ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….. 6 1.1 Концепция понимания самостоятельности в педагогике………………. 6 1.2 Научные исследования формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………… 9 Выводы…………………………………………………………………………….. 13 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………………………… 14 2.1 Возрастная характеристика и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….. 14 2.2 Практические проблемы становления самостоятельности у младших дошкольников ……………………………………………………………………... 17 2.3 Роль педагога и семьи в прививании навыков самообслуживания у детей……………………………………………………………………………….. 22 2.4. Роль образовательного пространства в формировании навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………. 24 Выводы…………………………………………………………………………….. 26 3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…28 3.1 Работа с детьми младшего дошкольного возраста: выявление степени самостоятельности у детей и решение проблем……………………………….... 28 3.2 Рекомендации по работе с формированием самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста ……………….. 31 Выводы…………………………………………………………………………….. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………... 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………........ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………....... 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….......

Формирование навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни  

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
64% уникальность
2021 год
27 просмотров
Юхнин С.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….. 6 1.1 Концепция понимания самостоятельности в педагогике………………. 6 1.2 Научные исследования формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………… 9 Выводы…………………………………………………………………………….. 13 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………………………… 14 2.1 Возрастная характеристика и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….. 14 2.2 Практические проблемы становления самостоятельности у младших дошкольников ……………………………………………………………………... 17 2.3 Роль педагога и семьи в прививании навыков самообслуживания у детей……………………………………………………………………………….. 22 2.4. Роль образовательного пространства в формировании навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………. 24 Выводы…………………………………………………………………………….. 26 3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…28 3.1 Работа с детьми младшего дошкольного возраста: выявление степени самостоятельности у детей и решение проблем……………………………….... 28 3.2 Рекомендации по работе с формированием самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста ……………….. 31 Выводы…………………………………………………………………………….. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………... 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………........ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………....... 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….......
Читать дальше
Вопрос формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста остается на сегодняшний день одной из самых актуальных тем в педагогике. Детская самостоятельность находится в фокусе повышенного внимания ученых и педагогов. Потребность в изучении данной темы связана с поиском решения важного вопроса подготовки подрастающего поколения и адаптации его к условиям современной жизни в обществе.


Необходима магистерская диссертация на заказ во Владивостоке ? Доверьтесь сервису Work5.


Формирование данного качества приводит к дальнейшему созреванию личности дошкольника и требует дополнительного изучения, в связи с недостаточной проработкой этого вопроса, несмотря на исключительную значимость в педагогической науке. Во-первых, этот процесс обусловлен сложными психофизиологическими и социальными условиями развития детей указанного возраста, требующими внимательного рассмотрения. Во-вторых, именно в этом возрасте закладываются основные базовые индивидуально-психологические особенности характера, влияющие на дальнейшее взаимодействие с окружающим миром. В связи с тем, что жизнь в обществе становится все сложнее и многообразнее, в наше время современному человеку необходимо подходить к решению проблем нестандартно, требуется обладать способностью самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В воспитательно-образовательном процессе на первый план выходит задача высвобождения творческого потенциала, раскрытия индивидуальности ребенка, выявление его сильных сторон и построение дальнейшего плана развития. И самостоятельность является одним из важнейших компонентов гармоничного становления и самореализации личности дошкольника. К воспитанию инициативности и самостоятельности нужно относиться как к обязательной составляющей воспитания именно у детей третьего-четвертого года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок легко обучаем, его мозг пластичен и обладает способностью учиться, не прилагая к этому особых усилий. То есть он имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации всех процессов, которые в нем заложены, чем в более старшем возрасте. Особенно важным аспектом является обучение детей навыкам самообслуживания и самостоятельности в повседневной жизни, поощрение детей в самовыражении через посильную для них деятельность. В дальнейшем это обеспечит им независимость от внешней помощи и позволит сосредоточиться на решении действительно важных для развития личности задач. Умение ухаживать за собой, выполнять посильные поручения и подходящие по возрасту задания необходимо прививать как можно раньше. Преодоление трудностей способствуют формированию воли ребенка еще на начальном этапе становления личности. Умело организованный процесс, который способствует развитию самостоятельности, правильно оборудованная обучающая среда, ее доступность и привлекательность для ребенка - это важная и ответственная работа как образовательного учреждения, так и членов всей семьи. Вопросом изучения самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи (А.В.Запорожец, В.Д.Иванов, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, П.Я.Гальперин, Н.М.Акрасина, Р.С.Буре, Л.В.Куцакова, С.Н.Теплюк, Р.А.Юдина, М.Монтессори и др.), которые внесли весомый вклад в изучение данной темы. Но, несмотря на достаточное количество научных исследований, проблема воспитания самостоятельности у детей остается незавершенной, рассматриваются новые эффективные методы и способы развития самостоятельной личности дошкольника. Таким образом, интерес к вопросу о самостоятельной деятельности младших дошкольников в повседневной жизни обуславливается гуманистическими задачами более полного становления индивидуальности развивающейся личности, раскрытия ее творческого потенциала. Объект исследования: Процесс формирования самостоятельности у младших дошкольников. Предмет исследования: педагогические способы воспитания самостоятельности у детей. Цель исследования: теоретически разработать и практически апробировать систему работы по воспитанию самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. На основании изученных источников уточнить понятие самостоятельность в повседневной жизни. 2. Рассмотреть психологические особенности, влияющие на проблему формирования самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. 3. Определить критерии, с помощью которых определяется самостоятельность младших дошкольников. 4. Подтвердить практическую значимость особой предметно-развивающей среды. 5. Применить на практике педагогические навыки формирования самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Практическая часть: материалы исследования основаны на базе практических занятий монтессори-группы (возраст 3-6) частного детского сада. Структура дипломной работы состоит из введения, основного раздела, состоящего из трех глав, заключения, списка литературы (44 источника), 3 приложений, 2 рисунков, 1 таблицы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие и теоретическая проработка данной темы в научной литературе. Во второй главе раскрываются проблемы вопроса, обусловленные рассматриваемой возрастной категорией детей, их психологические особенности, роль педагогов, семьи и развивающе-обучающей среды в становлении самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Третья глава посвящена применению теоретических разработок знаний и гипотез на практике. В заключении подводятся итоги теоретического и практического исследования.  

