Введение 3 1.Россия и Европа в творческом сознании И.С. Тургенева. 8 2. Система персонажей в романе «Дым» как способ отражения представлений о России и Европе 12 Заключение 25 Список литературы 28

Россия и Европа в романе И.С. Тургенева «Дым»

курсовая работа
Литература
28 страниц
73% уникальность
2022 год
24 просмотров
Хлебников А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1.Россия и Европа в творческом сознании И.С. Тургенева. 8 2. Система персонажей в романе «Дым» как способ отражения представлений о России и Европе 12 Заключение 25 Список литературы 28
Читать дальше
Иван Сергеевич Тургенев ‒ великий русский писатель, поэт и драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук, почетный доктор Оксфордского университета, почетный член Московского университета. Художественные произведения Тургенева ‒ лирика, драмы и проза ‒ вошли в золотой фонд мировой культуры. Изучение творчества и биографии И.С. Тургенева неоднократно привлекало отечественных и зарубежных исследователей.


Если вам нужен бизнес план заказ на него можно оформить на сайте Work5.


Этим занимались такие специалисты, как Б. Зайцев , Г.Э. Винникова , Е.И. Кийко и многие другие. Писателю удалось создать ряд знаменитых литературных образов, и сюжеты его произведений используются смежными видами искусств до сих пор. В чем особенно, на мой взгляд, преуспел Тургенев-художник, так это в том, что язык его стал образцом литературного русского языка наряду с языком А.С. Пушкина. Особенность «тургеневского» языка в его изяществе, точности, необыкновенной чистоте и выразительности. Описание пейзажа, создание портрета, диалоги, авторские отступления – все выражено такими словами, какие единственно могли подойти. Из биографических фактов о Тургеневе мы знаем, что он много времени проводил в Европе, а позже переехал туда жить. Тому было много причин, прежде всего личных. В одном из самых известных произведений И.С. Тургенева – стихотворении в прозе «Русский язык» ‒ есть такие строки: «Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» Стихотворение датировано 1882 годом, когда писатель давно обосновался в Европе, но в России осталось его сердце, его дом, сложные отношения с русским читателем, напряженные отношения с издателями, писателями (Разрыв с «Современником», Н.А. Некрасовым, Л.Н. Толстым, И.А. Герценом, Ф.М. Достоевским, М.А. Бакуниным). Жизнь была разделена этой границей до самой смерти Тургенева. Европа «вошла» в жизнь Тургенева вскоре после рождения, когда он стал получать образование, как дворянский мальчик того времени, ‒ сначала домашнее с гувернерами-иностранцами, потом в пансионах Вейденгаммера и И.Ф. Краузе, Московском, а позже Петербургском университет. В 1837 г. Тургенев отправился в путешествие по Европе, обосновался в Германии, посещал Берлинский университет, в котором изучал античную литературу и древние языки, немецкую классическую философию. В 1841-1844 гг. Тургенев провел в России, служил в Министерстве внутренних дел. В столице произошла судьбоносная встреча с Полиной Виардо в 1843 году, после которой он не мог надолго оставить оперную певицу. Постепенно писатель стал больше времени жить в Европе, подружился с Чарльзом Диккенсом и Уильямом Теккереем, Виктором Гюго и Жорж Санд, Проспером Мериме и Теофилем Готье, Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, Эрнестом Ренаном и Анатолем Франсом, П. Лавровым, П. Кропоткиным, Г. Лопатин многими другими . Своим настоящим призванием в Европе Тургенев считал свою деятельность по признанию русской литературы зарубежными читателями. Для этого он сам переводил русских писателей, помогал переводчикам, составлял предисловия к зарубежным изданиям. Последние романы Тургенева «Дым» (1867) и «Новь» (1877) соотечественники называли «европейскими». В Буживале в августе 1883 года Иван Сергеевич Тургенев скончался. В сентябре его тело было доставлено в Петербург, после чего было похоронено на Волковом кладбище. До сих пор творчество Тургенево любимо читателями и представляет интерес для исследователей. Настоящая работа посвящена рассмотрению и анализу образов России и Европы в романе И.С. Тургенева «Дым». Роман И.С. Тургенева был написан в 1867 году и стал пятым по счету романом писателя. Он был опубликован в журнале М.Н. Каткова «Русский вестник». Роман был встречен по-разному, так что автор констатировал: «…меня ругают все — и красные, и белые, и сверху, и снизу — и сбоку…» . Не понравился роман Л.Н. Толстому, который писал: «В „Дыме“ нет ни к чему почти любви и нет почти поэзии. Есть любовь только к прелюбодеянию легкому и игривому, и потому поэзия этой повести противна» . Многие комментаторы видели в «Дыме» подтверждение того, что за годы заграничной жизни Тургенев утратил связь с действительностью послереформенной России. Так, Д. Мирский характеризует «Дым» как «самый плохо построенный из его романов», где «прекрасная любовная история, которая нашпигована разговорами, постоянно прерывающими ее течение; к персонажам эти разговоры не имеют никакого отношения, это просто диалогизированные журнальные статьи на тему о том, что вся мыслящая и образованная Россия не более чем дым. Если убрать публицистическую составляющую, то «Дым» не уступает лучшим повестям Тургенева 1850-х гг.» . Положительно оценил роман П. В. Анненков (в статье «Русская современная история в романе И. С. Тургенева „Дым“») . Это произведение неоднократно становилось предметом изучения исследователей. Например, Д. Мирский анализировал особенности сюжета и систему персонажей в их исторической обусловленности, исследовательница Г. Э. Винникова рассматривала идейную составляющую романа, связывая ее с философией Герцена и Огарева, И. Векслер изучал связь романа «Дым» с политической обстановкой в России и Европе на фоне событий конца XIX века . Актуальность работы заключается в том, что художественный материал произведений И.С. Тургенев представляет большие возможности для его комментирования, изучения и анализа в новых ракурсах. Учитывая особенности современной мировой интеграции культур, возникает интерес и потребность изучить историю этого вопроса, обратившись в классической литературе. Цель работы: рассмотреть и проанализировать образы России и Европы в романе И.С. Тургенева «Дым». Задачи работы: выявить ряд композиционных элементов, важных для раскрытия темы работы; обозначить важные для анализа средства художественного выражения и проанализировать их; сравнить и проанализировать образы главных героев, определить их значение в художественной структуре текста. Методы исследования: историко-типологический, культурно-исторический. Структура работы: данная работа состоит из Введения, двух глав основной части, Заключения и Списка литературы.  

