ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПРИЯТИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ В КАЧЕСТВЕ САКРАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 7 1.1 Мифологическое мышление как древняя форма общественного сознания 7 1.2 Олицетворение водной стихии в первобытной мифологии и языческих верованиях 11 ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ ВОДЫ В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 17 2.1 Значение водной стихии в восточных религиях 17 2.2 Восприятие водной стихии в исламе 20 2.3 Водная стихия в христианском учении 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вода как сакральная стихия в религиозных традициях

курсовая работа
Культура
35 страниц
90% уникальность
2021 год
45 просмотров
Шумейко Ю.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПРИЯТИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ В КАЧЕСТВЕ САКРАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 7 1.1 Мифологическое мышление как древняя форма общественного сознания 7 1.2 Олицетворение водной стихии в первобытной мифологии и языческих верованиях 11 ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ ВОДЫ В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 17 2.1 Значение водной стихии в восточных религиях 17 2.2 Восприятие водной стихии в исламе 20 2.3 Водная стихия в христианском учении 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Мифология воды присутствует практически во всех мировых культурах, и в каждом из религиозных направлений стихия воды рассматривается как нечто, обладающее очищающими и освящающими свойствами. Благодаря этим свойствам вода воспринимается как некое сакральное явление и становится ключевым элементом различных ритуальных действий. Согласно верованиям, вода способна не только избавить тело от физических загрязнений, но и очистить душу. Соприкосновение с водой позволяет избавиться от грехов и скверны.


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ в Хабаровске , заполняйте форму на сайте.


. В каждой религии стихия воды находится на почетном месте, так древние славянские племена чтили богиню Мокошь, которая становилась видимой во время дождя. Эта богиня считалась матерью сего сущего. В Древнем Египте поклонялись Изиде, которая почиталась как покровительница водной стихии и мать человечества. Ацтеки считали, что за наличие дождя и грома отвечает бог Тлалок. Вера в божественную сущность водной стихии отражена в Библии, в Ветхом Завете вода представлена в качестве созидательной и разрушительной стихии, в Новом Завете она выступает в качестве божественной благодати и средства духовного перерождения. Особое значение вода имеет в исламской религии, здесь она почитается как высший дар Аллаха и ценится не только как сакральное явление, но и как крайне дефицитный ресурс. В индуизме вода тоже обладает священными свойствами, особенно это касается речной воды. В иудаизме вода воспринимается как средство обретения чистоты. В синтоизме чтут множество божественных сущностей, которые, согласно верованиям, населяют все природные объекты, особой святостью обладают водопады, струи которого способны очистить человека от духовной скверны. Языческие племена Европы почитали духов, живших в водоемах. Древние греки почитали Посейдона и наяд, живущих в ручьях и реках. Однако, несмотря на то что для каждой религии стихия воды имела особое значение, в каждом из религиозных учений и конфессий есть свои особенности и нюансы, обусловленные религиозным каноном, ментальностью и традициями. Актуальность темы заключается в том, что для полноценного анализа использования образа воды, как сакрального явления, необходимо рассмотреть его реализацию в разных религиозных течениях. Целью работы стало изучение воды как сакральной стихии в религиозных традициях. Для достижения цели нами был определен ряд задач: • рассмотреть особенности мифологического мышления как древней формы общественного сознания; • обозначить олицетворение водной стихии в первобытной мифологии и языческих верованиях; • описать значение водной стихии в восточных религиях; • изучить восприятие водной стихии в исламе; • охарактеризовать водную стихию в христианском учении. Объектом исследования стали ключевые религиозные традиции. Предметом – водная стихия в ее сакральном значении. В качестве материала для изучения были выбраны восточные религии, ислам и христианство. Основными методами исследования стали: сравнительно-исторический, используемый для изучения развития мифологических мышления; системно-структурный, применяемый для изучения первобытной мифологии, обращающейся к стихии воды; метод компаративистского анализа, позволяющий провести анализ вариантов реализации сакрального значения образа воды в религиозных традициях. В работе использовались научные труды, посвященные изучению мифологии, такие как: книга А. Ф. Лосева «Диалектика мифа», в которой автор анализирует традиционные представления о мифе, в ходе работы последовательно отказываясь от каждой из трактовок, выносит собственное оригинальное суждение о природе мифа; книга К. Леви-Стросса «Структурная антропология», в одной из глав которой подробно рассматривается структура мифа, пути его развития и логика мифологического мышления; труд Дж. Ф. Бирлайна «Параллельная мифология», в котором автор сравнивает основные мифологические системы, встречающиеся в культурах разных народностей, анализируя и интерпретируя их; работа А. А. Потебни «Слово и миф», в которой автор подробно рассматривает процесс возникновения мифа и его влияние на языковую систему народа; книга М. Элиаде «Аспекты мифа», посвященная всестороннему изучению мифа; Также в ходе исследования использовались различные труды, посвященные проблеме языческих верований, такие как: книга А. В. Карпова «Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX – XI веках», освещающая проблему перехода от языческих верований к христианским; труд Д. О. Шеппинга «Мифы славянского язычества», посвященный изучению славянской мифологии; энциклопедии, содержащие сведения о языческой мифологии различных народностей и особенностях мировых религий. Кроме того, были задействованы труды, посвященные исламу, таких авторов, как Дж. Блум и Ш. Блэр, Д. Сурдель и Ж. Сурдель, работа, рассматривающая восточные религии, написанная Е. А. Торчиновым, труд, посвященный истории христианства, созданный А. Б. Рановичем. Также использовалась книга М. Элиаде «История веры и религиозных идей». Для обозначения терминов использовались Большой библейский словарь Уолтера Элуэлла и Филипа Камфорта и Словарь религий, обрядов и верований М. Элиаде. Кроме того, в работе были использованы материалы статей и учебных пособий, посвященных теме исследования. Научная новизна работы состоит в том, что реализация сакрального значения стихии воды не подвергалась подробному анализу, проведенному в рамках нескольких религиозных традиций одновременно. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и выводы, полученные в ходе исследования, в дальнейшем могут быть использованы в качестве теоретического материала при написании других работ, посвященных изучению мифологического мышления, реализации мифологемы воды, ее сакральное значение в различных религиях Структура работы обусловлена логикой изложения материала и состоит из введения, заключения, двух глав с подпунктами и списка литературы.

