Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Гражданское право – это совокупность норм, которые определяют основания возникновения и порядок осуществления права собственности, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников.
2. Источники гражданского права – это правовое явление волновало цивилистические умы с давних времен. Будучи внешней формой выражения правовых норм, отражая вовне сущность гражданского права, источники вызывают интерес изучения не только современных теоретиков, но и практиков.
Источники гражданского права – нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
3. Различают следующие источники гражданского права:
1) нормы международного права и международные договоры РФ;
2) Конституция РФ;
3) гражданское законодательство – ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения;
4) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
5) обычаи делового оборота.
Источники права, это формы его выражения, то есть подход к данному понятию с технико-юридической позиции. Следует признать, что понятие источника права как формы выражения норм права, вполне соответствует понятию формы права, которое было введено учеными в науку теории права.
Источниками современного российского гражданского права признаются нормативный правовой акт, международный договор и обычай. Руководящая роль в деле образования права, разумеется, принадлежит закону, который имеет определенные преимущества перед обычаем.
Вместе с тем интенсивное развитие получает практика заключения гражданскоправовых договоров, формирование корпоративных кодексов на основании норм обычного права.
Система источников права в нормативном порядке закрепляется крайне редко. Гражданское законодательство Российской Федерации исключением в этом смысле не является, поэтому специалисты стараются выработать определенные позиции относительно критериев структурирования форм выражения норм гражданского права в систему его источников. Следует иметь в виду, что частное право предоставляет возможность совмещать централизованные и децентрализованные способы регулирования общественных отношений, создавать правовые условия для полного саморегулирования. В связи с этим ученые предлагают различные модели системы источников гражданского права, в которых сочетаются как результаты законотворческой деятельности государства, так и «локальные» регуляторы. Представляется, что гражданско-правовые договоры и другие подобные акты являются индивидуальными регуляторами отношений между субъектами гражданского права, не обладают признаком общеобязательности и не могут признаваться в качестве источника гражданского права.
В качестве источника гражданского права ряд специалистов предлагает признать руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, поскольку они являются обязательными для нижестоящих судов и лиц, применяющих толкуемую норму права. Думается, что в современных реалиях судебная власть, осуществляя свою деятельность по применению законов, вынуждена создавать общие нормы, в случае «молчания» законодателя или неясности закона. Представляется, что наступило время, когда такую практику в деятельности судов необходимо использовать в качестве источника отраслевого (например, гражданского) права, по крайней мере, до момента восполнения законодателем существующих пробелов.
Для формирования современной концепции системы источников отечественного гражданского права назрела необходимость пересмотра взглядов на иерархию источников, изучения опыта построения подобных систем зарубежными государствами, в том числе развивающимися на постсоветском пространстве.