Введение 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ 9 1.1 Научные представления о тревожности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии 9 1.2. Причины возникновения и развития тревожности студентов 22 1.3. Тревожность как фактор развития конфликтности студентов 30 1.4. Особенности возрастного периода студенчества 35 Выводы по первой главе 43

Связь тревожности и конфликтности студентов

курсовая работа
Психология
47 страниц
71% уникальность
2021 год
29 просмотров
Лосикова Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ 9 1.1 Научные представления о тревожности и конфликтности в отечественной и зарубежной психологии 9 1.2. Причины возникновения и развития тревожности студентов 22 1.3. Тревожность как фактор развития конфликтности студентов 30 1.4. Особенности возрастного периода студенчества 35 Выводы по первой главе 43
Читать дальше
Одним из условий, определяющих эффективность учебной и профессиональной деятельности студента в вузе, является благоприятный климат в его академической группе, дружеские отношения с однокурсниками и преподавателями. Формирование атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи в группе, а также развитие самой группы - длительный процесс, который тянется во времени. Его отсчет связан с моментом поступления вчерашних старшеклассников в образовательную организацию, а окончания - с завершением учебы в университете. Однако на каждом этапе своей профессионализации в университете студенческая молодежь, каждый из их представителей, должны иметь возможность реструктурировать свое поведение в соответствии с конкретными образовательными, воспитательными и коммуникативными ситуациями, чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие со своими сверстниками и наставниками. Если человек не отличается гибкостью своего поведения, это может привести к межличностным конфликтам, особенно в студенческой среде, что отрицательно сказывается на образовательной успешности будущих специалистов, их физическом состоянии и психическом здоровье. Интерес к проблеме тревожности отражен в работах многих ученых и в отечественной психологии (В. Н.


Студентам интересна цена курсовой работы по юриспруденции. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Астапов, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. М. и др.) И за рубежом (С. Д. Спильбергер, П. Фресс, З. Фрейд, К. Хорни и др.). Они придают большое значение изучению тревожности - универсальной формы эмоционального ожидания неудачи, которая участвует в механизме саморегуляции, помогает мобилизовать умственные резервы и стимулирует поисковую активность. С другой стороны, известно, что тревожность, выходящая за рамки оптимальных значений, отрицательно сказывается на поведении и деятельности человека. Хроническое переживание страха как неравновесного состояния и постоянная готовность к его реализации формируют новое формирование личности - тревожность. Доказано, что переоцененный страх является негативной чертой и негативно влияет на жизнь человека. Тревога как устойчивый признак диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение проблемы тревожности, несомненно, является одним из самых актуальных. В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в практике. От степени ее проявления в определенной мере зависят: и успешность обучения, и особенности их взаимоотношений с педагогами, родителями, одногруппникам, и эффективность их адаптации к новым условиям (В.Р.Кисловская, А.В.Лукасик, А.М.Прихожан и др.). Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы зарубежных (О.Маурер, Р.Мэй, Дж.Тейлор и др.) и отечественных авторов (В.М.Астапов, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.), однако недостаточно полно изучена тревожность учащихся как фактор, влияющий на выбор той или иной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Тревожность можно рассматривать как черту личности, которая проявляется в постоянной тенденции испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые объективно отсутствуют. Для него характерно состояние необъяснимой тревоги, смутное ощущение угрозы, готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Личность, подверженная этому состоянию, постоянно находится в подозрительном и подавленном настроении, ей трудно контактировать с миром, который она воспринимает как пугающий и враждебный. В студенческой среде возникает множество конфликтов, как между учениками, так и между учениками и учителями, родителями и детьми, родителями и учителями. Конфликты возникают как среди школьников младшего возраста, так и среди юношей. Тревожность - один из факторов конфликтного поведения. Многие исследователи и практические психологи обнаружили, что тревога лежит в основе ряда психологических проблем, включая многие нарушения развития, которые служат причиной обращения в службу психического здоровья. Тревога - индикатор «преневротического состояния», его роль играет чрезвычайно важную роль в поведенческих расстройствах. Исследование связи страха с типом поведения в конфликтных ситуациях позволит понять зависимость типа поведения от уровня страха. Степень личностных конфликтов определяется особенностями их самооценки, которая складывается в течение жизни, но наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Напомним доктрину кризисов развития Э. Эриксона и Л.