Читать дальше
Изучение реализации сакрального образа воды в мировых религиях позволяет обозначить связь между историей становления религии, социальными, бытовыми, природными условиями региона, в котором эта религия зарождалась и развивалась, позволяет понять особенности «коллективного бессознательного» того или иного народа, исповедующего конкретную религию. Ведь несмотря на то, что в каждой религиозной традиции присутствует обращение к сакральным свойствам воды, и каждый из народов воспринимает стихию воды как нечто очищающее и освящающее, следует понимать, что каждая религия имеет свои особенности, которые ярко проявляются через отношение к одному и тому же явлению. Для исследования реализации сакрального образа водной стихии нами были выбраны три основных мировых религии: ислам, восточные религии (даосизм, конфуцианство, буддизм), христианство. Целью работы было изучение воды как сакральной стихии в религиозных традициях. Для достижения цели нами был определен ряд задач, которые решались в ходе исследования. Так в первом подпункте первой главы была реализована задача рассмотреть особенности мифологического мышления как древней формы общественного сознания. В ходе работы мы пришли к следующим выводам. Само восприятие воды как сакрального явления берет начало в первобытном обществе, члены которого обладали мифологическим сознанием. Под мифологическим мышлением подразумевается желание человека найти как можно более простое и понятное объяснение явлениям окружающего мира. В результате таких исканий и ввиду отсутствия необходимых знаний и личного опыта, человек наделял все окружающие явления как живые, со временем придавая им антропоморфные черты. Впоследствии, окружив себя живой, по его мнению, природой, человек стал воспринимать любые процессы своей жизнедеятельности как сакральные, нуждающиеся в определенном наборе ритуалов. Находясь в мире, населенном богами и духами, первобытный человек находился с ними в постоянном взаимодействии, а потому не отделял духовное от бытового. Мифология не была только лишь способом познания мира, она способствовала передаче знаний, формированию эстетических навыков, моральных устоев, сохранению традиций. Также развитие мифологии напрямую влияло на развитие языка, обогащая его и делая основной национальной особенностью. Во втором подпункте первой главы решалась следующая задача: обозначить олицетворение водной стихии в первобытной мифологии и языческих верованиях. Здесь мы пришли к следующим выводам. С водой связана большая часть космогонических мифов в разных мифологических системах, это происходит потому, что вода воспринимается как символ перерождения, возрождения, очищения, жизни. В различных древних культурах водоемы населялись духами, которым поклонялись люди. В большинстве своем это были существа женского пола, потому как вода ассоциировалась с женским началом. Образ воды соотносится не только с жизнью, но и со смертью, река могла указать путь в иной мир или стать границей между мирами. Отношение к водной стихии зависело от региона проживания племени, но следует отметить, что стихия воды – это один из ключевых элементов мироустройства. Задачей первого подпункта второй главы было описать значение водной стихии в восточных религиях. Здесь мы пришли к выводу, что в восточных религиях, ключевыми из которых являются даосизм, конфуцианство и буддизм, вода представляется как вечно бегущий поток, ассоциирующийся с течением времени. Способность воды принимать любую форму делает ее близкой к понятию дао, которое также имеет свой путь, еще не оформленный. Кроме того, в даосизме вода ценилась за ее мягкость, но в тоже время твердость, позволяющую ей справляться с любыми преградами. Вода воспринималась как символ просветления, ассоциировалась с женским началом, способным давать новую жизнь. Во втором подпункте второй главы стояла задача изучить восприятие водной стихии в исламе. В этой религии отношение к водной стихии серьезнее всего обусловлено климатическими условиям. Родившись в засушливом регионе, ислам научился считать воду величайшим даром Аллаха, ценить ее и не расточать понапрасну. В религиозных исламских книгах подробно описываются правила омовения и пользования водой, при этом ритуальное омовение является необходимым этапом на пути к религиозным действиям. Мусульманские верования предполагают, что Аллах способен дать людям как хорошую чистую воду, так и горькую, непригодную для питья. Также он может наслать ливень, уничтожающий все на своем пути. В загробном мире грушников ждут огненные реки и раскаленные родники, а истинно верующие обретут чистые реки и зеленые сады, которые символизировали райские кущи и нередко воспроизводились мусульманскими правителями в собственных садах. В третьем подпункте второй главы стояла задача охарактеризовать водную стихию в христианском учении. В рамках данного раздела были сделаны следующие выводы. В христианской религиозной традиции вода имеет такое же