Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект цивилизационного подхода к культуре 5
1.1 Характеристика цивилизационного подхода 5
1.2 Проблема характера и направления культурно-исторического движения 10
Глава 2. Характеристика концепций культуры (Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби) 17
2.1 Взгляды и теория О. Шпенглера 17
2.2 А. Тойнби и его концепция культуры 26
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Читать дальше
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Кроме вышеназванных подходов, немецким философом Освальдом Шпенглером был предложен культурологический подход, который был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в. Центральное понятие данного подхода – культура.
Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами.
На протяжении определённого периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу и даже выводит ее из этого символа, объявляя сущность культуры его выражением. Типологичную систему Шпенглера можно также назвать символической.
Вместе с тем, несмотря на наличие определенных эмпирических оснований для выделения локальных цивилизаций, в науке до сих пор не разработаны единые методологические принципы и критерии для классификации той или иной исторической общности в качестве автономной цивилизации, что представляется наиболее очевидной слабостью всех цивилизационных теорий. В последние годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, формирующейся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними.
В результате этого складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции, правовых и политических системах, специализированных компонентах и формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования, стилистике литературного и художественного творчества и т.п. при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах культур народов, составляющих ту или иную цивилизацию.
Чаще всего такого рода цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных пародов в состав единого многонационального государства, что задает всем им однотипную традицию институтов социальной регуляции (например, цивилизация «римского мира», китайская цивилизация, российская цивилизация) или на основании религиозного единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская цивилизация, средневековая восточно- и западно-христианская цивилизации) и т.п.
Читать дальше
1. Studia Ethnologica. Труды факультета этнологии. - М.: ЕУСПб, 2014. - 326 c.
2. Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология (1960-1990 гг.) (под ред. Козлов С.Я.). - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332 c.
3. Алексеева, А.А. Книга для чтения по регионоведению и этнологии на французском языке / А.А. Алексеева. - М.: Книжный дом "Университет" (КДУ), 2018. - 649 c.
4. Алексеева, А.А. Книга для чтения по регионоведению и этнологии на французском языке. Учебное пособие: моногр. / А.А. Алексеева. - М.: Книж-ный дом "Университет" (КДУ), 2018. - 508 c.
5. Алексеева, М. В. Etudes ethnologiques des regions / Книга для чтения по регионоведению и этнологии на французском языке / М.В. Алексеева, А.А. Алексеева, С.В. Алферов. - М.: КДУ, 2019. - 128 c.
6. Арутюнов, С.А. Основы этнологии. Гриф УМО по классическому университетскому образованию: моногр. / С.А. Арутюнов. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2018. - 903 c.
7. Бгажноков, Б.Х. Основания гуманистической этнологии / Б.Х. Бгаж-ноков. - М.: РУДН, 2018. - 272 c.
8. Бромлей, Ю.В. Концепции зарубежной этнологии / Ю.В. Бромлей. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 216 c.
9. Е, Г Вейденбаум Кавказоведение. История. Этнология. Путешествия. Литература. I. Кавказские этюды. Исследования и заметки / Е Г Вейденбаум. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 890 c.
10. Евстигнеев, Ю. А. Введение в этнологию / Ю.А. Евстигнеев. - М.: Астерион, 2018. - 936 c.
11. Евстигнеев, Ю. А. Введение в этнологию / Ю.А. Евстигнеев. - М.: Астерион, 2019. - 116 c.
12. Кабицкий, М. Е. История португальской этнологии / М.Е. Кабиц-кий. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 176 c.
13. Кабо, Владимир Круг и крест. Размышления этнолога о первобыт-ной духовности / Владимир Кабо. - М.: Восточная Литература, 2019. - 328 c.
14. Кадыров, Шохрат Матрица этнологии / Шохрат Кадыров и др. - М.: Ifecas, 2019. - 116 c.
15. Концепции зарубежной этнологии. - М.: Наука, 2017. - 216 c.
16. Лурье, С. В. Историческая этнология / С.В. Лурье. - Москва: Ма-шиностроение, 2019. - 448 c.
17. Марков, Г. Е. Немецкая этнология / Г.Е. Марков. - М.: Гаудеамус, Академический Проект, 2018. - 576 c.
18. Марков, Г. Е. Немецкая этнология. Учебное пособие / Г.Е. Марков. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2017. - 576 c.
19. Марков, Г.Е. Немецкая этнология / Г.Е. Марков. - М.: Академиче-ский проект, 2017. - 846 c.
20. Модестов, В.И. Введение в римскую историю. Вопросы доистори-ческой этнологии и культурных влияний в доримскую эпоху в Итaлии и нaчaло Римa / В.И. Модестов. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 814 c.
21. Непомнящий, Н.Н. Исчезнувшие народы. Очерки занимательной этнологии / Н.Н. Непомнящий. - М.: Концептуал, 2017. - 245 c.
22. Основы этнологии. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 704 c.
Читать дальше