Введение…………………………………………..……………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач…………………..5 1.1 Сущность и понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………….………5 1.2 Открытые задачи и их роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста………………………………………………………...…………………..9 1.3 Процесс решения открытых задач в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…….12 Выводы по первой главе………………………………………………….……..15 Глава 2 Экспериментальное исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач…..….16 2.1 Определение уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……….16 2.2 Методические (практические) рекомендации для педагогов дошкольного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач………………………...……….23 Выводы по второй главе……………………………………………..………….27 Заключение……………………………………………………………...………..28 Список использованной литературы………………………………...…………30 Приложение

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
74% уникальность
2021 год
52 просмотров
Великодный И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………..……………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач…………………..5 1.1 Сущность и понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………….………5 1.2 Открытые задачи и их роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста………………………………………………………...…………………..9 1.3 Процесс решения открытых задач в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…….12 Выводы по первой главе………………………………………………….……..15 Глава 2 Экспериментальное исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач…..….16 2.1 Определение уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……….16 2.2 Методические (практические) рекомендации для педагогов дошкольного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач………………………...……….23 Выводы по второй главе……………………………………………..………….27 Заключение……………………………………………………………...………..28 Список использованной литературы………………………………...…………30 Приложение
Читать дальше
Актуальность исследования. В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации познавательного развития обучающихся. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является развитие познавательного развития обучающихся в процессе образовательной деятельности. Одна из важнейших проблем дидактики – проблема познавательного развития – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств развития интереса к обучению является использование в образовательной деятельности открытых задач, что способствует созданию у старших дошкольников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.


Вместе с Work5 контрольные под заказ в Челябинске делаются быстро.


Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает использование открытых задач, цель которых – активное влияние на познавательное развитие. Существует противоречие между необходимостью познавательного развития дошкольников и недостаточным использованием открытых задач в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с актуальностью проблема исследования сформулирована следующим образом: каким образом процесс решения открытых задач способствует познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста? Таким образом, педагогическая значимость проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, ее проработанность определили выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач». Цель исследования: обосновать в теоретическом и практическом аспектах возможность применения открытых задач в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс решения открытых задач в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: предполагаем, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если использовать процесс решения открытых задач. Задачи исследования: 1. Определить сущность и понятие познавательного развития в психолого-педагогическом контексте; 2. Определить роль открытых задач в развитии ребенка старшего дошкольного возраста; 3. Определить процесс решения открытых задач в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста; 4. Определить уровень познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста; 5. Разработать методические (практические) рекомендации для педагогов дошкольного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе решения открытых задач. Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, тестирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (25 источников), 4 приложения.

Читать дальше
В процессе исследования все запланированные задачи были решены. Это позволило сделать следующие выводы: 1. Проанализировав различные трактовки понятий «познавательная деятельность», «познавательное развитие» было определено, что сущностью понятия «познавательного развития» является определенная совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в познавательных психических процессах, в соответствии с возрастом и под влиянием окружающей среды и собственного опыта ребёнка. 2. В старшем дошкольном возрасте наблюдается достаточно активное познавательное развитие. Познавательный интерес в этом возрасте является одним из эффективных и ведущих мотивов, побуждающих обучающегося к овладению новыми знаниями. По мере развития познавательный интерес становится мотивом умственной деятельности и основой формирования пытливости ума. 3. Чтобы активизировать познавательное развитие предлагается использовать открытые задачи. При включении детей в процесс решения открытых задач интерес к образовательной деятельности заметно возрастает, работоспособность повышается. В процессе работы с открытыми задачами ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы и обобщения. 4. В рамках исследования была проведена опытно-поисковая работа. Она осуществлялась на базе БДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 37» г. Омска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось с использованием трех методик: • Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова; • Методика «Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина; • Методика «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. По итогам использования диагностических методик были получены следующие результаты: - высокий уровень познавательной деятельности наблюдается у 5% воспитанников; - средний уровень наблюдается у 42% воспитанников; - низкий уровень выявлен у 37% воспитанников; - очень низкий уровень выявлен у 16% воспитанников. 5. Технология открытых задач является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Основным средством педагогического воздействия является система определенных заданий, что обеспечивает формирование у обучающихся необходимых знаний и умений и познавательное развитие. Таким образом, изучив в теоретическом и практическом аспектах возможность применения открытых задач в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, можно заключить, что систематическое использование разнообразных форм в процессе решения открытых задач в организации образовательной деятельности является эффективным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, поставленная цель достигнута.
Читать дальше
1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6. 2. Архипова А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14. 3. Баранова Ю.Л. Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО / Ю.Л. Баранова // Молодой ученый. –2018. – №43. – С. 45-48. 4. Буханова Н.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно – исследовательской деятельности / Н. Н. Буханова // Научная статья. - 2016. - № 3(8). - С. 295-297. 5. Венгер Л. А. Психология: учеб. Пособие для учащихся пед. уч. по специальности «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошк. Учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2016. – 336 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. – М.:Владос, 2004. - 294с. 7. Габова И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Габова // Научная статья. - 2014. - № 9. - С. 52-54. 8. Гин А. Триз – педагогика: учим креативно мыслить. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 96 с. 9. Губанова А. П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-79. 10. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко. – М.: АСТ, 2012. - 83с. 11. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3.- С. 12. 12. Ляшко Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 45-50. 13. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста / А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 4-1. - С. 32-38. 14. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / А. С. Микерина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 12. – С. 63-67. 15. Мокеева С. В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников / С. В. Мокеева, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 209-211. 16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л. Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c. 17. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Речь; Образовательные проекты. – 2010. – 324 с. 18. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие ; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. 19. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т. И. Бабаева.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.- 160 с. 20. Руденко И. В. Современные педагогические технологии в детском саду: учебное пособие / И. В. Руденко, Н. Ю. Каракозова; под ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. – 199 с. 21. Селезенева М. А. Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения. [Электронный ресурс] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 348–352. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76545.htm (дата обращения 21.10.2021). 22. Фурман В. В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 48-52. 23. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Е. В. Хмелькова// Научная статья. -2016. - № 2(22). - С. 39-42. 24. Шашерина Р.В. Педагогический опыт: теория, методика, практика / Р. В. Шашерина// Научная статья. -2016. - №1(6). - С. 68-70. 25. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2002. - 352 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности эмоционального выгорания сотрудников МВД в зависимости от стажа работы
Количество страниц:
45
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
Количество страниц:
27
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТКСК»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономический анализ
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image