Необходима магистерская диссертация на заказ во Владивостоке ? Доверьтесь сервису Work5.
Формирование данного качества приводит к дальнейшему созреванию личности дошкольника и требует дополнительного изучения, в связи с недостаточной проработкой этого вопроса, несмотря на исключительную значимость в педагогической науке. Во-первых, этот процесс обусловлен сложными психофизиологическими и социальными условиями развития детей указанного возраста, требующими внимательного рассмотрения. Во-вторых, именно в этом возрасте закладываются основные базовые индивидуально-психологические особенности характера, влияющие на дальнейшее взаимодействие с окружающим миром. В связи с тем, что жизнь в обществе становится все сложнее и многообразнее, в наше время современному человеку необходимо подходить к решению проблем нестандартно, требуется обладать способностью самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В воспитательно-образовательном процессе на первый план выходит задача высвобождения творческого потенциала, раскрытия индивидуальности ребенка, выявление его сильных сторон и построение дальнейшего плана развития. И самостоятельность является одним из важнейших компонентов гармоничного становления и самореализации личности дошкольника. К воспитанию инициативности и самостоятельности нужно относиться как к обязательной составляющей воспитания именно у детей третьего-четвертого года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок легко обучаем, его мозг пластичен и обладает способностью учиться, не прилагая к этому особых усилий. То есть он имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации всех процессов, которые в нем заложены, чем в более старшем возрасте. Особенно важным аспектом является обучение детей навыкам самообслуживания и самостоятельности в повседневной жизни, поощрение детей в самовыражении через посильную для них деятельность. В дальнейшем это обеспечит им независимость от внешней помощи и позволит сосредоточиться на решении действительно важных для развития личности задач. Умение ухаживать за собой, выполнять посильные поручения и подходящие по возрасту задания необходимо прививать как можно раньше. Преодоление трудностей способствуют формированию воли ребенка еще на начальном этапе становления личности. Умело организованный процесс, который способствует развитию самостоятельности, правильно оборудованная обучающая среда, ее доступность и привлекательность для ребенка - это важная и ответственная работа как образовательного учреждения, так и членов всей семьи. Вопросом изучения самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи (А.В.Запорожец, В.Д.Иванов, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, П.Я.Гальперин, Н.М.Акрасина, Р.С.Буре, Л.В.Куцакова, С.Н.Теплюк, Р.А.Юдина, М.Монтессори и др.), которые внесли весомый вклад в изучение данной темы. Но, несмотря на достаточное количество научных исследований, проблема воспитания самостоятельности у детей остается незавершенной, рассматриваются новые эффективные методы и способы развития самостоятельной личности дошкольника. Таким образом, интерес к вопросу о самостоятельной деятельности младших дошкольников в повседневной жизни обуславливается гуманистическими задачами более полного становления индивидуальности развивающейся личности, раскрытия ее творческого потенциала. Объект исследования: Процесс формирования самостоятельности у младших дошкольников. Предмет исследования: педагогические способы воспитания самостоятельности у детей. Цель исследования: теоретически разработать и практически апробировать систему работы по воспитанию самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. На основании изученных источников уточнить понятие самостоятельность в повседневной жизни. 2. Рассмотреть психологические особенности, влияющие на проблему формирования самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. 3. Определить критерии, с помощью которых определяется самостоятельность младших дошкольников. 4. Подтвердить практическую значимость особой предметно-развивающей среды. 5. Применить на практике педагогические навыки формирования самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Практическая часть: материалы исследования основаны на базе практических занятий монтессори-группы (возраст 3-6) частного детского сада. Структура дипломной работы состоит из введения, основного раздела, состоящего из трех глав, заключения, списка литературы (44 источника), 3 приложений, 2 рисунков, 1 таблицы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие и теоретическая проработка данной темы в научной литературе. Во второй главе раскрываются проблемы вопроса, обусловленные рассматриваемой возрастной категорией детей, их психологические особенности, роль педагогов, семьи и развивающе-обучающей среды в становлении самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Третья глава посвящена применению теоретических разработок знаний и гипотез на практике. В заключении подводятся итоги теоретического и практического исследования.