С. Выготского можно предположить, что чувствительная фаза воспитания самооценки - это как раз кризисное время, когда обнажаются основные противоречия между новыми навыками и потребностями ребенка и старой системой взаимоотношений со взрослыми. В зависимости от фундаментального разрешения этого противоречия адекватная или недостаточная самооценка принимает две разные формы, которые впоследствии трудно исправить и изменить. Любые нарушения адекватности системы самооценки подвержены внутренним противоречиям и, следовательно, внутренним и внешним конфликтам. Студенческая среда не свободна от конфликтных ситуаций, здесь возникает много разных проблем. Они могут проходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди студенческого возраста, довольно разнообразны и обширны. Однако стоит отметить, что они больше всего связаны с обучением и личными причинами психологического и социального характера. Люди не реагируют на все ситуации, каждый руководствуется своими принципами, идеалами и убеждениями. Это связано с тем, что движущая сила в мировоззрении студентов принадлежит их идеалам, качественно отличным от идеалов молодежи. Этот этап личностного развития известен как «формирование обобщенного идеала». У человека есть идеалы и убеждения, и он требует от других их соблюдения - это феномен юношеского максимализма. В то же время в учебно-психологической среде высшего учебного заведения существует потребность испытать новые впечатления, получить новый опыт, создать образ для успешного общения с другими и потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить все эти потребности, ученик должен пройти этапы глубокого внутреннего опыта. Молодые люди ищут благоприятные психологические условия для общения, ждут от окружающих искренности, сочувствия и сочувствия, ищут единомышленников - людей, которые могут разделить с ними проблемы студенческой жизни. Однако такое общение среди молодежи часто бывает эгоистичным, потому что желание выразить себя, донести свои проблемы перевешивает интересы и чувства другого человека. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях и, как следствие, к возникновению межличностных конфликтов в студенческой среде. Изучение этого возрастного периода проводили такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие. Студенческий возраст - это этап жизни, который описывает переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, что, с одной стороны, подразумевает завершение физического, особенно полового созревания, а с другой стороны, достижение социальной зрелости. Помимо негативного воздействия на здоровье, поведение и продуктивность, высокий уровень тревожности также влияет на качество социального функционирования человека. Тревожность связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения и приводит к неуверенности в своих способностях к общению. Факторы конфликтности зависят от уровня тревожности. Обучающийся высшего учебного заведения с высоким уровнем тревожности не будет адекватно идентифицировать себя с самим собой, у него будет низкая самооценка, поэтому отношения со сверстниками не будут развиваться легко, у него не будет желания руководства и желания реализовать свои педагогические навыки. В настоящее время увеличилось количество тревожных молодых мужчин и женщин, для которых характерна эмоциональная нестабильность, повышенную тревожность и незащищенность. В целом тревога - это проявление дисфункции человека. Иногда она буквально вырастает в пугающе подозрительной психологической атмосфере в семье, в которой сами родители подвержены постоянным страхам и тревогам. Цель исследования: выявление взаимосвязи тревожности с конфликтностью студентов. Предмет: связь тревожности и конфликтности студентов. Объект: тревожность и конфликтность. Гипотеза: тревожность взаимосвязана с возникновением и развитием конфликтности в студенческом возрасте. Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и конфликтности в студенческом возрасте. 2. Изучить причины тревожности у студентов. 3. Описать особенности студенческого возраста и проявления ими тревожности. 4. Выявить взаимосвязь тревожности и конфликтности студентов. Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; психодиагностические методы - шкала личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика К.Томаса, адаптированная Н.В.Гришиной «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»; метод интервью М.В.