СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………………….6 1.1. Понятие «рефлексия», формы и виды «рефлексии», структура……6 1.2. Состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..11 1.3. Рефлексия в структуре деятельности педагога………………….…15 1.4. Рефлексия как компонент компетентности педагога………………19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА………………….24 2.1. Диагностика уровня рефлексивности педагогов………………….24 2.2. Практические методы и формы повышения уровня профессионализма современных педагогов……………………………….…27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……...32 ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………......................35

Рефлексия в профессиональной деятельности педагога.

курсовая работа
Психология
35 страниц
63% уникальность
2021 год
20 просмотров
Алексеев А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………………….6 1.1. Понятие «рефлексия», формы и виды «рефлексии», структура……6 1.2. Состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..11 1.3. Рефлексия в структуре деятельности педагога………………….…15 1.4. Рефлексия как компонент компетентности педагога………………19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА………………….24 2.1. Диагностика уровня рефлексивности педагогов………………….24 2.2. Практические методы и формы повышения уровня профессионализма современных педагогов……………………………….…27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……...32 ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………......................35
Читать дальше
Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны привели к появлению новых ценностей в образовании, сформировали устойчивые требования в обществе к профессионально компетентному педагогу, способному проектировать развивающую социально-педагогическую среду, создавать психолого-педагогические условия для воспитания человека на основных этапах онтогенеза. По сути, единственная функция школы уходит в прошлое - передача культурного опыта новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества, развивать самостоятельность и творческие способности личности. Такая система образования требует профессионального педагога, ориентированного на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков, который может практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи; который является подлинным субъектом педагогической деятельности. Это должен быть учитель нового типа, способный быстро реагировать на происходящие социальные изменения, корректировать собственную профессиональную деятельность в направлении удовлетворения ее социальных требований. Он должен быть, прежде всего, профессионалом в области педагогической деятельности, способным, в отличие от специалистов в узкой предметной области, целенаправленно осуществлять воспитание и развитие учащихся, способным проектировать собственную деятельность, изменять и развивать ее. Характерной чертой его профессионального сознания должна быть концентрация мышления на педагогических проблемах, видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит формирующейся личности учащегося. Социальная потребность в профессиональных педагогах резко повысила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей развития профессионального самосознания, профессионально значимых и профессионально необходимых качеств личности. Учитель должен обладать целым набором качеств, без которых реализация вышеперечисленных целей станет практически невозможной.


Если нужны ответы на билеты на заказ в Перми , специалисты Work5 помогут.


Кроме того, профессиональный рост требует от учителей сосредоточенности на самообразовании, саморазвитии, самообразовании. Важная роль в этом принадлежит развитию потребности в рефлексии педагогической деятельности. Рефлексия учителя связана со специфическим механизмом межличностного познания, перцептивными способностями учителя, управлением познавательным процессом учащихся, управлением образовательным учреждением, психолого-педагогической культурой и компетентностью учителя, его индивидуальным стилем деятельности и т.д. Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г.М.Коджаспировой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, А.И.Мищенко, Н.Ю.Посталюк, И.Н.Семенова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, С.Ю.Степанова, Г.С.Сухобской, В.Н.Харькина и др.). Актуальность данного исследования определяется противоречием между возросшей ролью рефлексивных процессов в психолого-педагогической науке и практике и недостаточной разработанностью условий, необходимых для формирования педагогической рефлексии и развития рефлексивной функции сознания будущего учителя. Объект исследования: педагогическая рефлексия учителя. Предмет исследования: процесс педагогической рефлексии учителей. Цель данного исследования - изучение педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя. Задачи исследования: 1. Сделать теоретический анализ литературы по проблеме рефлексии в профессиональной деятельности педагога. 2. Рассмотреть состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе. 3. Обозначить место рефлексии в структуре деятельности педагога. 4. Рассмотреть практические основы рефлексии в профессиональной деятельности педагога. 5. Провести диагностику уровня рефлексивности педагогов. Метод исследования: анализ литературы и источников. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.

