Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы философии Дж. Локка…………………………………………………4
2. Философские взгляды Г.В. Лейбница…………………………………………5
3. Полемика Дж. Локка с Г.В. Лейбница. Антитезисы и дополнения Лейбница к труду Локка………………………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы……………………………………………..9
Читать дальше
Великие мыслители Дж. Локк и Г.В. Лейбниц пытаются разрешить сложнейшие философские проблемы, например выяснить характер взаимоотношений между чувствами и понятиями.
Лейбниц заметил не полную концептуальность воззрений Локка и постарался показать их слабые места. Чувственные представления, о которых рассуждал Локк, оторваны от понятий, поэтому, они не концептуальны. Он называет их простыми идеями, но само по себе слово «идея» не добавляет рассуждениям Локка концептуальности. В противовес этому Лейбниц, рассуждает о принципах, но их нет. Он не видит возможность извлечения принципов из экспериментальных данных, зафиксированных в качестве чувств. А между тем такой переход есть, что согласуется с воззрениями Локка.
Интересно, что по своим жизненным установкам Лейбниц всегда стремился к гармонии. Решительно возражая Локку, он тем не менее пытается доказать, что они рассуждают об одном и том же. Он явно желал примирения с Локком, но не сумел его добиться. Их обоюдное непонимание заключалось в том, что они разговаривали на различных языках. Локк предпочитал язык чувств, Лейбниц — язык принципов. Оба противопоставляли чувства и принципы. Поэтому, им следовало взять за основу язык теории. Любая теория имеет дело с единством принципов, законов и переменных. При всем отличии Лейбница и Локка они, по сути, стремились к одному и тому же единству. Именно это обстоятельство не учел в должной степени Лейбниц. В итоге он так и не нашел путь примирения с Локком.
Локк редуцирует, сводит понятия к чувствам, Лейбниц чувства понимает как проявление духовности субъекта. Оба поступают сходным образом: для начала чувства и понятийные формы мышления противопоставляются друг другу, а затем это противопоставление полностью преодолевается, одно начинает доминировать над другим. Так рассуждали гении XVII века.
Читать дальше
1. Водолагин А. В.: Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии. - М.: Нестор-история, 2012. - 288 с.
2. Кузнецов. В.Н. Европейская философия XVIII века. - М.: Академический Проект, 2006. – 540 с.
3. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. Сочинения в четырех томах. Том 4. / Пер. с франц и латинск. К. Истомина и Ф. Смирнова. - М.: Мысль, 1989. – 554 с.
4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские сочинения. Т.1./ Пер. с фр. И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1960. – 621 с.
5. Мареев, С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс). - М.: Академический проект, 2004. – 880 с.
6. Философия / под ред. В.Н.Лавриненко. - М.: Юрайт, 2001. – 575 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2000. – 839 с.
Читать дальше