Кишко в модификации автора исследования (для выявления типичных конфликтных ситуаций, распространенных в подростковом возрасте); опросник «Конфликтные ситуации в подростковом возрасте», разработанный автором исследования (для определения частоты и интенсивности конфликтных ситуаций у подростков в различных сферах: школа, семья и среда сверстников). Методологическая основа исследования: работы отечественных (В. Н. Астапова, В. К. Вилюнаса, Е. П. Ильина, Н. Д. Левитова, А. М. Прихожан) и зарубежных исследователей (А. Адлера, К. Роджерса, Ч. Д Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни), посвященных проблеме тревоги и тревожности; работы, посвященные особенностям тревожности в разные периоды детства (А. И. Захаров, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей); работы таких авторов как Т.В. Драгунова, И.С. Кон и др., исследующих проблемы развития личности в юношеском возрасте. Исследование было проведено среди студентов 2 и 4 курсов университетов Москвы. Всего приняло участие 140 студентов. Из них 60 студентов – 2 курса (25 юношей, 35 девушек), 80 студентов 4 курса (29 юношей, 51 девушек). Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательным анализом изучаемых категорий; использованием надежных и валидных психодиагностических методик, адекватных цели, предмету и гипотезе исследования; корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных. Научная новизна исследования: - установлено влияние личностной тревожности на возникновение конфликтности; - выявлена зависимость изменение уровня тревожности и конфликтности между разными возрастными группами студентов. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами по выявлению взаимосвязи тревожности и конфликтности студентов; материалы исследования могут быть использованы в методических рекомендациях для педагогов-психологов Вузов по снижению тревожности, эффективному управлению конфликтом, оптимизации межличностного взаимодействия. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта проблема исследования, ее объект и предмет, поставлены цели и задачи. Первая глава раскрывает теоретические аспекты взаимосвязи тревожности и конфликтности студентов. Во второй главе приведено эмпирическое исследование по теме исследования. В заключении сделаны основные выводы. Список литературы представлен 50 источниками.  

Читать дальше
На основе теоретического анализа литературы по проблеме связи тревожности и конфликтности у студентов можно сформулировать следующие выводы: 1. тревожность - это устойчивое личностное образование, характерное для всех людей и необходимое для адаптации к реальности. Наличие тревожности как устойчивого образования свидетельствует о нарушениях личностного развития. Это нарушает нормальную деятельность, полноценное общение. Высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на здоровье, поведении и производительности, а также на качестве социального функционирования человека. Страх связан с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения и приводит к неуверенности в своих способностях к общению. 2. Конфликты - очень сложное социально-психологическое явление. Конфликт определяется как столкновение сторон, мнений. Под конфликтом понимается острейший способ разрешения существенных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в ответной реакции субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. 3. Время юности - время самоопределения, выбора будущей сферы деятельности. Молодые люди начинают чувствовать себя освобожденными от прямой зависимости от узкого круга важных людей (родственников и друзей). В подростковом возрасте формируется не только физическое, но и духовное развитие человека, формируется личность и вся его дальнейшая жизнь. Для него в этом возрасте самое главное - быть понятым, принятым и рассчитанным на его мнение, дать ему возможность выразить себя, рассчитывать на свои эмоции и чувства. Самое главное, чтобы он чувствовал себя важным, общался с людьми, и эти отношения были продуктивными и качественными. Важнейшим психологическим достижением ранней юности является открытие своего внутреннего мира, осознание собственной уникальности, оригинальности и отличия от других. Это открытие напрямую связано с изоляцией личности и воспринимается как ценность для молодых людей. Возраст студенчества - время самоанализа и самоуважения. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции» самого себя, может вызвать у молодого человека внутреннюю неуверенность в себе и иногда сопровождается внешней агрессивностью, хвастовством или чувством непонятности и продолжает играть центральную роль в Развитии и закрепление тревожных состояний как стабильное развитие личности. Проблемы с самосознанием могут привести к усилению беспокойства, которое, в свою очередь, проявляется в противоречивом поведении мальчиков и девочек. А как следствие, нарастающая тревожность в неустойчивой личности находит свой выход в развитии конфликтности, именно в ситуации конфликта тревожный студент пытается найти решение, избежать ситуации, вызывающей беспокойство.  
