Введение 3 Глава 1. Особенности применения авторской пунктуации в художественных текстах 5 1.1. Понятие авторской пунктуации 5 1.2. Особенности идиостиля М. Цветаевой 7 Глава 2. Роль авторской пунктуации в поэзии М. Цветаевой 10 2.1. Авторская пунктуация как элемент поэтики М. Цветаевой 10 2.2. Особенности использования авторского тире в поэзии Цветаевой 11 Заключение 22 Список литературы 25

Авторские знаки препинания в творчестве Марины Цветаевой

курсовая работа
Литература
25 страниц
80% уникальность
2021 год
79 просмотров
Солямина Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Особенности применения авторской пунктуации в художественных текстах 5 1.1. Понятие авторской пунктуации 5 1.2. Особенности идиостиля М. Цветаевой 7 Глава 2. Роль авторской пунктуации в поэзии М. Цветаевой 10 2.1. Авторская пунктуация как элемент поэтики М. Цветаевой 10 2.2. Особенности использования авторского тире в поэзии Цветаевой 11 Заключение 22 Список литературы 25
Читать дальше
Марина Цветаева вошла в историю русской литературы как поэт-экспериментатор. Ее узнаваемый стиль, насыщенный живыми рифмами, эмоциональной речью и нерегламентированной правилами русского языка постановкой знаков препинания, помог ей передать диапазон чувств и найти путь к сердцам нескольких поколений читателей. Марина Цветаева — настоящий феномен русской литературы.


Большинство студентов не знают где заказать написание дипломной работы по финансам и кредиту. А мы вам подскажем! Заказывайте диплом в Work5!


Ее произведения отличает неповторимый стиль изложения, необычные формы и авторская пунктуация. Стихотворения Цветаевой отличаются живостью речи, эмоциональностью слога, а также сбивчивой манерой написания текста, который читается на одном дыхании. Несмотря на многочисленные работы, посвященные жизни и творчеству поэтессы, многие вопросы остаются спорными. Один из них — пунктуационное оформление ее поэзии. Нестандартное использование пунктуационных знаков Цветаевой не оставляет сомнения в актуальности этой работы. Более того, пунктуационное новаторство позволяет говорить о индивидуальной поэтике Цветаевой, что определяет актуальность исследования. Предметом исследования является поэзия М.Цветаевой и ее синтактико-пунктуационные особенности. Объектом исследования являются смысловые особенности использования знака «тире» Мариной Цветаевой в стихотворениях, где это не регламентировано нормами русского языка. Целью исследования выбрано изучение, описание и систематизация особенностей употребления Мариной Цветаевой пунктуационных знаков. Для реализации данной цели было поставлено несколько задач: 1) изучить научную литературу по теме; 2) выявить особенности понятия «авторский знак»; 3) описать основные смысловые, экспрессивные функции авторских знаков М. Цветаевой в поэтических текстах; 5) выяснить основные причины использования М. Цветаевой знаков препинания в поэзии. Материалом исследования послужили поэтические произведения М. Цветаевой (22 стихотворения и 3 поэмы). Такой выбор материала обусловлен тремя периодами жизни и творчества поэтессы: начальный (1908 – 1914), борисоглебовский (1914 – 1922) и третий период, связанный с Октябрьской революцией, эмиграцией и последующим возвращением на родину (1922 – 1939). Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении определены тема, актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть работы включает две главы. В первой главе раскрываются теоретические вопросы исследования, дано определение термина авторской пунктуации и представлены основные особенности идиостиля поэтических произведений Марины Цветаевой. Вторая глава посвящена анализу авторских пунктуационных знаков в творчестве М. Цветаевой, а также выявлению основных функций и особенностей излюбленного знака препинания Марины Цветаевой — тире. В заключении описаны основные результаты исследования, выведены общие выводы о специфике и функциях авторской пунктуации Марины Цветаевой. Общее количество страниц — 25. Антиплагиат — 84,42%

