Введение……………….……...……..…….……….…..……..……………..…….3
1 Общая характеристика финансово-экономической основы местного самоуправления…………………………………………………………………...5
1.1 Понятие местного самоуправления………………………………………...5
1.2 Особенности финансово-экономической основы местного самоуправления…………………………………………………………………...9
2 Анализ финансово-экономической основы местного самоуправления……14
2.1 Местный бюджет…………………………………………………………...14
2.2 Оценка эффективности финансово-экономической основы местного самоуправления………………………………………………………………….19
3 Совершенствование финансово-экономической основы местного самоуправления………………………………………………………………….26
Заключение………………….…...….....….……………………….......................40
Список использованных источников……...........................................................42
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается неравномерное развитие субъектов. Растут долги регионов и муниципальных образований перед федеральным центром. В этих условиях особенно своевременна активная направленность современного государственного строительства по пути пространственного развития Российской Федерации, в том числе отдельных населенных пунктов и муниципальных образований. При этом важным аспектом развития России на местном уровне все больше становится состояние финансовой основы местного самоуправления.
Для достижения определенных социальных результатов государству и муниципальным структурам в первую очередь необходимы открытость передовым идеям, внедрение новых технологий, современной инфраструктуры. И именно финансовая основа местного самоуправления как часть экономической базы общественных отношений влияет на формирование условий активного развития муниципальных образований на всей территории Российской Федерации.
На сегодняшнем этапе формирования правового государства поиск дополнительных источников дохода для совершенствования территорий, насущная необходимость усиления комплексного подхода к использованию современных сервисов на местах ставят задачу дальнейшего поиска и внедрения рациональных стимулов пополнения доходов местного уровня, а также более эффективного использования финансовой основы российского местного самоуправления для достижения общих целей.
Конституционное право признает местное самоуправление одной из базовых составляющих конституционного строя России. Федеральное законодательство гарантирует право местному самоуправлению обеспечивать возможность населению самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения. В свою очередь, комплексно развивая территории, муниципальные образования Российской Федерации призваны, в том числе осуществлять свои права собственника местных финансов, а значит, качественно и эффективно управлять местными финансовыми средствами.
Применительно к решению вопросов местного значения денежные средства непосредственно являются материальной категорией финансов местного самоуправления. Также экономическое содержание финансов прослеживается в экономических отношениях при формировании, распределении и использовании денежных фондов. Конечно, регулировать общественные отношения представляется наиболее эффективным, если управлять ими именно посредством денег. Финансовые потоки можно направить на развитие определенных сфер социума, и, напротив, свести на «нет» деятельность его отраслей ограничением финансирования. Данное обстоятельство делает финансы и важным источником информации для человеческой деятельности. Люди прекращают заниматься определенными видами деятельности, если ощущают постоянный недостаток финансов на их реализацию, и охотнее соглашаются, что называется, «начать с нуля» финансово простимулированные работы.
В целом реализация экономической и социальной политики на местах, конечно, невозможна без финансовой составляющей. Для стабильного, системного и устойчивого экономического развития, для решения социальных вопросов местного значения местному обществу, безусловно, необходима финансовая деятельность органов местного самоуправления. Для эффективного формирования, перераспределения и использования местных финансов, а также для обеспечения деятельности муниципальных образований, нужны специальные уполномоченные органы.
Читать дальше
Нормативные правовые источники
1. Европейская хартия местного самоуправления: [совершено в Страсбурге 15.10.1985] // СПС КонсультантПлюс
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // СПС КонсультантПлюс
3. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)] // СПС КонсультантПлюс
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021)] // СПС КонсультантПлюс
Периодические издания
5. Жуковская Н.П. Антикризисное управление источниками формирования территориального бюджета / Н.П. Жуковская, И.С. Штапова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 144-150.
6. Землякова А.В. Бюджетный маневр и источники его финансирования / А.В. Землякова, А.А. Кобелева // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 313-316.
7. Литовка Н.И. Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования / Н.И. Литовка, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 109-113.
8. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа / М.М. Мусаев, Х.М. Мусаева, В.С. Мисаков //Финансовая экономика. - 2018. -№ 8. - С.73-75
Электронные ресурсы
9. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов / Е.Е. Афанасьева [Электронный доступ] // Вестник Евразийской науки. — 2018. — № 3. Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=35467561
10. Балынин И.В. Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения / И.В. Балынин [Электронный доступ] // Финансы и кредит. — 2018. — № 9. Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-obespechenie-munitsipalnyh-obrazovaniy-v-rossiyskoy-federatsii-klyuchevye-problemy-i-puti-ih-resheniya
11. Дадашев А.З. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня / А.З. Дадашев, А.И. Золотько [Электронный доступ] // Финансы и кредит. — 2018. — N° 9. Режим доступа: 213.226.126.9/fc/2018/fc09/fc0918-2017.pdf
12. Лунякова Н.А. Обеспечение финансовой основы местного самоуправления в РФ [Электронный доступ] / Н.А. Лунякова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. №3 (52). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovoy-osnovy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii
13. Мысляева И.Н., Науменко Т.В. Специфика финансовых механизмов местного самоуправления в России [Электронный доступ] / И.Н. Мысляева, Т.В. Науменко // ЖИСП. 2020. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-finansovyh-mehanizmovmestnogo-samoupravleniya-v-rossii
14. Савельев А.А. Управление финансами муниципального образования «Город Калуга»: проблемы и пути решения / А.А. Савельев [Электронный доступ] // Финансы и управление. — 2016. — № 2. Режим доступа: nbpublish.com/library_read_article.php?id=15635
15. Савина О.Н. Налоговая политика муниципальных образований и роль механизма налогового регулирования в формировании доходов местных бюджетов [Электронный доступ] / О.Н. Савина // Экономические системы. — 2018. — № 1. Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=32826858
Читать дальше