Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста…………………………....6 1.1.Самооценка как фактор личностного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….……6 1.2.Требование образовательной программы к подбору художественной литературы для старших дошкольников……………………………………….15 1.3.Художественная литература как средство развития самооценки у старших дошкольников……………………………………………………………………24 Вывод по главе 1…………………………………………………………………32 Глава II. Исследование условий развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста средствами освоения художественной литературы…33 2.1. Диагностика развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)………………………………..…….33 2.2. Формирующий этап …………………………………………………..…….43 2.3. Контрольный эксперимент ………………………………………...………52 Вывод по главе 2……………………………………………………………...….56 Заключение……………………………………………………………………….57 Библиографический список……………………………………………………..60 Приложения

«Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста с помощью освоения художественной литературы»

курсовая работа
Психология
60 страниц
72% уникальность
2021 год
22 просмотров
Котилевская Е.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста…………………………....6 1.1.Самооценка как фактор личностного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….……6 1.2.Требование образовательной программы к подбору художественной литературы для старших дошкольников……………………………………….15 1.3.Художественная литература как средство развития самооценки у старших дошкольников……………………………………………………………………24 Вывод по главе 1…………………………………………………………………32 Глава II. Исследование условий развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста средствами освоения художественной литературы…33 2.1. Диагностика развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)………………………………..…….33 2.2. Формирующий этап …………………………………………………..…….43 2.3. Контрольный эксперимент ………………………………………...………52 Вывод по главе 2……………………………………………………………...….56 Заключение……………………………………………………………………….57 Библиографический список……………………………………………………..60 Приложения
Читать дальше
Дошкольный возраст рассматривается, как время когда начинает формироваться личность. За весь дошкольный возраст ребенок приобретает многое, остающееся с ним надолго, определяя его как личность, а также формируется интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания смысла, кто «я» и какое место занимаю в данном обществе. Проблема развития самооценки ее роли в возникновении мотивов как основных регуляторов деятельности и поведения ребенка дошкольного возраста является одной из важных и достаточно сложных проблем, существующих в психологии и педагогике, дающее представление не только об общих закономерностях развития психики обучающихся и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом.


