ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ппредставлений на материале сказок 5 1.1. Понятие «нравственное воспитание» в научных исследованиях 5 1.2. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников 9 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию сказок в процессе формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 14 2.1 Организация, методы исследования и результаты констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы 14 2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 18 2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы 22 Заключение 29 Список источников 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 35

дошкольная педагогика

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
81% уникальность
2021 год
54 просмотров
Раздобарина М.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ппредставлений на материале сказок 5 1.1. Понятие «нравственное воспитание» в научных исследованиях 5 1.2. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников 9 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию сказок в процессе формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 14 2.1 Организация, методы исследования и результаты констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы 14 2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 18 2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы 22 Заключение 29 Список источников 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Читать дальше
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по биологии. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста. Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок ". В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г.Белинский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А.Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социальнонравственного развития личности (С.Л Рубинштейн, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.) В исследованиях О.В. Акуловой, Т.В. Зуевой, А. В. Крестовского, Д.И. Латышиной, В.Я. Проппа, И.И.Тихомировой, Л.Б.Фесюковой, Т.А. Филиппова, И.В. Цикушевой изучается воспитательный потенциал сказки. Работы О.С. Богдановой, И.А. Каирова, А.С. Метелягина раскрываютя критерии и показатели сформированности нравственных представлений у 6 школьников. Разработки диагностических заданий по нравственному воспитанию детей представлены в работах Ю.А Афонькиной, И.Б. Дермановой, Н.Г. Куприной, Г.А. Урунтаевой, Н.Е. Щурковой Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале народной сказки. Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок в условиях дошкольной образовательной организации. Задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления». 2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 3. Раскрыть возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей 4. Провести диагностическое исследование сформированногсти нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 5. Разработать на материале сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и подтвердить его эффективность в опытно-поисковой работе. Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; диагностики уровня сформированности нравственных представлений, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение. База исследования: дети подготовительной группы Детского сада № 20 г. Каменск-Уральского.