Читать дальше
Художественные произведения Тургенева давно стали классикой мировой культуры. Изучение творчества и биографии И.С. Тургенева неоднократно привлекало отечественных и зарубежных исследователей. В данной работе была рассмотрена и проанализирована система персонажей романа И.С. Тургенева «Дым», которая стала воплощение авторского видения образов России и Европы. Для этого были выявлены и исследованы образы главных героев и их взаимоотношения в художественной структуре текста. В результате исследования были сделаны следующие выводы. И.С. Тургеневу казалось неправильным противопоставлять Россию и Запад, он считал, что общество и там и здесь наделено одними и теми же пороками, но путь к спасению, возможно, будет в создании единого цивилизованного общества, так называемого «образованного класса». Название романа «Дым» глубоко символично. Значения слова «дым» использованы автором едва ли не полностью. Дым стал аллегорией всего преходящего: любви, тоски, мира, болезни и т.д. В итоге дым обретает экзистенциальное значение. В сложном философском романе Тургенева «Дым» система персонажей выполняет важнейшую функцию в реализации идеи художественного произведения. Главный герой Григорий Литвинов – молодой русский помещик без особых политических взглядов и его глазами показаны две группы персонажей, в лице которых автор иронически изображает сторонников патриархальной России и их противников. Оба этих общества стали объектом насмешек. Глупые и крикливые пустые праздные люди не могут быть полезны ни России, ни Европе. Они, как перекати-поле, перемещаются по миру, бесцельно и бесполезно. Так автор выражает свою убежденность в том, что неважно быть россиянином или европейцем, возрождать общину или стремиться к комфортной и роскошной жизни – главное, быть цивилизованным человеком: просвещенным, деятельным, неравнодушным к истории и обществу. Таких героев нет ни у Губарева, ни у генерала Ратмирова. В конце работы были рассмотрены образы Литвинова, Ирины и Татьяны. Отчасти отношения между этими героями служат выражением авторского отношения к проблеме Россия – Европа внутри романа. В отличие от Ирины, Татьяна и Литвинов ищут покой и утешение в созидательной жизни: строительство фабрики, работа в имении, устройство школы и врачебная деятельность – занятия, которые направлены на общее благо оказывают благотворное влияние на самих персонажей. Поэтому в финале Литвинов и Татьяна соединяются для дальнейшего совместного пути. Анализ системы персонажей романа «Дым» как композиционного элемента художественного произведения дает возможность выявить авторское понимание образов России и Европы. Выраженного прямого конфликта нет, но некоторое противопоставление персонажей, их полярные убеждения, их сюжетная судьба в финале могут свидетельствовать о том, что хотел донести автор. В романе «Дым» Россия и Европа плотно и прочно переплелись на разных уровнях. Самый очевидный – сюжетный уровень, когда на европейском курорте собралось русское общество, которое внутри поделено на группы. Эти группы спорят внутри себя, имеют свои границы, достаточно замкнуты. Внешняя среда представлена живописными видами, сценами пеших или конных прогулок. Второе соединение России и Европы – внутри персонажей, которые по большей части европейски образованы, свободно говорят по-французски, по-немецки, путешествуют, посещают театры и банки и чувствуют себя спокойно и уверенно, как дома. Следующим примером использования связи Россия – Европа будет мировоззрение Потугина, которое неравноценно разделяет любовь к России и преклонение перед Европой. Итак, в отсутствии прямого конфликта в наличии – тесная неразрывная связь образов России и Европы, что является подтверждением авторского убеждения, что главное – цивилизованный образованный человек.  
