ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН СМЫСЛА ЖИЗНИ 6 1.1. Феномен смысла жизни в философии и психологии 6 1.2. Психологические особенности юношеского возраста 26 1.3. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте 38 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫС-ЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНО-СТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА 51 2.1. Организация и методы исследования смысложизненных ориентаций личности студентов вуза 51 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования смыс-ложизненных ориентаций личности студентов вуза 57 2.3. Рекомендации для развития смысложизненных ориента-ций личности студентов вуза 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Смысложизненные ориентации и развитие личности в юношеском возрасте

дипломная работа
Психология
80 страниц
78% уникальность
2021 год
56 просмотров
Голубев Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН СМЫСЛА ЖИЗНИ 6 1.1. Феномен смысла жизни в философии и психологии 6 1.2. Психологические особенности юношеского возраста 26 1.3. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте 38 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫС-ЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНО-СТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА 51 2.1. Организация и методы исследования смысложизненных ориентаций личности студентов вуза 51 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования смыс-ложизненных ориентаций личности студентов вуза 57 2.3. Рекомендации для развития смысложизненных ориента-ций личности студентов вуза 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Читать дальше
Актуальность. На фоне социально экономических изменений, социаль-ной нестабильности, происходящей в нашем мире, появляется острая необ-ходимость в поиске жизненных ценностей и ориентиров, влияющих на фор-мирование мировоззрения людей подросткового и юношеского возраста. Именно в старшем подростковом возрасте происходит формирование идеа-лов, ценностных ориентаций и смыслов, формируется мировоззрение чело-века. В старшем подростковом возрасте человек активно стремится понять себя и своё место в этом мире, что является новообразованием данного воз-раста, и зовется самоопределением. Этот процесс наиболее важен для данно-го возраста, поскольку именно с него начинается путь формирования и раз-вития смысложизненных ориентаций, который, в свою очередь, необходим для формирования здорового нравственного общества. Исходя из этого, необходимо создание развивающей среды путём психологического воздей-ствия, необходимо работа со смысложизненной сферой учащихся, так как именно эта проблема стоит сейчас особо остро. Исследователи различных направлений указывают на то, что тема смысла жизни в старшем подростко-вом возрасте будет приоритетной во всех отношениях. Проблеме смысложизненных ориентаций посвящены труды В.Г. Алек-сеевой, С.


Доверьте написание дипломной работы по программированию профессионалам из Work5. Мы занимаемся подготовкой дипломных работ уже более 15 лет. Средняя оценка наших дипломов 4.87.


.И. Григорьева, Е.И. Головахи, А.А. Козлова, И.С. Кона, В.Т. Ли-совского и др. Ученые подчеркивают значимость успешного формирования смысложизненных ориентаций для гармоничного развития личности, указы-вая возможность воздействия на смысловую сферу через развивающую ра-боту. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально про-верить эффективность психолого-педагогической программы формирования смысложизненных ориентаций у старших подростков. Объект исследования: развитие личности в юношеском возрасте. Предмет: смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. Гипотеза исследования: смысложизненные ориентации выпускников дифференцируются по смысловым, ценностным, мотивационным, личност-ным и профессиональным характеристикам в зависимости от образователь-ных сред. Задачи исследования: 1. Изучить понятие смысложизненных ориентаций в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить психологические особенности смысложизненных ориента-ций у старших подростков. 3. Теоретически обосновать модель формирования смысложизненных ориентаций старших подростков 4. Определить этапы, методы и методики исследования. 5. Составить характеристику выборки и проанализировать результаты. 6. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу формирования смысложизненных ориентаций старших подростков; 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследо-вания. 8. Составить рекомендации педагогам и родителям по формированию смысложизненных ориентаций у старших подростков. Методологическая основа исследования: положения подходов к определению смысложизненных ориентаций личности (Р. Ассаджиоли, Л.И. Божович, Н.И. Козлов, А. Маслоу, О.И. Мотков, И. Песталоцци, К. Юнг и др.), положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Эмпирическая база исследования: студенты Московского института экономики, политики и права в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на 1 и 4 курсах разных специальностей. Общая величина выборки – 50 человек, из которых 25 являются юношами и 25 являются девушками. Методы исследования: 1) Теоретические методы: анализ литературы, синтез, целеоплагание, моделирование. 2) Статистические методы описательной статистики, T-критерий Вил-коксона). Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и спис-ка литературы.

