Введение……...………………………….…………………...…… ……………….….3 Глава 1. Теоретические основы обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации…….. ………………………..6 1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека» ……………………………………………………………………………… 6 1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации …………… …………………………………………12 1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста ……………..18 Глава 2. Практика создания психологопедагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации …………………..32 2.1. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации .. ………………………………………32 2.2. Создание психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации…………………38 2.3. Результаты мониторинга адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации …………… …………………………………………48 Заключение………………………..………………….…………. ……………………55 Список использованных источников…… …………………………………………. 58 Приложения

Психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
92% уникальность
2022 год
47 просмотров
Жукова О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……...………………………….…………………...…… ……………….….3 Глава 1. Теоретические основы обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации…….. ………………………..6 1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека» ……………………………………………………………………………… 6 1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации …………… …………………………………………12 1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста ……………..18 Глава 2. Практика создания психологопедагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации …………………..32 2.1. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации .. ………………………………………32 2.2. Создание психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации…………………38 2.3. Результаты мониторинга адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации …………… …………………………………………48 Заключение………………………..………………….…………. ……………………55 Список использованных источников…… …………………………………………. 58 Приложения
Читать дальше
Адаптация представляет собой процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям. Вопросы адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Актуальность их не ослабевает, что отраженно, прежде всего, с введением новых требований дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нормативных актах подчеркивается ответственность дошкольной образовательной организации (далее ДОО), в частности, за социализацию и социальную адаптацию ребенка в образовательной организации, что связано со многими аспектами современной жизни: изменился детский сад, изменились взгляды на обучение, и т.д. Вместе с тем в связи с поступлением ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития. Ребенок впервые включается в систему общественного воспитания, что сопряжено с определенными трудностями как овладении им правилами и нормами поведения, так и в выстраивании отношений с педагогами и сверстниками. Большинство проблем, с которыми сталкивается ребенок раннего возраста при поступлении в детский сад можно решить только при активном и деятельном участии педагогов, в частности через целенаправленное создания психолого-педагогических условий в рамках основной образовательной программы дошкольного образования. Однако, не смотря на широкое обсуждение необходимости создания психолого-педагогических условий адаптации к детей к дошкольной образовательной организации, на практике этот вопрос так и не решен. К настоящему времени накоплены исследования по проблемам адаптации детей в системе образования.


Если вы не знаете, где можно заказать бизнес план в москве , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