Читать дальше
1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений в 30 тт. / Тургенев И.С. –– М. – Наука. – 1978 – Т. 7. – 562 с. 2. Тургенев И.С. Письмо А.И. Герцену / Письма К. Д Кавелина и И.С. Тургенева к А.И. Герцену». – Женева. – 1892 – 252 с. 3. Анненков П.В. Русская современная история в романе И.С. Тургенева "Дым"// "Вестник Европы", 1867. No 6. 4. Богословский Н. В. Тургенев / Н. Богословский. —М. – Молодая гвардия. – 1959 — 416 с 5. Векслер И. И. И. С. Тургенев и политическая борьба шестидесятых годов. – Л. – Изд-во АН СССР – 1934 – 96 с. 6. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия/ Винникова Г.Э. – М. – Сов. Россия. – 1986 – 413 с. 7. Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. / Генерпалова Н.П. — СПб. – РХГИ. – 2003 — 584 с 8. Герцен А.И. Концы и начала. / Герцен А.И. Сочинения в 2 тт. Том 2. – М. – Мысль. – 1986 – 654с. 9. Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. / Гершензон М.О. – М. –Товарищество «Книгоиздательство писателей в Москве». – 1919 –170 с. 10. Дессе Р. Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым. — М. –Текст. –2009 — 317 с. 11. Житова В. Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева / Житова В.Н. — Тула. — Тульское книжное издательство. —1961 — 175 с. 12. Зайцев Б. Жизнь И.С. Тургенева/ Зайцев Б. – Париж. – YMKA-PRESS – 1949 – 262c. 13. Кийко Е.И. Комментарии к роману «Дым» // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений в 30 тт.– М. – Наука. – 1978 – Т. 7. – с. 508-560. 14. Кожина Н.М. Заглавие художественного произведения: Структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX – XX вв.)/ Кожина Н.М. – Автореф. дис. канд. филол. наук. – М. – 1986 – 23 с. 15. Лебедев Ю. В. Тургенев / Ю. Лебедев. — М. – 1999 — 608 с. 16. Лотман Л. М. Драматургия И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т / Под ред. Баскакова В. Н. — 2-е издание. — М. — Наука. —1979 — Т. 2. — С. 529—560. 17. Маркович В. М. Ч. 2: М-Я / Тургенев, Иван Сергеевич // Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч / под ред. П. А. Николаева. — М. — Просвещение. — 1990. — С. 314—326. 18. Мирский Д. С. Тургенев // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd. – 1992. — 882 с. 19. Полякова Л. И. Повести И. С. Тургенева 70-х годов. / Полякова Л.И.— К. — Наукова думка. —1983. — 189 с. 20. Поспелов Г. Н. Тургенев // Литературная энциклопедия. — М. —Художественная литература. —1939 — Т. 11. — С. 419—439 21. Смеловский О.Н. Принципы символообразования в романе Тургенева «Дым» // Творчество И.С. Тургенева: Сб. науч. трудов. – Курск. –1984 – 211 с. 22. Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. — М. – Сов. писатель. – 1958. — 435 с. 23. Чернов Н. М. Провинциальный Тургенев / Чернов Н.М. — М. – Центрполиграф. – 2003 — 425 с. 24. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева / Шаталов С.Е. — М. – Наука. – 1979 — 312 с. 25. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. – М. – 2000. – 598 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Saudi Aramco. Текущее состояние и сделки по поглощению/слиянию
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
реферат
Исследование зарубежного и отечественного опыта обеспечения электротранспорта инфраструктурными объектами
Количество страниц:
15
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Транспорт
курсовая работа
Проблемы законности: понятие, принципы, гарантии
Количество страниц:
40
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image