Читать дальше
Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессионализма преподавателя. Становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей и профессиональной культурой. Учитель в системе образования - это саморазвивающаяся личность. Постоянно работая над собой, он совершенствует свои профессиональные и личностные качества. Современной школе нужен учитель, владеющий собственным стилем деятельности как своеобразным сплавом предметного содержания, форм и методов преподавания, которыми он владеет на уровне научной теории, и собственного творчества их применения в процессе решения проблемных педагогических ситуаций, раскрывая тем самым свою субъективную авторскую творческую позицию. Формирование такой позиции является яркой характеристикой педагогической культуры современного учителя, его зрелости и профессионального мастерства. Главным условием его развития является такое системообразующее качество педагога, как рефлексия. Среди его главных особенностей - способность учителя выбирать ценностные основы собственного поведения, искать смысл происходящего, анализировать свою деятельность, принимать нестандартные решения. Успешное профессиональное становление личности педагога зависит от его способности адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность, т. е. от того, в какой степени специалист способен осмыслить все значимые аспекты своей профессионализации. Механизмом, ответственным за переход специалиста в целом и педагога в частности с одного уровня профессионализма на другой, является рефлексия как обращение сознания к самому себе. Рефлексия - самоанализ собственных действий и состояний помогает осознать свои недостатки, стимулирует появление желания исправить положение дел, что-то изменить в себе. Рефлексия поощряет самооценку - оценку своих характеристик, интересов, склонностей, способностей и т.д., результаты которой позволяют организовать самообучение. Рефлексивная деятельность преподавателя развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно делать свой выбор, брать на себя ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности учителя становится его первостепенной задачей. Педагогическая рефлексия реализует способность учителя творчески преобразовывать окружающую действительность, интерпретировать и осмысливать педагогические знания, используя их для развития личности студента, а также для саморазвития и самосовершенствования себя как личности и профессионала. Формирование педагогической рефлексии обеспечит готовность учителя сознательно выбирать педагогическую концепцию, творчески преобразовывать методику, управлять внешними факторами с целью личностно-ориентированного воспитания учащихся. Отличительными чертами учителя, стремящегося к достижению мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая психологическая культура. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без рефлексии. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важным и своеобразным инструментом преодоления существующих трудностей в работе, стимулом к самосовершенствованию. Развитие способности учителя к рефлексии является главным условием для определения лучших сторон его профессиональной деятельности и трудностей.
Читать дальше
1. Барцалкина В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексивности в онтогенезе // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. -190с. 2. Белухин Д. А.Мифы и легенды педагогики. Рефлексия основ педагогической деятельности - М.: МПСИ, 2018. - 233с. 3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2014. - 216 с. 4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. -111 с. 5. Галаган А. И. Международные Индикаторы развития образования / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 4. 190-205 с. 6. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск, 2017. - 213с. 7. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2000. -122с. 8. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2012. -32-45с. 9. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН,2000. -34-60с. 10. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 2016. - 344с. 11. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 2009. -44с. 12. Комплекс диагностических методик по изучению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. МДОУ «Радуга», г. Югорск /составитель Т.А. Ефимова, - Ульяновск, 2016г. - 44 с. 13. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя. Способы моделирования педагогических ситуаций.- М.: Педагогика, 2020. -126-200с. 14. Лифинцева Н.И. Функциональные характеристики профессионально-психологической культуры учителя // Становление гуманитарной культуры личности в системе образования. Барнаул, 2000. -33с. 15. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993. -34с. 16. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М.: Дело., 2017. -55с. 17. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 2017. -177с. 18. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2011. -110с. 19. Вачков И. Структура профессионального самосознания учителя // Школьный психолог. -2000.-№3. -3с. 20. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики// Психологический журнал.- 2013. -№5. -13с. 21. Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник.- 2001. -№ 5. -8с. 22. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка профессионального развития: саморазвития педагога / Б. Е. Фишман // Педагогическое образование и наука, - 2016. -№ 2. – 10-16с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Основные формы предприятий в РФ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Криминалистическая характеристика присвоений и растрат
Количество страниц:
25
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Криминалистика
курсовая работа
Нормативно-правовое обеспечение сервиса в домашнем хозяйстве
Количество страниц:
20
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image