Читать дальше
Изучив научные источники по данной теме, можно сделать вывод, что формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста определяется как одно из ведущих качеств личности. Также отмечается то, что в условиях целенаправленной педагогической работы, стимулирующей трудовую деятельность, младшие дошкольники достигают хороших показателей самостоятельности в повседневной жизни. Роль взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей, должна быть существенной, специально организованной, но не навязчивой и не доминирующей, а ориентированной на совместную работу. Рассматривая самостоятельность, как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее роль выражается в объединении других личностных качеств и мобилизации всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи. При разработке педагогического процесса по приобщению к навыкам самообслуживания необходимо учитывать психологические особенности младшего дошкольного возраста: делать упор на игровую и подражательную составляющую обучения, создавать условия свободной деятельности в рамках принятых в группе правил, соблюдать режимные моменты и реализовывать потребность детей данного возраста в активной физической деятельности. В ходе практического исследования были разработаны критерии оценки самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни и проведена экспериментально-аналитическая работа в контрольной группе. Используя разнообразные методы и формы наблюдения за процессом становления навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста, была подтверждена теория о стремлении детей к самостоятельности, в том числе, в повседневных делах. Была проведена и получена обратная связь на тему просвещения родителей в вопросе стимуляции интереса детей к самостоятельной трудовой деятельности. Изучен вопрос создания и роли специальной предметно-развивающей среды в становлении самостоятельности детей. Проведен контроль за практическим применением младшими дошкольниками навыков самостоятельности в повседневной жизни в группе и в домашних условиях. Таким образом, исследовательская работа показывает, что формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни будет успешным, если будут соблюдены вышеописанные педагогические условия и правильно организована предметно-развивающая среда. Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: http://standart.edu.ru 2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Академ. Проект, 2003. – 704 с. 3. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. – 2015. – № 4(6). – С. 38-52. 4. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2010 – 367 с. 5. Блонский П.П. Педология: кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 287 с. 6. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1 – с. 124-132. 7. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12 – с. 28-33. 8. Власова З.И. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы современности: научный поиск и пути решения. Материалы докладов и выступлений. – Кишинев, 2012. – Вып. 7. – С.150-156.х 9. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». – 2010. – №37. – с. 20-23. 10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы: СПб.: Питер, 2009. – 503 с. 11. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 4. – С. 114-120. 12. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи. – М.: МПГУ, 2005. – 231 с. 13. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: в 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1999. – 456 с. 14. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. – СПб: Изд-во КАРО, 2015. – 295 с. 15. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / Горшенина В.В. Самошкина И.В., Черкасова Н.П. – Волгоград: Панорама, 2007. – 216 с. 16. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана– Граф, 2015. – 184 с. 17. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 76 с. 18. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., Издательство «Речь», 2002. –148 с. 19. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды // Дет. сад. Управление. – 2003. – №2. – с.5-7. 20. Козлова С.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 213с. 21. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с. 22. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 2009. – 174 с. 23. Монина Г.Б. Реализация технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников «Лесенка РОСТА»: науч.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 176 с. 24. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб.: Детство-Пресс, 2009 г. – 320 с. 25. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с. 26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 430 с. 27. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 93 с. 28. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В.Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 195 с. 29. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 200 с. 30. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 448с 31. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008. – 375 с. 32. Соколов В.С. Ступеньки в большой мир // Дошкольное воспитание – 2008. – № 9. – С.122-125. 33. Сыркина В.Е. К психологии самостоятельности. // Вопросы педагогики: ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Кыштым, 2014. – 346 с. 34. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 7. – С. 67-70. 35. Чебровская С. В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов научно-практического семинара. – Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. – Ч. 2. – С. 199-208. 36. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – В.Новгород, 2000. – 88 с. 37. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. – 304 с. 38. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – №8 – с. 28-29. 39. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. ¬– М.: Смысл, 2001. ¬– 365 с. 40. Презумпция человечности. О пространстве духовно-нравственного развития ребенка // Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200501209.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Организация технической защиты информации в помещении
Количество страниц:
45
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Механизм формирования эффективной системы экономической безопасности на предприятии
Количество страниц:
50
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовая отчетность
курсовая работа
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА
Количество страниц:
35
Оригинальность:
45%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image