Введение 3 Глава 1. Теоретические основы методики организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 6 1.1. Понятие «речевая деятельность» 6 1.2. Методы организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 12 Глава 2. Экспериментальное исследование организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21 2.1. Организация, методы и результаты исследования речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21 2.2. Рекомендации педагогам по организации работы по речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 28 Заключение 36 Список литературы 38

Методика организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
89% уникальность
2021 год
36 просмотров
Сосунов С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы методики организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 6 1.1. Понятие «речевая деятельность» 6 1.2. Методы организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 12 Глава 2. Экспериментальное исследование организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21 2.1. Организация, методы и результаты исследования речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21 2.2. Рекомендации педагогам по организации работы по речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 28 Заключение 36 Список литературы 38
Читать дальше
Актуальность обусловлена тем, что глобальная компьютеризация привела к тому, что живое общение из реальности переносится в социальные сети, находит место к на экранах гаджетов. Интерес к живому слову стремительно падает, отступая место языку знаков и символов. Речевые ошибки обнаруживают себя на страницах газет, в объявлениях, рекламе, они проникают в теле и радиопередачи. И неудивительно, что многие слушатели и читатели говорят штампами, доводят до минимума активный словарь, допускают ошибки в словоупотреблении, формообразовании, в синтаксических структурах. В этих условиях возрастает роль школы, призванной обучать своих учеников нормативной русской речи. Несомненно, важнейшую роль в формировании навыков культуры речи учеников начальной школы играют уроки грамоты.


Многих не устраивает цена реферата по ОВД на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. В 60-е годы XX столетия академик В.В. Виноградов, размышляя о причинах небрежного отношения к родному языку и неистребимом желании щегольнуть «острым словцом», сформулировал задачи борьбы за чистоту русского языка: широкое распространение общенаучных сведений о законах и правилах русского языка, о способах образования новых слов; воспитание эстетического чутья. Эти задачи лежат в основе курса «Русский язык и культура речи». Проблемы культуры русской речи волнуют не только филологов, но и всех образованных носителей русского языка. Дискуссии о правильности форм, происхождении слов, необходимости внесения своевременных поправок в кодификационные источники в соответствии с узуальным опытом выходят за пределы академических кругов и время от времени вспыхивают или тлеют в широкой аудитории, но никогда не затухают. Одновременно в обществе нарастает тревога о речевом хаосе, связанном с забвением многих постулатов культуры речи, с отрицанием устойчивости грамматических норм и попытками кодифицировать повседневное речетворчество обывателей. Одной из важнейших черт развития современной лингвистики и лингводидактики является повышенное внимание к проблемам культуры речи и возможностям ее формирования средствами учебного предмета «Русский язык». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Это означает, что в задачи начального языкового образования теперь включается не только совершенствование правильности речи учащихся, но и формирование у них сознательного отношения к своей речи. Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка. С давних пор известно, что умение хорошо говорить и писать украшает человека. Владение родным языком является необходимым условием профессиональной реализации человека; кроме того, нельзя овладеть иностранным языком, не зная родного. Правильное речевое поведение не ограничивается свободным владением лингвистическими ресурсами языка, оно также включает в себя представление о паралингвистических средствах общения: мимике, жестах и других невербальных коммуникативных приемах. Проблемой развития речи занимаются многие науки, изучающие деятельность человека: педагогика, методика, филология, психология. Выдающиеся лингвисты и методисты прошлого К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, в своих трудах всесторонне освещали вопросы развития речи. В настоящее время обучение школьников различным видам речевой деятельности отражены в трудах ученых–методистов и учителей–практиков таких как Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, О.В.Сосновской, В.И. Капинос и др. Тема развития речи школьников является актуальной для учителей, методистов о ней пишут в своих работах З.А. Шелестова, И.Н. Бойко, Ю.А. Ушакова. Объект исследования: речевая деятельность учащихся на уроках русского языка. Предмет исследования: методика организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Цель исследования: изучить методику организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Задачи исследования: – раскрыть понятие «речевая деятельность»; – рассмотреть методы организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка: – провести экспериментальное исследование речевой деятельности учащихся на уроках русского языка; – подобрать рекомендации педагогам по организации работы по речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Методы исследования: – теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования: – практические: опрос, тестирование, обобщение и систематизация данных эксперимента. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, уточнили понятия «речь», «речевая деятельность». Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Речевая деятельность – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников является обязательным компонентом всех уроков русского языка и литературного чтения, так как обучение языку и речи является основой для речевой и мыслительной деятельности учеников, а также для их межпредметных умений и навыков. Рассмотрели различные методы и приемы формирования речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка. Наиболее распространены словесные методы, так как являются неотъемлемой частью становления речи ребенка: устный рассказ ученика, беседа учителя и учеников, работа с учебной книгой и текстом, организация самостоятельной парной или групповой работы с текстом. Выделим некоторые приемы для формирования речевой культуры младших школьников: подбор синонимов и антонимов, составление теста из ряда предложений, упражнения на нахождение звуков в слове, упражнение «Слово к слову – стих создался», ‒ работа в паре «Спрашиваю я, а ты отвечаешь». Наиболее действенными являются словесные методы формирования речевой деятельности младших школьников: устный рассказ ученика, беседа учителя и учеников, работа с учебной книгой и текстом, организация самостоятельной парной или групповой работы с текстом. По результатам исследования определили, что в двух классах преобладает средний уровень сформированности речевой деятельности младших школьников, низкий уровень присутствует у значительного количества детей, высокий уровень наблюдается у нескольких учеников. На основании представленных данных, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо совершенствовать уровень речевой культуры младших школьников. Для этого нами были подобраны рекомендации педагогам, которые содержат упражнения по следующим группам: упражнения, направленные на обогащение словарного запаса; упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи; упражнения, направленные на контроль речи обучающихся; упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что данные упражнения могут быть использованы учителем начальных классов для работы по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2016 (дата обращения: 15.06.2021). 2. Виноградов, В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов – М. : Просвещение, 2014. – 140 с. 3. Волина, В.В. Русский язык. Учимся играя / В.В. Волина- Екатеринбург, 2014. – 140 с. 4. Гуревич, Л.С. Коммуникативный акт в рамках теории речевой деятельности / Л.С. Гуревич // Международный конгресс по когнитивной лингвистике/ Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов, Изд–во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 509 с. 5. Гордиенко Е.А. Методика развития русской речи младших школьников. Методическое пособие к курсу «Методика преподавания русского языка в младших классах» для студентов педагогических учебных заведений по специальности 7.010102 «Начальное обучение» / Е.А. Гордиенко. – Житомир: Изд–во ЖГУ им. И. Франко, 2013. – 52 с. 6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – Издательство: Питер, 2016. – 249с. 7. Елькина, О.Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования / О.Ю. Елькина. – Издательство: Флинта, 2012. – 162 с. 8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2018. – 384с. 9. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2016. – 129 с. 10. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / В.Н.Козленко. – М.,2010. –148 с. 11. Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения / И.А. Кузьмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 4. – С. 3–45. 12. Куканова В.В. Специфика пересказа как вида речевой деятельности / В.В. Куканова // Вестник Санкт–Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2015. –№4. – С. 9–39. 13. Климанова, Л.Ф. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2014. – 159с. 14. Левитов, Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д.Левитов. – М.: 2015. – 45 с. 15. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская– М.: Академия, 2013. – 378 c. 16. Лукьянова, Н.А. Современный русский язык: Лекции по фонетике / Н.А. Лукьянова. Новосибирск, 2017. – 129 с. 17. Нелина, Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе: Метод. рекомендации / Г.А. Нелина. Новосибирск, 2015. – 143 с. 18. Нечаев Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н.Н. Нечаев // Вестник УРАО. – 2012. – №1. – С. 3–21. 19. Огородников, И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока / И.Т. Огородников // Народное образование, 2013, № 4. С.5–24. 20. Первова, Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2014. – №3. – С.4–29. 21. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 1–16. 22. Полина, Т.Н. Творчество младших школьников на уроках русского языка / Т. Н. Полина // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 8. – С. 1–54. 23. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи: учебник / Т. В. Потемкина. – Москва : Гардарики, 2016. – 256 с. 24. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 с. 25. Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. –150 с. 26. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 2016. – 144 с. 27. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: учебн. для студ. вузов / М.И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2013. - 415 с. 28. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная. – СПб.: Питер, 2012. – 272с. 29. Хуторской, А.В. Методика личностно–ориентированного обучения. Как обучать всех по–разному? Пособие для учителя / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов / под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2012. – 488с. 30. Ширяева, Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения / Е. Н. Ширяева, Л. К. Граудина. – Москва : Норма, 2017. – 560 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Католическая церковь в 11 - 13в: историко - методический аспект
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Уголовно-правовая характеристика убийства совершенного с особой жестокостью или совершенного общеопасным способом
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
Основания возникновения права собственности
Количество страниц:
60
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image