Читать дальше
Проблема влияния сказки на процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста довольно полно рассмотрена в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ методологической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальную работу и сделать следующие выводы. Основными возрастными особенностями нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является: понимание общественного смысла нравственной нормы, появление моральных суждений и оценок; возрастание действенности нравственных представлений; возникновение сознательной нравственности, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явлении - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом в нравственно здоровой личности ребенка. В работе обосновано три основных условия использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Ее содержание направлено на расширение и уточнение нравственных представлений детей. 2. Будут использоваться игры-драматизации по мотивам сказок для расширения опыта нравственного поведения детей. 3. Будет осуществляться стимулирование детей к подражанию нравственным поступкам сказочных героев. Для достижения цели исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МДОБУ детский сад №7 «Сказка» городского округа г. Мантурово. В исследовании принимали участие 26 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет. Опытно-экспериментальная работа проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. С целью выявления уровня развития нравственных качеств на констатирующем этапе было проведено исследование, которое показало, что в группе преобладает низкий и средний уровень нравственного развития. Лишь небольшой процент (7%) детей может правильно дифференцировать нравственные качества, дать им оценку и аргументировать свой ответ, а остальные дети находятся на среднем и низком уровне оценивания нравственных качеств. Большой процент детей допускают значительные ошибки при характеристике и осознания нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств, это происходит не только потому, что дети не знакомы с данной нравственной нормой или качеством, потому что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не заострялось должного внимания. В недостаточной мере у детей развиты такие нравственные качества как сопереживание. Анализ полученных результатов лег в основу разработки проекта работы по формированию и развитию нравственных качеств посредством народных сказок. Был составлен ряд занятий (НОД, ирга – драматизация, творческая деятельность) с использование русских народных сказок. После проведения повторной диагностики была проведена контрольная диагностика. Результаты повторной диагностики показали положительные результаты, где высокий уровень нравственного воспитания увеличился на 32%, а низкий уровень уменьшился на 32%. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Российская газета - Федеральный выпуск № 303(5976) от 31.12.2012 г.]. 2. Ажханова, Ж.Е. Народные сказки как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников / Ж.Е. Ажханова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. - С. 72-74. 3. Акопян, А.В. Концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской / А.В. Акопян // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - № 1. - С.65-75. 4. Баязитова, О.В. Нравственное воспитание старших дошкольников на основе использования народных сказок / О.В. Баязитова // В сборнике: Психолого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образование. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. - С. 30-32. 5. Белова, Ю.В. Педагогика : учебно-методическое пособие / Ю. В. Белова. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 83 c. 6. Боровкова, И.М. Русская сказка как средство нравственного воспитания дошкольников в народной педагогике / И.М. Боровкова // В сборнике: Городские молодежные культуры: навигаторы, коллаборации, креативность. Материалы XLVII научно-творческой конференции студентов СГИК. Под редакцией С.В. Соловьёвой. 2019. - С. 18-21. 7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Рос. Акад. Образования. - М: Просвещение, 2009. - 30 с. 8. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Джуринский. - Саратов : Вузовское образование, 2017. - 333 c. 9. Запорожец, Л.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения. / Л.В. Запорожец - М.: Высшая школа, 2014. - 113 с. 10. Иванова, А.В. Формирование духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста средствами народной сказки / А.В. Иванова // Вопросы педагогики. 2020. - № 1-2. - С. 99-104. 11. Иванова, С.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи и приоритеты // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 25-28. 12. Измайлова, И.Х. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников / И.Х. Измайлова // Педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 210-217. 13. Караковский, В.А. Стать человеком. 1993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://userdocs.ru/pravo/2093/index.html. 14. Колосова, Н.В. Экспериментальная педагогика : практикум / Н.В. Колосова, Л.В. Халяпина. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. - 126 c. 15. Кузнецова, А.А. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки / А.А. Кузнецова, И.А. Ларионова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2020. - № 1. - С. 48-54. 16. Лупандина, Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами народной сказки / Е.А. Лупандина // В сборнике: Наука и молодежь - 2020: взгляд в будущее. международный научно-практический форум. 2020. - С. 157-161. 17. Люблинская, А.А. О моральных представлениях и моральных привычках / А.А. Люблинская // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 11-15. 18. Новиков, С.Г. Образование, воспитание и педагогика в России: от прошлого к будущему : монография / С.Г. Новиков, С.В. Куликова, А.А. Глебов. - Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2018. - 175 c. 19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 736 с. 20. Резепов, И.Ш. Психология и педагогика : учебное пособие / И.Ш. Резепов. - 2-е изд. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 106 c. 21. Седова, Н.Е. Теоретическая педагогика : учебно-методическое пособие / Н.Е. Седова. - 2-е изд. - Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 113 c. 22. Седова, Н.Е. Педагогика : учебно-методическое пособие для СПО / Н.Е. Седова. - Саратов : Профобразование, 2019. - 113 c. 23. Сохина, И.И. О концепции воспитания Ш.А. Амонашвили / И.И. Сохина // Образование и воспитание. - 2017. - № 5. - С.98-99. 24. Специальная педагогика : учебное пособие / составители О.В. Липунова. - Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 119 c. 25. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский ; В 3-х т. - М. : Педагогика. - 22 см. Т. 2. - М. : Педагогика, 2010. - 383 с. 26. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 2019.- 544 с. 27. Хатнянская, Ю.В. Роль русской народной сказки в воспитании нравственных ценностей у дошкольников / Ю.В. Хатнянская // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. 2019. - С. 312-314. 28. Чжао Цзинь Современные подходы к пониманию духовно-нравственного воспитания в Китае и России // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник статей международной научно-технической конференции: в 2-х частях. Часть 2. - Казань: ООО «Аэтерна», 2017. - С.182-186. 29. Шестакова, О.Г. Развитие нравственных основ личности младшего школьника // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов под редакцией С.П. Акутиной. - М: Перо, 2017. - 149-153. 30. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пособие / В.Д. Шадриков, 2-е изд. - М: Логос, 1996. - 320 с. 31. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. - М: Педагогический поиск, 2014. - 80 с. .
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Брест-Литовский мир как геополитический фактор развития стран Восточной Европы»
Количество страниц:
12
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
методология и методы юридической педагогики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Анализ политики Индонезии. С Сукарно до Сухарто
Количество страниц:
30
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image