Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи 6 1.2. Общие и специфические особенности развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 11 1.3. Средства и методы коррекции развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 14 Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению особенностей развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 25 2.1. Методика и организация исследования 25 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30 2.3. Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 44 Заключение 54 Список литературы 54 Приложения 61 Приложение 1 61 Приложение 2 62 Приложение 3 63 Приложение 4 66

Особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
54 страниц
86% уникальность
2022 год
23 просмотров
Филатова М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи 6 1.2. Общие и специфические особенности развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 11 1.3. Средства и методы коррекции развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 14 Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению особенностей развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 25 2.1. Методика и организация исследования 25 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30 2.3. Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи 44 Заключение 54 Список литературы 54 Приложения 61 Приложение 1 61 Приложение 2 62 Приложение 3 63 Приложение 4 66
Читать дальше
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.


Нужна курсовая на заказ недорого в Челябинске с гарантией? Поможет Work5.


Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией. Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Объект: фонематическое восприятие. Предмет исследования: особенности развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Целью нашего исследования является изучение особенностей развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: предполагаем, что формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий: 1) проведение систематической работы по формирования фонетико – фонематических процессов у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи; 2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия; 3) реализация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи; 4) разработка рекомендаций по работе с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи: - провести рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями речи; - изучить общие и специфические особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи; - подобрать средства и методы, по коррекции и дальнейшему развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - рассмотреть методику и организацию исследования; - провести анализ и интерпретация результатов исследования; - составить картотеку игр и упражнений для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы исследования: комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация), эмпирические методы (тестирование) и методы обработки данных (качественный и количественный анализ данных). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Изучены и проанализированы существующая теория и практика особенностей формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематической недоразвитостью, а также работы известных ученых в области психологии, педагогики и логопедии. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие представляет собой искусственный звуковой анализ, лежащий в основе процесса овладения грамотой. Нарушение звукопроизношения при ФФН тесно связано с недоразвитием фонематического восприятия у детей, что, в свою очередь, затрудняет овладение правильным фонетическим произношением, формирование навыков звукоанализа и синтеза, а также приобретение грамотность. Признаком фонематического недоразвития у детей этой категории является незавершенность процесса образования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляционными особенностями. Это исследование выявило, что в основе расстройства лежит незавершенное формирование фонематического слуха, задачей которого является распознавание и различение фонем, составляющих слово, сопоставление акустических свойств звуков и принятие решения об истинности фонемы. В связи с незнанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это приводит к непониманию слов. Эти недостатки влияют на правильное восприятие речи как говорящим, так и слушающим. Проведенное исследование доказывает обоснованность выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач. В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные в процессе овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение локализовать положение звука в слове, определять слово слово, умение определять порядок звуков и их количество. Изучено понятие фонетико-фонематического недоразвития как сбоя в формировании произносительного строя речи у детей, сопровождающегося речевыми нарушениями вследствие недостатков восприятия и произношения фонем. Было показано, что FFN проявляется у детей с нормальным интеллектом и слухом в виде: - Замена одних тонов на другие; - Микширование и искажение звуков; - перестановки слоговой структуры слова; - упрощение слоговой структуры слова; - нечетко выраженные лексические и грамматические ошибки. В данной работе определены диагностика письменной речи и методы выявления конкретных орфографических ошибок, их вида и разработаны методические рекомендации для родителей. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: 1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у дошкольников зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся исследований по логопедии показывает, что дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются своей особой спецификой фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний. 2. Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности фонетико-фонематических нарушений, которые заключаются в следующем: фонетические нарушения выявлены у всех детей I и II групп, фонематические нарушения выявлены у всех детей I группы и у 11 детей. дети II группы. У 8 детей I группы нарушены только согласные звуки, у 4 детей нарушены как согласные, так и гласные звуки. У 9 детей II группы повреждены только согласные звуки, у 3 детей фонетические и фонематические нарушения обнаружены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы. Среди нарушений согласных тонов у детей I группы преобладали дефекты свиста, шипения и тонирования [Р, Р'], которые выражались в заменах и искаженном произношении этих тонов; У детей II группы преобладали дефициты свиста, шипения и шума [Р, Р'], которые проявлялись в основном в замещении этих шумов. Большинство детей группы I, которые растут в условиях социальной адаптации, имеют более выраженные фонетические нарушения, чем дети группы II, посещающие детский сад. Без специального коррекционного воздействия ребенок не учится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать тонально-слоговый состав слов, что приводит к стойким ошибкам в овладении письменной речью. Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематической недоразвитостью в дошкольном логопедическом центре предусматривает единство основных направлений и работ: оформление пропущенных и неправильно произнесенных звуков, введение в речь произносимых звуков и развитие навыков произношения. анализировать и синтезировать звуковой состав слов.
Читать дальше
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - 203 с. 2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. 3. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. – С. 513 – 524. 4. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 кн. – Москва : ВЛАДОС, 2007 – 158 с. 5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Аст хранитель", М., 2008. — 668с. 7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000. – 185 с. 8. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с. 9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с. 10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с. 11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. 12. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. 13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с. 14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2016 — 320 с. 15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с. 16. Кириллова Е.В.Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. 17. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях . — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с. 18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. – 366 с. 19. Левина Р.Е. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 322 с. 20. Миронова М.Н. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с. 21. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Логопедия: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с. 22. Стреблева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с. 23. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. 24. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап : пособие для логопеда. - Москва : ВЛАДОС, 2018. - 37 с. 25. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников/ Феникс, 2021. - 215 с. 26. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с. 27. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2-х ч. часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа), - Изд-во «Альфа», 2004. - 87 с. 28. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250 29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. -- М.: МГОПИ, 1993. - 72 с. 30. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)».—— М.: Просвещение, 1989.—223 с 31. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с. 32. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с. 33. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 34. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: Аркти, 2003. – 154 с. 35. Шаховская С.Н. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с. 36. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с. 37. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 38. Бондарева Л.В. Фонематических слух как средство развития аудитивной компетенции: [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/fonematicheskiy-sluh-kak-sredstvo-razvitiya-auditivnoy-kompetentsii. (Дата обращение 16.01.2022) 39. Елизарова Е.Г. Формирование фонематического восприятия у дошкольников: [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=19142996. (Дата обращение 16.01.2022) 40. Кнепман Н.В. Фонематическое восприятие: [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/fonematicheskoe-vospriyatie-uzlovoe-obrazovanie-v-korrektsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolnikov/viewer. (Дата обращение 16.01.2022) 41. Окунева С.А. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников: [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya- fonematicheskogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov/viewer. (Дата обращение 16.01.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Лечение дисбактериоза.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Фармацевтика
курсовая работа
Характеристика приватизации государственного имущества
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image