Читать дальше
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2016. – 144 с. 2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Просвещение, 2018. – 296 с. 3. Александрова, Е. В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения / Е. В. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 403 с. 4. Андреев, В. И. Конфликтология; Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В. И. Андреев. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 236 с. 5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2020. - 376 с. 6. Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2018. – 234 с. 7. Аракелов, Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекция. / Н. Е Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ, сер. Психология- 2018, №1 – С. 18. 8. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт // Психологический журнал. – 2017 – № 2. - с 34-38. 9. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. Н. Астапов // Психологический журнал. – СПб.: Питер, 2012. - №5. – 34-41 с. 10. Астахов, Р. Л. Тревожность как фактор трансформации личности подростка / Р.Л. Астахов // Психология ХХI в.: тезисы междунар. межвуз. науч.- практ. конф. – СПб.: Питер, 2020. – С. 101-110. 11. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2017. - 301 с. 12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с. 13. Вересов, Н. Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе / Н. Н. Вересов. - М.: Флинта, 2016. - 112 с. 14. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. - Мн.: Университетское, 2012. - 318 с. 15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для высших учебных заведений. -2-е изд. испр.и доп./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М.: Академический Проект; Альма Матер, 2019., - 423 с. 16. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : ПИТЕР, 2017. - 464 с. 17. Дмитриев А.В. Конфликтология: / А.В. Дмитриев - Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с. 18. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Изд-во Союз, 2018. – 448 с. 19. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Зравомыслов. - М.: Флинта, 2014. - 563 с. 20. Изард, К. Е. Эмоции человека. / К. Е. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2018. - 954 с 21. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. – М. ВЛАДОС, 2019. – 154 с. 22. Кордуэлл, М. Психология А-Я: словарь справочник. / пер. с англ. К. С Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2013. – 448 с. 23. Крогиус, Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности / Н.В. Крогиус. - Саратов, 2014. – 110 с. 24. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2016. - №1. – С. 44-48. 25. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2015. – 240 с. 26. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. / Г.Ю. Любимова - М.: Педагогическое общество России, 2014. – 342 с. 27. Мэй, Р. Проблема тревоги / пер. с англ. А. Г. Гладкова. –М.: Флинта, 2018. – 432 с. 28. Неймарк, М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. / М. З. Неймарк // Советская педагогика. - 1963 - №5 – С. 38-40. 29. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Владос, 2013. – 1 т. 30. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. – 442 с. 31. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - СПб.: Питер, 2019. – 464 с. 32. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии: учебное пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с. 33. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение - 2002. – 253 с. 34. Прилепских, О.С. Социальная тревожность и ее влияние на межличностные отношения в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования, 2019., - с. 523 35. Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издатель¬ство НПО «МОДЭК», 2019. — 304 с. 36. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – СПб.: Питер, 1998. - № 2. – С. 22-27. 37. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 2018 — 494 с 38. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Просвещение., 2002. – 258 с. 39. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. — 384 с. 40. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2019. – 350 с. 41. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. – М.: Наука, 2014. – 348 с. 42. Социальная психология личности. / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова - М.: Наука, 2000. – 274 с 43. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Тревога и тревожность. Хрестоматия/Сост. и общая редакция В.М. Астапова. -М.: ПЕР СЭ, 2008 44. Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значения для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин // Вопросы психологии. 1963. - №5 45. Уткин Э.А. Конфликтология /Э. А. Уткин. - М.: Экмос, 2003. – 273 с. 46. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 47. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2002. – 390 с. 48. Фром Э. Бегство от свободы / Э. Фром ; пер. с англ. А. Лактионова —М. : АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. - 284 с. 49. Фром Э. Иметь или быть / Э. Фром ; пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 300с. 50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Картины, образы и мотивы в цикле стихотворений О.Мандельштама «Армения»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Литература
курсовая работа
Связь креативности и конфликтности студентов
Количество страниц:
47
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Анализ комплекса маркетинга на предприятии (агентство по созданию контента для социальных сетей
Количество страниц:
60
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image