большое значение, как и в прочих, рассмотренных нами, религиях. Особенно часто упоминание воды встречается в Ветхом Завете, где ключевой мыслью становится идея о всемогуществе Бога, показанном через управление стихией воды. В Новом Завете упоминания образа воды в его сакральном значении упоминаются в связи с личностью Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Иисус, принявший звание Мессии и Господа, стал обладать божественной силой, позволяющей управлять водной стихией. В современной церкви ключевым обрядом, построенным на использовании воды, является обряд Крещения. Традиционно этот обряд подразумевает, что человека с головой окунают в холодную проточную воду, такой акт должен символизировать смерть и новое рождение. Однако в современном мире обряд Крещения исполняется в разных церквях по-своему. Особое значение имеет обряд освящения воды, от бывает Великий и Малый. Великое освящение совершается два раза в год, непосредственно в праздник Крещения и накануне. Малое освящение производится круглый год в ходе молебнов. Считается, что вода, над которой произвели обряд освящения, приобретает особые чудодейственные свойства и может избавлять от физических и душевных недугов. Помимо ключевых обрядов Крещения и освящения, в христианстве существуют обряды омовения рук, омовения ног. В случае смерти христианина совершается омовение покойного. Все упомянутые выше обряды строятся на вере в священные свойства воды. Таким образом, решив все поставленные в начале исследования задачи, мы достигли цели работы.
Читать дальше
1. Бирлайн, Дж. Ф. Параллельная мифология / Пер. с англ. А. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 336 с. 2. Блум Дж., Блэр Ш. Ислам. Тысяча лет веры и могущества / Джонатан Блум, Шейла Блэр / Пер. с англ. – СПб.: Диля», 2010. – 288 с. 3. Большой библейский словарь / Уолтер Элуэлл, Филип Камфорт / Пер. О. А. Рыбакова. – СПб.: Библия для всех, 2005. – 1503 с. 4. Васильев, Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов / Л. С. Васильев. – М.: КДУ, 2006. – 704 с. 5. Дао: гармония мира. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. – 864 с. 6. Доманский, В. А. Образ воды в культурном дискурсе / В. А. Доманский // Образы и мотивы воды в культуре: монография / О. Б. Кафанова, В. А. Доманский, Л. К. Круглова и др. – СПб.: ГУМРФ, 2014. – С. 15 – 27. 7. Духовная культура Китая: энциклопедия. В 5 т. Т. 2: Мифология и религия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. – М.: Вост. лит., 2007. – 869 с. 8. Карпов, А. В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX – XI веках / А. В. Карпов. – СПб.: Алетейя, 2008. – 184 с. 9. Коран / Пер. и коммент. Д. Н. Богуславского. – Стамбул, 2013. – 867 с. 10. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / Пер. с фр. В. В. Иванова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с. 11. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с. 12. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 1 А – К. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 671 с. 13. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 2 К – Я. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 719 с. 14. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. – М.: Правда, 1989. – 662 с. 15. Ранович, А. Б. Происхождение христианских таинств / А. Б. Ранович. – М.; Ленинград: Огиз – Московский рабочий, 1931. – 210 с. 16. Сурдель, Д., Сурдель, Ж. Цивилизация классического ислама / Пер. с фр. В. Бабинцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 544 с. 17. Торчинов, Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 307 с. 18. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с. 19. Холл, М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Мэнли П. Холл. – М.: АСТ, Астрель, 2005 г. – 480 с. 20. Хрестоматия по исламу / Пер. с арабского. – М.: Наука, Вост. лит., 1994. – 238 с. 21. Шеппинг, Д. О. Мифы славянского язычества / Д. О. Шеппинг. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 301 с. 22. Элиаде, М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова. – М. Академический Проект, 2010. – 251 с. 23. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2: От Гаутамы Будды до триумфа христианства / Пер. с фр. – М.: Критерион, 2002. – 512 с. 24. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3: От Магомета до Реформации / Пер. с фр. – М.: Критерион, 2002. – 352 с. 25. Элиаде, М., Кулиано, И. Словарь религий, обрядов и верований / Пер. с фр. Н. Зубкова, Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. – М.: Академический Проект, 2011. – 352 с. 26. Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – 1520 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Банковское кредитование
Количество страниц:
60
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
Привод общего назначения
Количество страниц:
15
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Механика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image