопедов и родителей. Помимо этого, при развитии слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков опознавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, различении слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа. На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень ни показал, ни один ребенок. Средний уровень отмечен у 7 респондентов (70%) (Анна, Олег, Ольга, Елена, Юлия, Андрей, Никита); в уровень ниже среднего попали 3 респондента (30%) (Елизавета, Максим, Ринат) из общего количества обследуемых - 10 респондентов (100%). Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребенок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении. Формирование фонематического восприятия особенно эффективно осуществляется при следующих условиях:  воспитательная работа должна основываться на следующих принципах: комплексности, системности, поэтапности, индивидуальных особенностей, формирования речевых навыков в условиях натуральной речевой коммуникации;  методика обучения должна содействовать реализации предпосылок к формированию фонематического восприятия, которые имеются у детей;  необходимо образовать информационно-методическое обеспечение педагогов и родителей. При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми. Параллельно с развитием фонематического восприятия проводилась работа с целью коррекции звукопроизношения, ведь коррекция нарушений речи осуществляется лишь при опережающем формировании фонематического восприятия. Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 респондента (40%) Анна, Олег, Елена, Андрей; средний уровень – 6 респондентов (60%) (Ольга, Юлия, Максим, Елизавета, Ринат, Никита). Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения. Данные приемы и методы могут быть использованы в процессе работы учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения, а также воспитателями и другими педагогами и специалистами, работающими с этим контингентом детей. Таким образом, считаем, что задачи исследования решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48с. 2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: «КАРО», 2015. – 212с. 3. Барсукова, О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / О.Н Барсукова //Вестник науки и образования. –2015. –№11–3. –65 с. 4. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 381 с. 5. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. – 48 с. 6. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева. – М.: № 4 – 2015. – 160 с. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академический проект, 2015. – 424с. 8. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 120 с. 9. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c. 10. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Коренв. – СПб.: Речь, 2016. – 388с. 11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. - М.: Альянс, 2013. – 366 с. 12. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников / Н.В. Нищева. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 445 с. 13. Сергеева О.А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / О. А. Сергеева, А. В. Шульга // Молодой ученый–2015. –№ 6 (86). – С. 682-684. 14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо – Пресс, 2017. – 96 с. 15. Туманова Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – М.: Изд. В. Секачев, 2016. – 196 с. 16. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии: учеб.пособие / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 318с. 17. Чурсина Н. П. Особенности речевого и эмоционального общения родителей с детьми, имеющими проблемы речевого развития (ОНР) // Аутизм и нарушения развития. – 2006. - № 1. – С. 8-14. 18. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. учреждений высш. Проф. Образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Финансовые ресурсы предприятия
Количество страниц:
45
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Судебная власть в системе государственной власти
Количество страниц:
35
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Инвестиции в недвижимость 
Количество страниц:
40
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image