Студентам интересна цена курсовой работы по дизайну. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций окружающей действительности, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Проблемой развития самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф. Лазурский, Л.В. Бороздина, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития…», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, следовательно, образовательная среда дошкольного учреждения оказывает огромное влияние на развитие самооценки растущей личности. В настоящее время наиболее очевидно полноценное влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности с использованием художественной литературы. Доказано, что детская оценка и самооценка могут формироваться только при непосредственном общении ребенка с другими окружающими его людьми. Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно может искать оценку своих собственных действий, производить подкрепление правильности или неправильности познаваемой им окружающей действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем и сверстниками, а также его родными. Оценочные рассуждения, даваемые педагогами произведенных практических действий, полученных результатов, обучающихся предоставляют возможность наметить необходимые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки. Таким образом, актуальность исследования позволили сформулировать тему исследовательской работы следующим образом: «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы». Цель исследования: изучить использование методов освоения художественной литературы как средство развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественной литературы. Гипотеза исследования: использование методов освоения художественной литературы как средство развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при специально подобранной литературе. Для достижения поставленной цели определенны задачи: 1. Раскрыть понятие самооценки как фактор личностного развития детей старшего дошкольного возраста; 2. Рассмотреть требования образовательной программы к подбору художественной литературы для старших дошкольников; 3. Обосновать значение и возможности освоения художественной литературы для развития самооценки детей дошкольного возраста; 4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию самооценки посредством освоения художественной литературы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы); эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тест, опрос), методы математической статистики. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа. В исследовании участвовали 20 детей подготовительной к школе группы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Читать дальше
Над проблематикой формирования адекватной самооценки исследование проводили многие отечественные и зарубежные психологи (И. С. Кон, А. И. Липкина, Э. Эриксон, Мухина В. С., Репина Т. А., Лисина М. И., Якобсон С. Г.), рассматривая структуру и развитие личности с разных сторон, что и предоставляет достаточно широкую картину ее описания. Таким образом, проведя обобщение всех рассматриваемых теорий можно отметить, что личность формируется в обществе. Необходимо отметить, что наиболее важным условием для формирования личности ребенка является семья, т.к. это является первой микросредой где находится ребенок, в котором он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается бескорыстной любовью и заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением со своими родителями. Подводя итоги, можно сказать, что самооценка ребенка дошкольного возраста необходима для его уверенности в себе, овладения новыми умениями, общения с другими детьми. В данном возрасте потребность в оценке его действий и поступков очень велика. Самооценка детей дошкольного возраста взаимосвязана и взаимообусловлена с ведущей деятельностью. Анализ литературы выявил, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игре со сверстниками напрямую связаны с завышенной самооценкой ребенка и заниженной детей по игре. Отношение к себе у детей дошкольного возраста во многом обусловлено отношением к ним взрослым. Негативное оценивание результатов, постоянное критиканство ребенка приводит к снижению его мотивации, формирует застенчивость, лишает инициативы, закладывает восприятие себя неспособным, формирует заниженную самооценку. Восхваление даже незначительных результатов, их многократное преувеличение приводят к завышенной самооценке, искаженному восприятию себя, своих возможностей. Развитие зачатков самооценки наблюдаются уже к трем годам при попытках сравнения себя с окружающими людьми. В среднем дошкольном возрасте наблюдается проявление самостоятельной оценки своим поступкам и действиям других людей, а к 6 – 7 годам дошкольники уже стремятся достичь какой–либо социальной роли. Формирование самооценки является сложным процессом, определяющим психическое развитие ребенка. Этот процесс протекает под контролем воспитателей и родителей. Если не знать особенности самосознания дошкольников, то очень сложно правильно оценивать их поступки, выбирать соответствующее наказание или похвалу, грамотно руководить процессом воспитания. Таким образом, были изучены теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Дошкольники с позитивным самоотношением имеют адекватные и завышенные самооценки. В целом, дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. Дошкольники осознают свою самоценность, демонстрируют позитивное самоотношение. Нейтральное самоотношение допустимо, однако является маркером недостаточно развитой самооценности, самопринятия и может привести к сниженной самооценке. Развитие адекватной самооценки основано на позитивном принятии себя, на знаниях о собственных возможностях, самоуважении, ценностном отношении родителей и педагогов к личности ребенка. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Были выявлены необходимые психолого-педагогические условия для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при реализации следующих условий: 1. педагогическое взаимодействие с семьей по формированию самооценки дошкольников будет реализовано при учете типологии семьи и стиля семейного воспитания; 2. содержательное взаимодействие с обучающимся будет направлено на повышение статуса в группе сверстников; 3. обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников. Решая вторую задачу, было выявлены и обоснованы критерии проверки гипотезы. Для этого были подобраны тесты и методики по определению уровня развития самооценки, уровня тревожности и положения ребенка в группе сверстников. Решая третью задачу, был подобран практико - ориентированный материал для реализации гипотезы. Для этого были подобраны игры по формированию самооценки ребенка группе сверстников. Таким образом, цель достигнута, все поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. 2. Варданян Ю.В. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как проблема перспективы жизни / Ю.В. Варданян, А.О. Филиппова// Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения»; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - 2017. - С. 711. 3. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2016. - 96 c. 4. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы ДО: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. 5. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. 6. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович – М.: Академия, 2015. – 205 с. 7. Запорожец И.Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза // И.Ю. Запорожец, Мир психологии. — 2012. — №1 8. Ковалев С.В. Психология личности / С.В. Ковалев. – М.: Логос, 2014. – 283 с. 9. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. 10. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2020. – 304 c. 11. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 165 с. 12. Курышева О.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе / О.В. Курышева, Т.Р. Гафурова, К.В. Курлина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. -№ 64. - С. 99-105. 13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: МПСИ, 2011. - 384 с. 14. Лобанова, В. Структура педагогического партнёрства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками // В. Лобанова, А. Тимошенко. Дошкольное воспитание: журнал . — 2013 .— №5 .— С. 107- 112. 15. Реан А.А. Я – концепция личности // А.А Реан. Психология и педагогика. – СПб., 2012. – С. 125 – 129. 16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с. 17. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с. 18. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие // В.П. Симонов. – М.: Инфра-М, 2015. – 320 с. 19. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. 20. Уманец Л.И. От самооценки в игре - к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 20 - 21. 21. Урунтаева Г.А. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5 (77). - С. 18-27. 22. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. 23. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие // Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 c. 24. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. 25. Юревич С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах при ветряной оспе»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Сестринское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image