Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 5
1.1 Психолого-педагогические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Специфика игровой деятельности и ее значение для сенсорного развития детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Практика организации предметной игры в направлении сенсорного развития детей дошкольного возраста 17
2.1 Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорной сферы дошкольников 17
2.2 Реализация организационно-педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста 22
Заключение 30
Список литературы 32
Читать дальше
В результате проведённого исследования по теме «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» можно сделать ряд выводов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве и т.д. Оно составляет фундамент его умственного развития. Чувственное познание имеет исключительно важную роль в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Изначально дошкольник знакомится с эталонами формы и цвета, затем они изучают оттенки цветов, а также варианты геометрических фигур. В последствие дети учатся обследовать форму предмета, словесно описывать его форму. Восприятие величины у дошкольника направлено на развитие глазомера.
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Игры развивают у дошкольников умение сравнивать предметы по форме, величине, размеру, цвету, способствуют их самостоятельной и совместной с товарищами деятельности, формируют внимание, память, воображение. Важное место в формировании сенсорных способностей имеют игры, именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими.
Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер. Выделяют игры, направленные на восприятие цвета, величины, формы. К таким играм относятся: «Сравни предметы», «Формы», Угадай какой цвет?», «Зверушки выстраиваются» и т.д. Эти игры позволяют раскрыть и сформировать представления ребенка о предметах и их свойствах. Правильное педагогическое руководство игрой является наиважнейшим условием сенсорного воспитания дошкольников. Выделяют три этапа дидактической игры: подготовка, проведение, анализ. Педагог должен тщательно планировать игру, готовить дидактический материал, подбирать место и время её проведения, готовить к игре детей и готовиться сам, проводить игру, а затем анализировать игровые действия, проговаривать достижения и неудачи. Только правильная организация игры поможет дошкольникам с удовольствием освоить новые игры, играть всем коллективом, а затем и самостоятельно.
Нами было проведено диагностическое исследование по выявлению уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. На первом констатирующем этапе исследования мы выявили у детей второй младшей группы исходный уровень сенсорного развития и развития сенсорных эталонов. На втором этапе мы проводили формирующее исследование, во время которого с детьми младшего дошкольного возраста проводились занятия, упражнения, дидактические игры. Целью данного этапа было повышение уровня сенсорного развития.
В ходе написания данной работы были достигнуты поставленные цели, и решены задачи.
Читать дальше
1. Арсентьева, В.П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника / В.П. Арсентьева //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. - № 5. - с.80 - 85.
2. Барчан, Т.А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2016. - 710 c.
3. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32.
4. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. /Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240с.
5. Боякова, Е.В. О реализации стандарта дошкольного образования /Е.В.Боякова //Управление ДОУ.-2015. - №3. – с.5-9.
6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Л.А.Венгер. - М., 2016. - 109 с.
7. Глушкова, Г. Игра или упражнение /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С.29 – 34.
8. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Н.В. Дубровская //Дошкольная педагогика. – 2016. – №6 (15) – С. 21 – 26.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 416 с.
10. Кудрявцева, Е.А. Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018. - 856 c.
11. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников /Р.А.Курашова. - М.: Новое знание, 2016. - 345 с.
12. Плеханов, А., Теория и практика Марии Монтессори /А. Плеханов //Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С. 66 – 70.
13. Сумнительный, К.Е. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2016. – 281 c.
14. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /Г.А.Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 256 с.
15. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2016. — 176 с.
16. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста /Е.А.Янушко. - М.: Мозаика - Синтез, 2019. - 72 с.
Читать дальше