Введение…………………………………………………………..………………….3 Глава 1. Формирование идентичности в юношеском возрасте…………………..6 1.1 Понятие идентичности………………………………………………………….6 1.2 Феномен юношеского возраста………………………………………………..11 1.3Развитие и становление социальной идентичности в юношеском возрасте..14 Глава 2. Экспериментальное исследование социальной идентичности в юношеском возрасте…………………………………………….…………………18 2.1 Организация и методы исследования……………………..…………………..18 2.2. Анализ идентичности с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича…………………………………………………………………………...…..26 Заключение………………………………………………………………….………29 Список используемой литературы………………………………………...………32 Приложение 1……………………………………………………………………….

Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте

курсовая работа
Психология
30 страниц
53% уникальность
2021 год
25 просмотров
Буркин М.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………..………………….3 Глава 1. Формирование идентичности в юношеском возрасте…………………..6 1.1 Понятие идентичности………………………………………………………….6 1.2 Феномен юношеского возраста………………………………………………..11 1.3Развитие и становление социальной идентичности в юношеском возрасте..14 Глава 2. Экспериментальное исследование социальной идентичности в юношеском возрасте…………………………………………….…………………18 2.1 Организация и методы исследования……………………..…………………..18 2.2. Анализ идентичности с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича…………………………………………………………………………...…..26 Заключение………………………………………………………………….………29 Список используемой литературы………………………………………...………32 Приложение 1……………………………………………………………………….
Читать дальше
Способность к самосознанию и самопознанию представляют собой исключительное достояние человека, который в собственном самосознании видит в себе субъект общения, сознания и действия, и тем самым становится в непосредственное отношение к самому себе. Итоговый продукт процесса самопознания - это динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), которая связана с их оценкой («самооценкой»), которая, в свою очередь, называется термином «Я-концепция». Социальная идентичность представляет собой осознание и переживание собственной принадлежности к определенным социальным общностям и группам. Благодаря идентификации с конкретными социальными общностями человек из биологической особи превращается в личность и социального индивида, что помогает ему оценивать социальные принадлежности и связи в терминах «Мы» и «Они». Изучение характеристик «Образа-Я» и социальной идентичности в юношеском возрасте, а также их становления имеет большое значение.


Можно легко узнать цены на курсовые работы на сервисе Work5.


Связано это, в первую очередь, с тем, что как раз в этом возрастном периоде происходит наиболее активный процесс их формирования, а это в большой степени влияет на особенности личности и поведение подростка. Именно за счет формирования положительного «Образа-Я», т.е. динамичной и целостной системы положительных эмоционально-оценочных и когнитивных представлений подростка о себе и адекватных способов формирования моделей поведения оказывает значительное влияние на личность подростка. При этом создание негативного «Образа-Я» способно привести к деформации личности. Современная научная литература все чаще оперирует понятием «личностная идентичность». Это связано с тем, что в связи с последними социальными изменениями усиливается интерес к проблеме самовыражения и выбора. При этом западная культура традиционно ассоциирует свободу выбора и самовыражения с проблемой личностной идентичности. В данной курсовой работе мы изучим особенности формирования идентичности в юношеском возрасте. В ней мы проанализируем концепции идентичности, рассмотрим возрастную динамику идентичности и подробно опишем особенности формирования идентичности в юношеском возрасте. На сегодняшний день существует множество научно-практических исследований, которые связанны с изучением формирования «Образа-Я» и социальной идентичности в юношеском возрасте (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и др.). При этом некоторые аспекты данной проблемы еще не имеют в полной мере глубокой научной разработки. Положения, которые высказывают некоторые исследователи, часто имеют очень противоречивый характер и нуждаются в более глубоком осмыслении и анализе. Исследование проблем становления социальной идентичности и «Образа-Я» обладает важным практическим значением для полноценной разработки рекомендаций, которые направлены на организацию продуктивного воспитательного процесса в юношеском возрасте. Цель нашей работы – изучение особенностей формирования идентичности в юношеском возрасте. Для реализации поставленных целей нами были сформулированы следующие задачи: 1) Дать понятие термину «идентичность»; 2) Рассмотреть феномен юношеского возраста; 3) Охарактеризовать развитие и становление социальной идентичности в юношеском возрасте; 4) Провести экспериментальное исследование социальной идентичности в юношеском возрасте; 5) Рассмотреть организацию и методы исследования; 6) Проанализировать идентичность с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Объект нашей работы - «Образ - Я» и социальная идентичность в юношеском возрасте. Предмет нашей работы - процесс формирования «Образа - Я» и социальной идентичности в юношеском возрасте. Методы исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - метод экспертной оценки; - тестирование (методика Куна «Кто я?», методика «ценностные ориентации» Рокича); - контент-анализ; - математический и статистический анализ данных. Структура нашей курсовой работы включает в себя: введение, две главы, каждая из которых содержит в себе несколько параграфов, заключение, список использованной литературы.

Читать дальше
Под социальной идентичностью понимается переживание и осознание своей принадлежности к определенным социальным группам и общностям. Из-за идентификации с конкретными социальными общностями человек из биологической особи становится социальным индивидом и личностью, что помогает ему производить оценку своих социальных связей и принадлежности, ориентируясь на термины «Мы» и «Они». Исследование особенностей «Образа-Я» и социальной идентичности и их становления в подростковом возрасте имеет большую значимость, потому что в это время происходит активный процесс их формирования, а это, в свою очередь, сильно влияет на особенности личности и поведения подростка. На данный момент существует множество научно-практических исследований, которые связаны с изучением социальной идентичности и формирования «Образа-Я» в юношеском возрасте (Румянцева П. В., Микляева А. В., Агафонов А.Ю., Баранова Т. С. и другие). Проблемой нашего исследования являлась необходимость осмыслить процесса самоопределения и сформировать ценностные ориентации в юношеском возрасте, учитывая тот факт, что процесс социализации на сегодняшний день характеризуется условиями неопределенности в социальных ситуациях, многообразии принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что в результате оказывает влияние на ход формирования идентичности в юношеском возрасте. Подростки, взрослея и социализируясь, пытаются перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества. Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности. Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей. Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности. Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам. Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.
Читать дальше
1. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - 168 с 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2016. - 347 с. 3. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. – 230 с. 4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2019. - 342 с. 5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47 6. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с. 7. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 2013. - 376 с. 8. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31 9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 2017.- 478 с. 10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. - М.: Флинта:2016. - 352 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Переживание одиночества студентами с разным уровнем тревожности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Римская комедия
Количество страниц:
27
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Международный трибунал по морскому праву
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image