Введение 3 Глава I Теоретико – методологические основы изучения физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 7 1.1. Понятие физиологических итераций………………………………...…..….7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика группы детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 10 1.3. Методы изучения речи у детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 13 Выводы по 1 главе 14 Глава II Экспериментальное изучение физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 15 2.1. Организация и методика исследования детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 15 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 21 Выводы по 2 главе 29 Глава III Организация коррекционной работы для детей возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 27 3.1 Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 31 3.2. Анализ результатов коррекционной работы 40 Выводы по 3 главе 46 Заключение 47 Приложение 51

Физиологические итерации у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
74% уникальность
2022 год
28 просмотров
Загуменникова Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I Теоретико – методологические основы изучения физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 7 1.1. Понятие физиологических итераций………………………………...…..….7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика группы детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 10 1.3. Методы изучения речи у детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 13 Выводы по 1 главе 14 Глава II Экспериментальное изучение физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 15 2.1. Организация и методика исследования детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 15 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 21 Выводы по 2 главе 29 Глава III Организация коррекционной работы для детей возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 27 3.1 Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи 31 3.2. Анализ результатов коррекционной работы 40 Выводы по 3 главе 46 Заключение 47 Приложение 51
Читать дальше
Случается так, что вдруг ребенок начинает говорить как- то не так: «Не-не-не буду есть суп!». На сердце любого родителя становится тревожно, потому что каждый человек в процессе общения сталкивался с заикающимися людьми, и представляет себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. Как разобраться в сложившейся ситуации. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» речи, или на научном языке, физиологическими итерациями. Оба речевых недостатков очень похожи в проявлениях. Общее у них - нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, так как от этого будет зависеть содержание коррекционной работы, проводимой логопедом.


Многих не устраивает цена реферата по финансовому менеджменту на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


Чтобы разобраться, чем заикание отличается от физиологических итераций, необходимо рассмотреть оба понятия. Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в младшем дошкольном возрасте. Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. М. Зееман и другие авторы видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, отмечают, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей [6]. А. Гуцман, Э. Фрешельс, М.И. Пайкин считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению ученых, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее возникают и побочные аффективные состояния, запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей. В работах Доротти, Дейвиса, Джонсона, Десперта описывается, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи в возрасте от 2-х до 5 лет. Эти повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью [7]. Физиологические запинки, повторения в речи являются следствием того, что развитие мышления опережает развитие речевых возможностей ребенка. Речевые возможности детей дошкольного возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Так как ребенок уже многое понимает, еще больше хочет знать, то вся его деятельность и общение с окружающим миром сопровождается высоким эмоциональным подъемом. Поэтому речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и построения фраз для выражения мысли, разбросанностью, хаотичностью. Особого внимания требует изучение нарушения темпо-ритмической организации речи. Это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при минимальных расстройствах и общем недоразвитии речи III уровня. Эти единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи. У детей может отмечаться ускорение темпа речи, сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Следовательно, темпу и ритму формирующейся речи следует уделять достаточно большое внимание, как и при итерациях. В связи с вышесказанным, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Физиологические итерации у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи». Теоретико-методологические основы исследования составили работы Л. С. Волковой, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцева, Г. А. Волковой, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, В.И. Селиверстова, Ю. И. Кузьмина, Г. А. Коробкова, И. Ф. Павалаки, Ю. А. Флоренской, В. С. Кочергина М. Зееман, И. Беляковой, Е.А. Дьяковой [4]. С учетом вышеизложенного, в курсовой работе была сформулирована проблема исследования: условия, влияющие на возникновение физиологической итерации (заикания) у детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить причины физиологических итераций у детей дошкольного возраста, связанных с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. Объект исследования: дети дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. Предмет исследования: причины физиологических итераций детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что специально организованная коррекционная деятельность по развитию психомоторики у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи будет препятствовать развитию физиологических итераций. Актуальность исследования, обозначенные цель, объект и предмет позволили сформировать ряд задач: - изучить психологические основы физиологических итераций; - рассмотреть психолого-педагогическую характеристику группы детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - раскрыть особенности возникновения физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - изучить методики развития психомоторики у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - выявить динамику физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - разработать рекомендации для родителей, в которых описать порядок действий в случае наблюдения у детей физиологических итераций. Методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных; изучение логопедического опыта; диагностические, методы обработки данных. Структура курсовой работы: введение, три главы: I – «Теоретико – методологические основы физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи»; II – «Экспериментальное изучение особенностей физиологических итераций у детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи», III – «Организация коррекционной работы для детей возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи»; заключение, список использованной литературы, приложения.

Читать дальше
Устранение нарушений темпа и ритма речи у дошкольников - одна из важнейших задач преодоления разнообразных нарушений речи. От её своевременного решения зависит преодоление нарушений темпо-ритмической организации речи в структуре дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании и других нарушений. В первой главе проведён анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и сделаны следующие выводы: Наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание. Немаловажным является обращение внимания на появление у детей 2-5 лет физиологических итераций. При своевременной коррекции, грамотном поведении окружающих ребенка взрослых, необходимо предотвратить появление заикания. Методика обследования темпо-ритмической стороны речи учитывает возраст детей и структуру речевого дефекта. Выделяют 2 этапа логопедического обследования: обследование темпа речи и обследование ритма речи. В логопедическом заключении необходимо указать: наличие речевых нарушений; форму заикания, темп речи (ускоренный, замедленный, скороговорение, наличие тахилалии, брадилалии), сопутствующее заиканию нарушении речи: дислалии, стертые формы дизартрии, общее недоразвитие речи, состояния моторных функций, выраженные психические симптомы заикания, также происходит учет индивидуально-психологических особенностей ребенка. Коррекционная работа по преодолению темпо-ритмических нарушений проводится согласно структуре речевого дефекта и уровню психологического развития детей. Развитие темпо-ритмических способностей способствует общему развитию речи, умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не в меньшей степени помощь нужна их родителям. В ходе изучения опыта логопедической работы доказано, что специально организованная коррекционная деятельность по развитию психомоторики у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи препятствует развитию нарушений речи, в том числе физиологических итераций. Поставленные задачи в ходе работы были решены, а гипотеза доказана.  
Читать дальше
1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А.. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с. 2. Горяинова О.В. Развитие психомоторики у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование нетрадиционных методов терапии в логопедической работе // Описание опыта практической работы. - п. Ивня, Белгородская область, 2013 г. 3. Закарян С.А. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению нарушений темпа и ритма речи у детей дошкольного возраста // Авто реферат бакалаврской работы. – Балашов, 2016. 4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 5. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с. 6. Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., «Просвещение», 1972. 160 с. 7. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. 4-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с. 9. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. — М.: В.Секачев, 2005. — 128 с. 10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил. 11. Южакова, М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М. Э. Южакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27695/ (дата обращения: 25.12.2021). 12. Запинки в речи. - URL: https://www.krasotaimedicina.ru/symptom/speech/hesitation (дата обращения: 25.12.2021). 13. А.В. Филатова, логопед ОПСиД СРЦН «Ивантеевский «Теремок» - URL: http://inivanteevka.ru/novosti/materinstvo-i-detstvo/v-rechi-rebyonka-poyavilis-zapinki-chto-delat (дата обращения: 25.12.2021). 14. Ступникова И.О. НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024333 (дата обращения: 26.12.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Феномен руководства в социально-психологических исследованиях.
Количество страниц:
22
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная психология
дипломная работа
Личностные и социальные детерминанты психического выгорания
Количество страниц:
70
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Влияние смены власти в Афганистане на политическую ситуацию в США, странах Европы и Среднего Востока в 2021 – 2022 годах
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image