ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ 5
1.1. Возникновение и развитие концепции разделения властей 5
1.2. Органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Организация взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации 20
2.2. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти в Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Проблему власти можно назвать наиболее острой для любого государства. Она затрагивает основные фундаментальные основы активной жизнедеятельности современного общества. Принцип разделения властей, в целом, должен стать основным в формирования конституционной системы различных органов власти. Данный принцип имеет определяющее значение. Он предусматривает постепенное формирование системы так называемых «сдержек и противовесов», он устанавливает компетенцию различных органов триады современной власти.
Разделение властей – демократическая концепция. Она направлена против авторитаризма, тоталитаризма. Однако преувеличение значения разделимости ведет к «разрыву» ветвей, неуправляемости государства. В новых конституциях иногда закреплен не только принцип разделения властей, но и единство государственной власти. Наиболее последовательно принцип разделения властей был реализован при образовании нового государства – Соединенных Штатов Америки.
2. Содержание принципа разделения властей в России характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику – многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и его достижение. Принцип разделения властей, по сути, имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей.
3. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти составляет основу нормативно-правового содержания конституционного принципа разделения властей субъектов Российской Федерации. В режиме взаимодействия соответствующих ветвей власти обеспечивается поиск оптимальных форм организационно-правового обособления и компетенционной самостоятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их согласованное функционирование в режиме реализации единой государственной власти как власти всего населения, проживающего на территории субъекта Федерации.
4. Опираясь на принцип независимости и самостоятельности судебной власти, можно говорить о том, что данный вид власти не подчиняется другим ветвям власти, а именно законодательной и исполнительной власти, но при этом существует не опосредованно от них, а взаимодействует в рамках реализации основных полномочий, которые возложены на судебную власть.
Таким образом, для более полного обеспечения реализации принципа разделения властей в России видится необходимым в дальнейшем минимизировать участие органов исполнительной власти в подготовке законопроектов, обеспечить подлинную независимость органов судебной власти, дополнить Конституцию РФ положениями, которые бы позволили на практике эффективно сдерживать каждую из ветвей власти другими. Качество реализации данного принципа оказывает прямое влияние на гражданско-правовую позицию общества, так как определяет насколько государство соблюдает и защищает права и свободы граждан, формирует у граждан понимание справедливости в деятельности субъектов властных правоотношений.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 45. ст. 7061.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. ст. 6270.
4. Указ Президента РФ от 10.01.1994 № 66 (ред. от 29.11.2004) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №3. ст. 190.
5. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 22 января 1998 г. №2134-II ГД // СПС «Консультант Плюс»
6. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ // СПС «Консультант Плюс»
Научная литература и монографии
7. Глущенко, П.П. Конституционное право России / П.П. Глущенко. М.: Норма, 2019. 320 с.
8. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.П. Марченко. М.: Проспект, 2016. 652 с.
9. Рассказов, Л.П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. М.: Инфра-М, 2018. 480 с.
Периодические издания
10. Азизматзода, Х. Некоторые вопросы взаимодействия судебной власти и парламента / Х. Азизматзода // Государствоведение и права человека. 2017. № 2 (06). С. 59-61.
11. Безруков, А.В. Законодательная власть в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №5. С. 54-57.
12. Володченко, Ю.Н. Принцип разделения властей как основа инструментальной составляющей конституции России: коллизии и реалии национальной и зарубежной практики / Ю.Н. Володченко // Вестник Прикамского социального института. 2015. №1 (69). С. 51-66.
13. Земляк, К.М. Законодательная власть как вид государственной власти / К.М. Земляк // Инновационная наука. 2019. №3-2 (15). С. 44-48.
14. Карпеченко, А.В. О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации / А.В. Карпеченко // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 363-365.
15. Кенс, М.С. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти в РФ / М.С. Кенс // Трибуна ученого. 2020. №1. С. 206-211.
16. Комбарова, Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России / Е.В. Комбарова // Вестник СГЮА. 2019. №1 (96). С. 98-105.
17. Пирова, Р.Н. Доктрина разделения властей: история и современность / Р.Н. Пирова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-1. С. 278-280.
18. Рыжих, В.А. К дискуссии о соотношении дефиниций «механизм государства» и «государственный аппарат» / В.А. Рыжих // ППД. 2018. №2. С. 64-80.
19. Строкань, А.В. Актуальные проблемы интерпретации и имплементации теории разделения властей на примере российской Федерации и Соединенных штатов Америки / А.В. Строкань // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. №2 (63). С. 22-27.
20. Чимитов, Э.О. Российская судебная система / Э.О. Чимитов // Аспирант. 2019. № 1 (43). С. 80-82.
21. Щербакова, А.В. Взаимодействие судебной власти с иными ветвями власти: тенденции совершенствования / А.В. Щербакова // Образование и право. 2021. №4. С. 281-282.
Интернет-ресурсы
22. Конституция США 1787 г.: преамбула. Принята Конституционным Конвентом в Филадельфии 17.09.1787 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru. свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 07.12.2021).
Читать дальше