Читать дальше
Творчество Марины Цветаевой отличается неповторимым стилем и манерой эмоциональной живой речи. Ее стихотворения отличаются сбивчивым взволнованным повествованием, слова в ее произведениях будто бы нанизываются друг на друга. Этого эффекта ей удалось добиться с помощью использования необычных форм и оформления речи авторской пунктуацией, в частности, употреблением тире. В художественных произведениях Цветаевой этот пунктуационный знак выполняет множество противоположных функций. Тире в цветаевских текстах может служить для создания ритма за счет интонационных пауз или смысловых акцентов. Часто тире заменяет запятые при перечислении однородных членов предложения или обращении, а также употребляется там, где не регламентировано использование знаков препинания. В результате выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы: 1. Пунктуационная система является неотъемлемым механизмом для осуществления коммуникации между читателем и автором. Благодаря такому выразительному средству, как авторская пунктуация, писатели и поэты направляют читателей, подсказывая, где стоит сделать паузы, а где ускорить темп. С помощью использования индивидуальной расстановки знаков препинания мастера слова делают интонационные паузы и смысловые акценты, а также осознанно игнорируют нормы языка, чтобы придать речи живость и эмоциональность. 2. Пунктуация играет важную роль в оформлении синтаксической структуры цветаевского стиха и является чертой ее неповторимого идиостиля. Употребление авторских пунктуационных знаков помогает ей передать предельную уплотненность речи, ритмические перебои, расставить смысловые акценты и добавить экспрессивную окраску простым предложениям. 3. Тире – излюбленный пунктуационный знак Марины Цветаевой, значение которого неоценимо в понимании ее творчества. Цветаева виртуозно использовала его в большинстве своих произведений, наделяя смысловой, синтаксической и экспрессивной функциями. Тире заменяет ей запятые и появляется там, где нет надобности в постановке знаков препинания. С его помощью, она расставляла акценты, помогающие восприятию необычных художественных форм, а также доносила до читателя широкий диапазон эмоций своего лирического героя. Употребление Цветаевой тире своеобразно и инновационно. Даже нормативно использованное тире, где постановка знака оправдана структурным принципом, в текстах поэта начинает выполнять дополнительные функции: ритмико-интонационную, смысловую, выделительную. Нерегламентированным тире в своих произведениях Цветаева заменяет другие знаки, чтобы создать нужный ритм, отразить особый смысл, передать сильные эмоции или акцентировать внимание читателя на данном отрезке текста. Авторское тире в цветаевских текстах оформляет обобщенно-пояснительные отношения между словами; создает интонационно-ритмический рисунок; акцентирует наиболее важное по смыслу слово в высказывании; противопоставляет друг другу смысловые части текста; предваряет неожиданный вывод; фиксирует пропуск целого сюжета; раскрывает содержание образа. Помимо этого, в «Стихах к Пушкину» появляются две новые функции авторского тире: оформление особых отношений между подлежащим и сказуемым и создание особого ритмико-мелодического рисунка. Структурный принцип при постановке авторского тире отодвигается на второй план или вовсе перестает играть роль, уступая место смысловому или интонационному принципу пунктуации. Смысловая, синтаксическая, интонационная функции тире, графическая выразительность этого знака завоевали ему популярность и у других писателей, в произведениях которых тоже встречается индивидуально-авторское, свободное, нерегламентированное употребление тире. Сопоставление ее ранних поэтических текстов с более поздними, позволяет сделать вывод, что наблюдается тенденция к количественному увеличению нормативного и авторского использования этого знака. В более поздний период творчества тире начинает занимать главенствующую позицию среди других знаков препинания. Оно используется для создания особого поэтического языка, неожиданного, импульсивного, эмоционального. Его изобилие в текстах стало характернейшей идиостилевой приметой поэтики М. Цветаевой.
Читать дальше
1. Адмони В. Марина Цветаева и поэзия XX века // Звезда. СПб. № 10. - 1992. - С. 163 — 169 2. Андросова Ф.С. Авторские пунктуационные знаки в художественном тексте: функциональный аспект: дис. ... канд. филол. наук / Ф. С. Андросова. — Якутск, 2014. — 214 с. 3. Артёмова С.Ю. Лирические жанры сегодня: монография / С.Ю. Артёмова. — Тверь: Тверской государственный университет, 2020. — 191 с. 4. Бутов Р.Н. Пунктуационное оформление стихотворения М. Цветаевой «Тебе через сто лет» / Р. Н. Бутов // Язык, коммуникация и социальная среда. — Воронеж: ВГТУ, 2002. — Вып. 2. — С. 182—187 5. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации / Н. С. Валгина. — Москва : Просвещение, 1983. — 175 с. 6. Валгина Н.С. Принципы русской пунктуации. – Москва: Высшая школа, 2006. – 176с. 7. Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М.Цветаевой // Русская речь. 1978. - № 6. - С. 59 — 70 8. Валгина Н.С. Что такое авторская пунктуация? // Русская речь.- 1978.-№1 9. Гришко Ф. Т. Авторские знаки препинания / Ф. Т. Гришко // Русский язык в школе. — 1978. — № 2. — С. 89—91 10. Дударева А.А. Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой. Дис... канд. филол. наук: 10.02.01 — Тверь, 2002. 149 с. 11. Ефимов А. И. Стилистические функции скобок в языке Салтыкова-Щедрина, Рус. яз. в школе. 1946. № 1. - М., 1957. С. 425 - 435 12. Исаева, И. Б. Авторское тире у М. И. Цветаевой / И. Б. Исаева, С. М. Колесникова // Русская словесность. — 2005. — № 8. — С. 67—73 13. Казарин Ю.В. Поэтическое состояние языка. Попытка осмысления.- Екатеринбург; Изд – во Урал. Ун – та, 2002 – с.448 14. Канафьева А. В. Об авторской пунктуации в драматургическом тексте // Средства номинации и предикации в русском языке: межвузовский сборник научных трудов. – М., 2001 15. Кудряшов Ю.В. Авторская пунктуация // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2018.- №1. – С.60 16. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Москва: Мир и образование, 2012. – 704с. 17. Сафронова И. П. Эстетическая функция пунктуации в поэзии М. Цветаевой : дис... канд. филол. наук / И. П. Сафронова. — Ижевск, 2004. — 247 с. 18. Цветаева М. И. Сочинения : в 2 т. / М. И. Цветаева. М. : Худ. лит., 1988. Т. 1: Стихотворения, 1908-1941. Поэмы. Драматические произведения. – 719 с. 19. Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. Москва : Изд. Академии Наук СССР , 1955. – 400с. 20. Шевеленко И. По ту сторону поэтики. К характеристике литературных взглядов М.Цветаевой // Звезда. СПб., 1992. - № 10. - С. 151 — 161
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Лексические и грамматические ошибки в ранних рассказах А. П. Чехова
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Филология
курсовая работа
Языковые и когнитивно-прагматические особенности текстов подкастов (на материале подкастов сайта Scientific American)
Количество страниц:
50
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
реферат
Языковые и когнитивно-прагматические особенности текстов подкастов (на материале подкастов сайта Scientific American)
Количество страниц:
17
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image