Читать дальше
В проведенном исследовании смысложизненные ориентации определя-ются как выражение стремления личности, ее потребности, как подтвержде-ние ее реальных достижений, реальную способность выразить себя в различ-ных сферах жизни. Таким образом, смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера совершенного человеком, оценка достигнуто-го собственными силами по важным для личности критериям. Человеческая жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением ре-ализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров. В процессе развития смысложизненных ориентаций происходят каче-ственные изменения в социально-психологической адаптации студентов в ву-зе, а именно в таких ее характеристиках, как принятие себя, эмоциональный комфорт и внутренний контроль. Смысложизненные ориентации студентов имеют позитивную динамику своего развития, которая проявляется в постепенном изменении структуры и повышении уровня общей осмысленности жизни. Существуют связь между всеми параметрами смысложизненных ориен-таций (цель, процесс, результат, локус контроля - Я и локус-контроля - Жизнь, общий показатель осмысленности жизни) и параметрами социально-психологической адаптации (общая адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль). Смысложизненные ориентации являются ведущим фактором, способ-ствующим социально-психологической адаптации . При этом смысложизненные ориентации выражаются в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания, а для того чтобы такое отношение осуществилось, необходим, прежде всего субъ-ект этого отношения. Поскольку сознание присуще только человеку, смысл феномена сознания, отражая его человеческую природу, и делает человека субъектом отношения. Смысложизненные ориентации отражают системное свойство. У человека есть «чувство смысла», «инстинкт смысла» - врожден-ное стремление к смыслу, и только неблагоприятные условия жизни и воспи-тания заглушают и сводят на нет это стремление. Но с другой стороны, мы знаем немало фактов, доказывающих о том, что неблагоприятные условия могут быть «катализатором» поиска смысла жизни. Целью нашей работы было исследование смысложизненных ориента-ций в юношеском возрасте, исследование количественных и качественных структурных особенностей смысложизненных ориентаций как динамических образований в ситуации определения жизненных целей. В ходе исследования было сформулировано определение смысложиз-ненных ориентаций как структурообразующих подсистем смысла жизни личности, представляющих его структуру как качественно, так и количе-ственно. Смысложизненные ориентации личности - это сложные психолого-социальные образования, важные по отношению ко всему жизненному пути личности, задающие направление и границы ее самореализации через струк-турную организацию жизненных целей и ценностей. Динамическую структуру смысложизненных ориентаций учащихся в целом характеризуют личностную подвижность, наличие в ней ведущих ори-ентаций на самореализацию, на частную жизнь, а также высокий уровень осмысленности жизни, ответственность по отношению к жизни и своей сво-боде выбора. Восприятие жизненных ситуаций как конкретной данности, защитная установка в межличностных отношениях, преобладание ориентаций, связан-ных с эго-потребностными целями свидетельствует о неблагоприятном про-текании процесса социализации, а также дает неблагоприятный прогноз на перспективу. Смысложизненные ориентации как динамическое, системное образова-ние в ситуации определении жизненных целей имеют характерные структур-ные и количественные отличия по отношению к жизни и своей свободе выбо-ра, они являются характеристиками социально-психологической общности в юношеском возрате, также существует влияние социальных факторов на структуру смысложизненных ориентаций. Полученные результаты вносят свой вклад в прояснение одного из ме-ханизмов становления новой структуры общества, способствуют социальной компетенции не только каждого отдельного индивида, но и общества в це-лом
Читать дальше
