Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека и гражданина на жилище. Безусловно, обеспечение населения жильем – важная социально-экономическая задача нашего государства. В настоящее время при высоком темпе роста жилищного строительства, особенно актуален вопрос нехватки земель. Одним из решений этой проблемы является предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что процесс предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеет пробелы как в законодательном закреплении, так и в части его практической реализации. Это заключается в том, что, например, сроки перевода земель из одной категории в другую, пригодную для жилищного строительства, слишком велики, а процедура – трудоемкая и затратная. Также проблемой для всех участников жилищного строительства является нечеткое определение многих основных понятий: законодательно незакрепленное понятие «многоэтажное строительство», отсутствие понятия «планировка территории». Эта проблема приводит к усложнению процедуры предоставления земельных участков для жилищного строительства.
В соответствии с этим необходимо осуществить следующие действия:
Законодательно закрепить понятия, которые фигурируют в оформлении документов, необходимых для процедуры жилищного строительства;
Упростить порядок перевода земель из одной категории в другую, для того, чтобы создать более выгодные условия для всех участников жилищного строительства. «Процедура самого получения земельного участка, а также процедура перевода земли из одной категории в другую может занимать от 6 месяцев до года, что является невыгодным для инвесторов и всех других участников данных правоотношений»;
Усилить контроль над соблюдением земельного и градостроительного законодательства, чтобы не допускать нарушений, связанных с предоставлением и использованием земельных участков для жилищного строительства. Одним из важных условий является соблюдение сроков, а соответственно контроль над их соблюдением. Сроки рассмотрения, например, ходатайств о перевод земель из одной категории в другую, установлены законодательством, но на практике они могут нарушаться. Причем такие нарушения могут создавать для участников жилищных правоотношений неблагоприятные условия.
Рассмотреть возможность проведения торгов по продаже и предоставлению в аренду земельных участков не только в форме аукциона, но и в форме конкурса, что позволит выбрать вариант наиболее рационального использования земельных участков. В данном случае проведение торгов в форме конкурса может быть более логичным в силу того, что при аукционе основным элементом является цена. В конкурсе же – совокупность фактов: цена, наиболее выгодные и интересные предложения по улучшению земельных участков и благоустройству территорий, в том числе наиболее эффективное размещение объектов жилищного строительства. Для того чтобы выбрать наиболее рациональный и социально- благоприятный вариант застройки территории необходимо ввести ряд обязательных условий, которые должны выполнить участники конкурса. Например, предоставление развернутых схем планировки: создание развитой дорожной инфраструктуры, которые позволила бы обеспечить удобную связь предполагаемого места застройки с другими районами города. Также размещение объектов социального назначения: достаточное количество детских садов, школы и медицинских учреждений.
Также, внести ряд изменений в порядок оценки рыночной стоимости земельного участка, а именно: предложить использование топографической основы кадастра при оценке, проведение отбора исполнителя оценочных работ через конкурс, разработка и утверждение методологии оценки, обеспечение возможности оспаривания кадастрового отчета до его утверждения, введение дисквалификации от работ по кадастровой оценке, применение обязательного анализа социальных и экономических последствий.
Следует усовершенствовать законодательство в сфере предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, что позволит наилучшим образом реализовывать процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства, а также сделает более четким процесс правового регулирования данной процедуры.
В данной работе был рассмотрен земельный участок, находящейся по адресу: г. Санкт-Петербург, Ржевка, Сосновая улица, дом 16, литера А. Данный участок был рассмотрен с целью принятия решение о его развитии. Результаты анализа могут быть полезны для принятия решение об использовании земельного участка владельцам земельного участка, инвесторам и государственным органам власти. В данной работе земельный участок рассматривался как элемент единой системы. Основаниям для принятия управленческого решение служил анализ наилучшего и наиболее эффективного варианта использования земельного участка с учетом анализа рисков.
Анализ земельного участка проводился как условно свободного земельного участка, так и с имеющемся на нем улучшением. Анализ был необходим для выбора варианта использования, при котором использование объект исследования будет юридически обосновано, физически осуществимо, финансово целесообразно и приводить к наивысшей стоимости. Также в данной работе были использованы подходы и методы оценки стоимости объектов недвижимости, в том числе и земельных участков согласно федеральным стандартам. Также были сделаны выводы по собранной информации, применение которых зависит от того, с какой цельной собиралась информации, кому необходима эта информация.
В целом, Ржевка малоперспективный район, однако его можно улучшить строительством жилого дома, что увеличит количество людей в данном районе, а это в свою очередь является одним из условий привлечения инвесторов, что способствует развитию района. Реконструкция же улучшения, находящегося на рассматриваемом земельном участке, уменьшит риски проекта и потребует меньших затрат.