Это работы Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Ж. Пиаже, А.В. Петровского и др. В научных работах большое внимание уделяется характеру адаптации детей, факторам психологического благополучия ребёнка в период адаптации, разработке логики протекания адаптационного процесса. Несмотря на это, теоретических работ, посвященных собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО сегодня недостаточно. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, отмечается недостаток работ теоретического и практико-ориентированного характера, вскрывающих особенности образовательной деятельности по обеспечению адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. В связи с этим выделяются противоречия между: – необходимостью целенаправленной организации адаптационного периода для детей раннего возраста к условиям ДОО и отсутствием фундаментальных трудов, раскрывающих специфику данного процесса для дошкольной педагогики; – объективной потребностью социума и индивидов в оптимальной адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО и недостатком практико-ориентированных разработок в области создания психологопедагогических условий для обеспечения этого процесса. Проблема исследования заключается в выявлении и проектировании психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации детей раннего возраста условиям ДОО. Объект исследования: адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической апробации содержания психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к ДОО. В соответствии с объектом, предметом, целью работы в ходе исследования стоят следующие задачи. 1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека». 2. Проанализировать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. 3. Проанализировать образовательные программы для детей раннего возраста. 4. Определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. 5. Разработать план работы для реализации психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. 6. Проанализировать результаты мониторинга адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования. Можно предположить, что применение комплекса мер, предложенных авторами, положительно повлияет на процесс адаптации дошкольников. В ходе исследования наше предположение может как подтвердиться, так и быть опровергнутым. Для решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, проектирование, количественный и качественный анализ фактического материала. Эмпирические методы: опрос, наблюдение, обобщение педагогического опыта. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывает стресс. Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему. В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д. Адаптация - это привыкание или приспособление организма к новой среде. Для ребенка детский сад, несомненно, остается неизвестным пространством, с новой средой и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением и даже перенапряжением психических и физических сил. Адаптация ребенка к новым социальным условиям иногда бывает очень болезненной. Происходит серьезная перестройка его отношений с людьми, нарушаются обычные формы жизни, происходит резкое изменение условий существования, которое часто сопровождается сильными эмоциями, снижением речевой и игровой деятельности. Часто влияет на здоровье ребенка, отсутствие родственников, наличие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Практически половина современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка. Чтобы привыкание ребёнка к ДОО было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. В данной работе мы изучили организацию периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Для успешной и безболезненной адаптации в детском саду должна быть прописана программа работы с ребенком на данный период. В программе «Первые шаги» выделен и проработан период адаптации ребенка. Подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивается ребенок, родители и педагоги, проанализированы факторы, определяющие характер адаптации ребенка, даны советы как преодолеть сложности адаптации. Для оценки адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО целесообразно проводить мониторинг процесса по следующим критериям физиологический; эмоциональный; социальный. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. В ДОУ были созданы психологопедагогические условия для детей раннего возраста в период адаптации. Благодаря чему были получены положительные результаты в этом процессе. Это позволило целенаправленно построить процесс работы с детьми в рамках педагогического процесса. В рамках опытно-поисковой работы деятельность воспитателей, обеспечивающих процесс адаптации детей к условиям ДОО включала:  работу по созданию и поддержанию педагогической среды, способствующей успешной адаптации ребенка;  ведению мониторинга индивидуального развития ребенка в процессе адаптации к ДОУ и разработка на этой основе индивидуальной работы;  согласованию воспитательных взаимодействий семьи и ДОУ в процессе обеспечения новых для ребенка обстоятельств жизнедеятельности. В ходе опытно-поисковой работы были получены данные, подтверждающие эффективность такого подхода. Данная научно-исследовательская работа не является исчерпывающей, поскольку проблема адаптации детей к условиям ДОО комплексная. Ее решение, в частности, предполагает разработку содержания, форм и методов работы с детьми в разных видах деятельности как совместной с взрослыми, так и самостоятельной. Только такая организация жизни ребенка в ДОО приведет к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволит сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.
Читать дальше
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2017. 176 с. 2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 6. 189 с. 3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2019. – № 5. 210 с. 4. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – М. : Медицина, 2017. 304 с. 5. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2019. – 250 с. 6. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. – М. : АСТПРЕСС, 2017. 417 с. 7. Батюта М.Б., Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / М.Б. Батюта, Е. А. Семенова // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL ://web.snauka.ru/issues/2016/08/70633 (дата обращения: 16.12.2021). 8. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2016. 236 с. 9. Вавилова, И.Н. Механизмы социально-личностного развития дошкольника [Электронный ресурс] / И.Н. Вавилова //Теория и практика общественного развития. Международный научный журнал. 2020. – № 1. http:http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/1/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/vavilova.pdf - Загл. С экрана. – Яз. рус., англ. (Дата обращения: 07.12.2021). 10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. – М. : Просвещение, 2017. –450 с. 11. Варпаховская, О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество [Текст] / О. Верпаховская // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 1. 350 с. 12. Васюкова, Н. Е. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности [Текст] / Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина // Детский сад от А до Я. – 2014 – № 6 (12). 59 с. 13. Величко, М. Психологическая адаптация [Электронный ресурс] / М. Величко // 27 Февраль 2020. URL://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialnopsikhologicheskaya-adaptatsiya.html (Дата обращения: 25.12.2021) 14. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2018. 310 с. 15. Вершинина, Н. Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] : справочно–методические материалы / Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. – Издательство «Учитель», 2010 – 111 с. 16. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.– М. : Просвещение, 2016. 223 с. 17. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Педобщество, 2017. 240 с. 18. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М. : Просвещение: учебная литература, 2016. 340 с. 19. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / под ред. Павловой Л. Н. – М. : Просвещение, 2016. 210 с. 20. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 2017. 224 с. 21. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2017. 178 с. 22. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. :ТЦ Сфера, 2015. 128 с. 23. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. – СПб. : Питер, 2012. 176 с. 24. Диагностика в детском саду [Текст] / Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов - на - Дону, Феникс , 2014. 275 с. 25. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская. – М. : Издательство Перо, 2015. 192 с. 26. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Научно-методический электронный журнал «Концепт» / А. А. Житникова. – 2015. – Т. 10. 230 с. 27. Зубова, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. 123 с. 28. Коротаева, Е. В. Проблемы создания эмоционально-развивающей среды в ДОУ [Текст] / Е. В. Коротаева, Л. А. Максимова // Начальная школа До и После Плюс Миниус. – 2007. - № 5. 95 с. 29. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1.146 с. 30. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. 170 с. 31. Луговская, А. Ребенок без проблем! Решебник для родителей [Текст] / А. Луговская, М. М. Кравцова, О. В. Шевнина. – М. : Эксмо, 2018. 352 с. 32. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. – С-Петербург. – М. : Речь, 2012. 238 с. 33. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями [Текст] / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. 130с. 34. Муссен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / П. Муссен и др., пер. с англ. – М. : Просвещение, 2017. 156 с. 35. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 2015. 286 с. 36. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Е. Г. Пилюгина. – М. : Мозаика Синтез, 2014. 415 с. 37. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка [Текст] / Е. О. Севастьянова. – М. : ТЦ Сфера , 2016. 235 с. 38. Сидоркина, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Т. Ю. Сидоркина. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. 92 c. 39. Смирнова, Е. О Ребёнок-взрослый-сверстник [Текст] : методическое рекомендации / Е. О. Смирнова. – М. : Изд-во МГППУ, 2018. – 315 с. 40. Старош, А. Ю. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста [Текст] / А. Ю. Старош // Школьный логопед. – 2014. - № 1. 189 с. 41. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3-4. 283 с. 42. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : «Академия», 2017. 336 с. 43. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : «Академия», 2018. 368 с. 44. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду [Текст] / Т. И. Чиркова. – М. : ЮНИТИ, 2017. 290 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Стиль руководителя и его влияние на коллектив
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел
Количество страниц:
46
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Правоохранительные органы
курсовая работа
Тенденции развития малого предпринимательства в России
Количество страниц:
35
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image