1. Андреева Т.В. Семейная психологии. - Спб.: Речь. - 2015. - 244 с. 2. Акопов Г.В. Диагностика смысловой сферы личности в ситуации субъективации жизненных целей // Мир психологии. – 2017. – № 3(91). – С. 91-105. 3. Алгушаева В. Р. Взаимосвязь уровня переживания одиночества с индивидуальными особенностями и смысложизненными ориентациями лич-ности // Семья – территория психологической безопасности: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 07–08 декабря 2018 года / Алгушаева В.Р., отв. редактор. – Уфа: Башкирский государ-ственный университет, 2018. – С. 10-17. 4. Блохина И.А. К вопросу о взаимосвязи компонентов жизнестой-кости и смысложизненных ориентаций личности // Науковий огляд. – 2019. – № 3(56). – С. 69-79. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М: Воронеж: Ин-т практической психологии. -2015. – 334 с. 6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – Спб.: Бахрах-М. - 2019. – 412 с. 7. Волков Д.Е. Взаимосвязь рефлексии и смысложизненных ориен-таций личности в подростковом возрасте // Гуманитарные науки. Студенче-ский научный форум: сборник статей по материалам XVI студенческой меж-дународной научно-практической конференции, Москва, 27 мая 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2019. – С. 174-178. 8. Герасименко К.О. Психологическая проблема формирования смысложизненных ориентаций и жизнестойкости личности в современном постиндустриальном обществе // Наука сегодня: история и современность: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Вологда, 31 октября 2018 года / Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 111-115. 9. Горбунова В.С. Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте// Вестник Самарской гуманитар-ной академии. - Серия: Психология. - 2012.- № 1 (11). - С. 27-40. 10. Грибанова Д. Я. Смыслы жизни и смысложизненные ориентации как результат освоения личностью социокультурного опыта // Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика: Материалы меж-дународной научно-практической конференции, Псков, 14–16 апреля 2016 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – С. 319-327. 11. Горохова И.В., Безкровная И.В. Смысложизненные ориентации как фактор профилактики делинквентного поведения в подростковом воз-расте.// Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 1. – С. 137-141. 12. Горьковая И.А., Шмыгарева В.В. Смысложизненные ориентации у подростков, проживающих в разных макросоциальных условиях// Совре-менные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. - С.20-25. 13. Григорьева М.С. Особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте.//В сборнике: Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образова-тельного учреждения материалы X международной научно-практической конференции молодых ученых. - 2015. - С. 45-50. 14. Дорофеева Ю. А. К вопросу о жизнеспособности личности: смыс-ложизненные и ценностные ориентации подростков // Философия социаль-ных коммуникаций. – 2020. – № 1-2(50-51). – С. 52-55. 15. Дьяконова О.П. Взаимосвязь субъективного благополучия с смысложизненными ориентациями студентов / О. П. Дьяконова, Е. А. Евсе-цова, Е. В. Ямаева // Вестник Бирского филиала Башкирского государствен-ного университета. – 2019. – № 4. – С. 28-34. 16. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: МПСУ, МОДЭК. - 2018. - 376 c. 17. Зекерьяев Р. И. Эмпирическое исследование влияния ценностно-смысловой сферы личности на ее виртуальный образ: компонент смысло-жизненных ориентаций // Вестник Костромского государственного универси-тета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. – № 1. – С. 46-52. 18. Зиборова Е.И., Костина И.Б. Система жизненных ценностей мене-джеров с разными смысложизненными ориентациями.// В книге: Ценностное многообразие современной культуры Монография. Под общей редакцией И.Р. Камалиевой. Западный. - 2018. - С. 264-286. 19. Иванова С.П. Смысложизненные установки и ценностные ориен-тации молодежи как показатель психологического здоровья личности // Ак-туальные проблемы психологического здоровья: теория и практика: Мате-риалы международной научно-практической конференции, Псков, 14–16 ап-реля 2016 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – С. 332-339. 20. Калугин А. Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности как проявление смыслообразующей активности // В мире научных открытий. – 2015. – № 3-8(63). – С. 3798-3810. 21. Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у сту-дентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 438-443. 22. Кленова М.А.Социальное самочувствие современной молодежи: ценности и смысложизненные ориентации //В сборнике: Гуманитарные осно-вания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Меж-дународной научно-практической конференции. - 2016. - С. 22. 23. Кожевникова И.Ю. Духовно-нравственное воспитание подростков и юношества в культурноохранной и православно-просветительской дея-тельности: автореф. Дис. …канд. Пед. Наук: 13.00.15 / И.Ю. Кожевникова; Омский государственный университет. – Омск. - 2016. – 52 с. 24. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. – М.: Политиз-дат, 1989. – 256 с. 25. Коновалова О.В Особенности смысложизненных ориентаций у студентов //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № T8. - С. 251-255. 26. Кофанова Я.Ю. Ценности современного подростка// Культура. Духовность. Общество. - 2018. - № 5. - С. 128-130. 27. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).– М.- 2016. – 336 с. 28. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психо-логическое обозрение. - 2019. - №1.- С. 13-25. 29. Малиновская Ю.Н., Кевля Ф.И. Влияние системы ценностей под-ростка на формирование его профессиональной направленности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 12 (177). – С. 56-59. 30. Масаева, З.В., Кагермазова, Л.Ц., Абакумова, И.В. Психологиче-ские особенности формирования учебной мотивации в студенческом возрасте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. - №2. – С. 80-82. 31. Мироненко М.А. Смысложенные ориентации и уровень ответ-ственности у современного подростка // Молодая наука: актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования: сборник научных статей Все-российской научно-практической ежегодной конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 05 декабря 2018 года. – Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2019. – С. 88-91. 32. Морозова И. Г. Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конфе-ренции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 де-кабря 2019 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагоги-ческий университет, 2019. – С. 73-75. 33. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография 2-е изд. Испр. И доп. - М.: «Прометей». - 2019. –1088 с. 34. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 2016. - 496 с. 35. О. И. Чернецкая Особенности ценностно-смысловой сферы лич-ности подростков из семей с разным стилем воспитания. Иркутский государ-ственный университет, г. Иркутсксерия «Психология». - 2016 - т. 17. - С. 100–111. 36. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл жизни. – 2018. – С. 35. 37. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: Питер. - 2019. - С.223. 38. Савельева Д. В. Возрастные особенности студентов колледжа и их влияние на содержание смысложизненных ориентаций // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, обще-ство, образование, язык». – 2017. - № 1. – С. 20. 39. Сахарова Т.Н. Вопросы становления смысложизненных ориента-ций личности в онтогенезе/ Сахарова Т.Н.// Reports Scientific Society. 2018. - № 1. - С. 139-140. 40. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте//Инновационные подходы в современ-ном образовании. - 2013. - №8. – с. 37-39. 41. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психоло-гии. –Спб.: ООО "Речь". - 2017. – с. 336. 42. Скрыпник О.Н. Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте / Скрыпник О.Н.//Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». – 2017. - № 1. – С. 19. 43. Сурженко Л.В. Взаимосвязь синдрома психического выгорания с ценностно-смысловой сферой личности (на примере преподавателей высшей школы): Диссертация на соискание ученой степени / Кубанский государ-ственный университет. Краснодар. - 2014. - С. 45-46. 44. Федосеева Т.Е., Мамонова Е.Б., Сульдина В.В. Специфика смыс-ложизненных ориентаций старших подростков.// Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 371-374. 45. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. – М.: Наука. -2015. – 406 с. 46. Фоминцева Н.С. Ценность дружбы в жизни современного под-ростка// Символ науки. - 2016. - № 9-2 (21). - С. 119-123. 47. Харламов, И.В. Педагогика. – М.: Высшая школа. - 2016. – С. 113. 48. Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания под-ростка// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2018. - Т. 19. - № 4. –С. 120-123. 49. Холодкова О.Г., Савченко Ю.И. Ценностные ориентации под-ростков из неполных семей//Вестник Алтайского государственного педагоги-ческого университета. - 2016. - № 2 (27). - С. 81-85. 50. Чевачина А.В., Сысоева С.А. Особенности развития самоотноше-ния у подростков из неполных семей // Современные проблемы науки и об-разования. - 2014. - № 6. - С. 1567. 51. Life-sense Orientations in Adolescence and Early Adulthood. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814047909 (Дата об-ращения: 14.10.2021) 52. Peculiarities of Life-Meaning Orientations of Mature People. https://core.ac.uk/download/pdf/187763607.pdf(Дата обращения: 14.10.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Множественная линейная регрессия
Количество страниц:
15
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Эконометрика
курсовая работа
Видовременные формы английского глагола и особенности их перевода на русский язык
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Стилистика
курсовая работа
Разработка бизнес-плана организации предприятия по IT-аутсорсингу
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бизнес-планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image